Фрагмент для ознакомления
2
На мой взгляд, данная книга относится к историческим источникам, точнее, ее можно отнести мемуарам. Автор – искусствовед Николай Николаевич Никулин, прошедший войну и побывавший на волосок от гибели несколько десятков раз, - вспоминает свой военный опыт, пытается проанализировать военные события, сделать выводы о причинах победы, о то, что двигало в бой людей, что давало им силы выжить, какую роль в победе сыграло правительство, как вели себя немцы и русские, как воспринимали солдаты сотрудников СМЕРШа, – одного из страшнейших подразделений внутри советской армии, которое, по мнению автора, было чуть ли не равно по разрушительной силе наступлению противника.
Книга написана Никулиным в 1975 году, когда он смог свести воедино свои воспоминания и проанализировать свои впечатления о войне, и издана в 2008 году эрмитажным издательством Санкт-Петербурга.
В книге «Воспоминания о войне» Никулин ставит несколько важных, волнующих его вопросов. Это, прежде всего, вопрос о ценности человеческой жизни, о значимости ее в любых условиях – в мирное время или на войне. По мнению автора, ужас войны в том, что человек теряет свое лицо, становится просто пушечным мясом, перестает быть собственно человеком, и эта масса «нелюдей» воспринимается именно как пушечное мясо руководством армии, правительством, которое кидает в пекло войны просто некие подразделения, колонны, отряды, которые не имеют ценности каждой отдельной личности, а важны как расходный материал. Никулин пишет: «Война, которая велась методами концлагерей и коллективизации, не способствовала развитию человечности. Солдатские жизни ни во что не ставились. А по выдуманной политработниками концепции, наша армия – лучшая в мире, воюет без потерь. Миллионы людей, полегшие на полях сражений, не соответствовали этой схеме. О них не полагалось говорить, их не следовало замечать. Их сваливали, как падаль, в ямы и присыпали землей похоронные команды, либо просто гнили они там, где погибли. Говорить об этом было опасно, могли поставить к стенке "за пораженчество". И до сих пор эта официальная концепция продолжает жить, она крепко вбита в сознание наших людей. Объявили взятую с потолка цифру 20 миллионов, а архивы, списки, планы захоронений и вся документация - строгая тайна».
Другой важный для Никулина вопрос – внутренний геноцид русской армии, геноцид, исходящий от руководства и от СМЕРШа. По мнению автора, Великая Отечественная война велась страшным способом - потому что русским солдатам приходилось воевать не только с внешним врагом, фашистом, гитлеровцем, но и с внутренним – особистом, СМЕРШевцем, политруком. Никулин сетует, что русская армия была истощена изнутри, что люди не имели никакой идейности, потому что им были противны лживые лозунги и зажравшиеся, разжиревшие на ворованных харчах политруки и штабные крысы, потому что они просто хотели выжить, вернуться домой, вернуться к нормальной мирной жизни: «Бедные, бедные русские мужики! Они оказались между жерновами исторической мельницы, между двумя геноцидами. С одной стороны их уничтожал Сталин, загоняя пулями в социализм, а теперь, в 1941-1945, Гитлер убивал мириады ни в чем не повинных людей. <…> Войска шли в атаку, движимые ужасом. Ужасна была встреча с немцами, с их пулеметами и танками, огненной мясорубкой бомбежки и артиллерийского обстрела. Не меньший ужас вызывала неумолимая угроза расстрела».
И наконец, третий вопрос, который волнует автора, – это вопрос о памяти, сохранившейся о войне, о том, какой она предстает перед потомками, о той «прилизанности» и нечестной «героизированности», которую преподносят официальные источники. Никулин указывает на то, что тот образ воина-защитника, сражавшегося за Родину-за Сталина, который знаком нам с детства – это образ конфетный, лакированный, неестественный, но потомки не видят этой неестественности, так как не видели самой войны, не знают настоящих воспоминаний, постоянно слыша только официальные, красивые, героические возгласы о защите Родины.
Никулин отмечает, что до сих пор не проанализирована истинная история войны, ее истинное лицо, ужас и страх, грязь и смерть, отупение и озверение. А это – страшная ошибка, и она может отозваться в будущих поколениях, которые слишком сусально воспринимают героев войны, которые видят только романтику подвига, но не видят правды, зачастую столь обывательски примитивной, что становится страшно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимов, С. В. Жанр элегии в творчестве С. Есенина 20-х годов ̸ С.В. Акимов // Литература в школе. - 2011. - №12. - С. 7 – 8.
2. Алексеев, В. А. С. А. Есенин и православие. Сборник статей о творчестве С. А. Есенина. / В. А. Алексеев. - М.: ЗАО «Издательский дом «К единству!», 2011. — 512 с.
3. Аннинский, Л. Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. Переизданное. ̸ Л. Аннинский. - М., 2010. — 261 с.
4. Бельская, Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина: Кн. для учителя ̸ Л. Л. Бельская. - М., 1990. - 144 с.
5. Блудов, Ю. В. «Мой любимый песенник Серёжа...» — из разысканий о забытом есенинском адресате — ивановском поэте Дмитрии Белове. Дмитрий Белов МАЙ В СЕРДЦЕ. Издается в авторской редакции. ̸ Ю. В. Блудов. - Рязань: «Литера М», 2011.
6. Голоднова, Л. В. Тропа любви к творчеству Сергея Есенина. Учебное пособие. / Л. В. Голоднова. - М.: АПКиППРО, 2011.
7. Грибанов, Б. С. Женщины, которые любили Есенина ̸ Б.С. Грибанов. - М., Вече, 2017. - 320 с.
8. Громов, А. Сказание о Сергее ̸ А. Громов. - М.: ООО ИПЦ «Маска», 2010. — 174 с.
9. Дитц, В. Ф. Есенин в Петрограде Ленинграде ̸ В. Ф. Дитц. — Спб., 2003.
10. Есенин, С. А. Времена года в картинах русской природы ̸ С. А. Есенин. - М.: Эксмо, 2017. – 136 с.
11. Есенин, С. Стихотворения ̸ С. Есенин. - М.: «Э», 2017. — 96 с.
12. Занковская, Л. В. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. ̸ Л. В. Занковская. - М.: Флинта, 1997. - 417 с.
13. Изумрудов, Ю.А. Нижегородский поэт Иван Ермолаев: портрет на фоне эпохи. Новое имя из литературного окружения Сергея Есенина ̸ Ю. А. Изумрудов. - Н. Новгород: ООО «БегемотНН», 2017. — 304 с.
14. Мамлеев, Ю. В. В поисках России ̸ Ю. В. Мамлеев // Литературная газета. – 1996. - № 9. - С. 56-64.
15. Марченко, А. М. Поэтический мир Есенина ̸ А. М. Марченко. - М.: Советский писатель, 1989.
16. Меркулов, В.В. С. А. Есенин. Литература о жизни и творчестве. 1921-2014 гг. Библиографический справочник. 2-е издание, исправленное, значительно дополненное ̸ В. В. Меркулов. - Ногинск: «Шерна», 2014.
17. Наумов, Е. И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. ̸ Е. И. Наумов. – Спб., 2006.
18. Нечетов, С. В. О типологической близости в творчестве С. Есенина и А. Рембо ̸ С. В. Нечетов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2012. - №3. - С. 38 – 43.
19. Николаев, Г. Ю. Загадка Есенина. Роман-эссе ̸ Г. Ю. Николаев. - М.: Зебра Е, 2011.
20. Никольский, А. Диалектизмы в языке С. Есенина (материалы для «Есенинской энциклопедии») ̸ А. Никольский // Современное есениноведение. – 2008. - № 8. - С 90-96.
21. Петрова М.А. Ретроспекция как способ построения лирического сюжета в поэзии С.А. Есенина: мотив воспоминаний /М.А. Петрова // Rhema. Рема. - 2011. - № 6. - С. 40 - 46. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektsiya-kak-sposob-postroeniya-liricheskogo-syuzheta-v-poezii-s-a-esenina-motiv-vospominaniy
22. Поликовская, Л. В. Есенин. Русский поэт и хулиган ̸ Л. В. Поликовская. – М.: Вече, 2014.
23. Прокушев, Ю.Л. Слово о Есенине ̸ Ю. Л. Прокушев. – М., 2011 – 305 с.
24. Радечко, П. И. Реабилитированный Есенин. Вступ. ст. Ю. Фатнева. ̸ П. И. Радечко. - Минск: «Четыре четверти», 2011. — 408 с.
25. Савченко, Т. К. Есенин и русская литература ХХ века: влияния, взаимовлияния, литературно-творческие связи ̸ Т. К. Савченко. - М.: Русскiй Мiръ, 2014.
26. Серегина, С. И. «Маленькие поэмы» С.А. Есенина как циклическое единство ̸ С. И. Серегина ̸ ̸ Современное есениноведение. – 2011. - № 6. - С. 47 – 54.
27. Скороходов, М. В. Сергей Есенин. Истоки творчества. Вопросы научной биографии ̸ М. В. Скороходов. - М.: ИМЛИ РАН, 2014.
28. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб., Профессия, 2002. - 448 с.
29. Степнов, А. С. Образы животных в творчестве С. Есенина ̸ А. С. Степнов // Вестник ЦМО МГУ. - 2011. - №1. - С. 80 – 84.
30. Тер-Газарян, О. Есенин и Айседора Дункан. Одна душа на двоих ̸ О. Тер-Газарян. - М.: Рипол Классик, 2014.
31. Шубникова – Гусева, Н. И. Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников/ Сост. общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. - М.: ТЕРРА; Республика, 1997. - 592 с.
32. Щербаков, А. Ю. Гении и злодейство. Новое мнение о нашей литературе ̸ А. Ю. Щербаков. - М.: Центрполиграф, 2011.