Фрагмент для ознакомления
2
1 Внешняя среда как условие самоорганизации
Характерной чертой развивающихся систем является их способность к самоорганизации. Она проявляется в самосогласованности работы системы при помощи внутренних взаимосвязей с внешней средой. Действительность сегодняшнего дня говорит о том, что экономика столкнулась с внешними вызовами, которые приводят к неизбежности трансформаций управленческих условий. Внешняя среда функционирования компаний – это бизнес-стихия, неупорядоченная и непредсказуемая природа, для которой специфичны нелинейность деятельности, смещение причин и следствий. Существование организаций реализуется на грани хаоса. Устойчивость сказывается отрицательно на связи процессов, а длительное неравновесие дает положительные результаты. Происходит усиление эффекта «стратегического дрейфа», итогом чего является дрейф характеристик организаций. Формируется эффект «позиционного дрейфа» вследствие трансформации предпочтений клиентов, конкурентов, позиции компании.
Увеличивается спонтанность действий, решений, выбора. Интерес к долгосрочным структурам и планам уменьшается [3].
Поэтому управление перенастраивается на механизмы адаптации, которые могут противодействовать возмущению внешней среды. В итоге каждый день организация представляет собой новую систему, которая может эффективно работать в новых обстоятельствах.
Данное изменение философии управления сформулировано и поддерживается новой парадигмой менеджмента – «Менеджмент 2.0», основным подходом которой является идея управления саморазвитием организации в результате создания:
- механизмов формирования новых управленческих субъектов (лидеров изменений);
- механизмов самоорганизации как сочетания процессов административного управления и сознательного саморазвития работников [11].
2 Сущность и содержание процесса управления
Сущность любого явления выражается в функциональных особенностях. Например, теория Анри Файоля говорит, что существует пять функций управления.
Анри Файоля (американцы называют его «отцом менеджмента») также считают представителем «первого поколения» классической школы управления. Его пять основных функций управления до сих пор используются в теории управлении (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 - Функции процесс управления по А. Файолю [2, с. 151]
Файоль сформулировал 14 положения-принципа в управлении. Интересно, что эта система допускает возможность введения и новых положений.
Структурные принципы создают систему, в которой задачи, права и ответственность руководителя и работника взаимосвязаны. Организаторские функции подразумевают расчленение задач на более мелкие, их перегруппировку; передача и назначение определенного руководителя на определенный участок, передача ему ответственности.
В итоге работ Файоля и его последователей (Л. Урвик, Л. Гьюлик, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г. Черч) была сформирована административная модель организации, которая базировалась на четырех принципах:
1) четкое разделение труда по функциям;
2) четкая передача распоряжений и приказов по иерархии – сверху вниз;
3) единоначалие;
4) контроль осуществляется в отношении ограниченного числа подчиненных [3, с. 92].
На рисунке 2 мы изобразили задачи управления трудовыми ресурсами.
Рисунок 2– Задачи управления трудовыми ресурсами [4, с 49]
Бизнес-процессы, с которым сейчас сталкиваются субъекты инновационной культуры сектора рынка, сейчас важно учитывать как важный фактор при создании стратегии развития инновационных компетенций персонала.
3 Особенности организации и управления информационными сетями
Компании, предоставляющие услуги связи, сталкиваются с необходимостью управления и обслуживания своей сети для обеспечения ее высокого качества и надежности. По мере увеличения количества оборудования и усложнения информационной сети управленческая задача становится одной из важнейших в компании. Недостаточное внимание к управленческим системам может привести к потере клиентов компании.
Одной из основных проблем при организации управленческой системы сетью является то, что сеть применяет оборудование разных производителей. Обычно каждый производитель предлагает мощную и многофункциональную управленческую систему только своим оборудованием. Есть платформы сетевого управления, построенные на принципах коммуникации открытых систем – они дают возможность
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бочаров В.П. Теория и практика государственного предпринимательства / В.П. Бочаров, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский. -Воронеж : Воронеж, гос. ун-т, 2013. 98 с.
2) Виханский О. Стратегическое управление.- М., 2015.
3) Глухов В. В. Менеджмент/В. В. Глухов. — СПб. : Питер, 2016. — 600 с.
4) Дафт Р. Л. Менеджмент: пер. с англ. / Р. Л. Дафт ; ред. С. К. Мордовин. — СПб. : Питер, 2010. — 799 с.
5) Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 2016, 560 с
6) Друкер П. Практика менеджмента. М.: Вильяме, 2016. 398 с
7) Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2016. 272 с.
8) Казначевская Г. Б.. Менеджмент: учебник/Г. Б. Казначевская. — Ростов н/Д : Феникс, 2018. — 347 с.
9) Кибанов А. Я. Управление трудовыми ресурсами. - Москва: ИНФРА-М, 2018 - 283 с.
10) Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2016,704 с.
11) Молодчик А.В., Гагарина М.В. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ САМОРАЗВИВАЮЩИХСЯ, САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СИСТЕМ (2С-СИСТЕМЫ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1