Фрагмент для ознакомления
2
В течение 80-х гг. ХХ в.-10-х гг. ХХІ в. ученые обращают большое внимание на музейную памятку и ее место в системе историко-культурных ценностей [18, с. 14]. Исследование этого понятия были связаны с решением определенных терминологических проблем. Понятие музейного памятника обозначают такими терминами, как «музейная достопримечательность», «музейный предмет– - «предмет музейного значения», «музеалия».
В XXI в. благодаря трудам группы ведущих европейских и североамериканских музеологов (Фридрих Вайдахер (Германия), Иво Мароевич (Сербия), Сюзен Пирс (Великобритания), Грег Финли (Канада), Зиновий Мазурик (Украина) и др.) формируется постнеоклассическая, т. н. объектная методология, акценты которой сосредотачиваются в плоскости исследования материальной культуры и собственно музеев как основополагающих элементов культурного и природного наследия.
2. Ключевые понятия музееведения
Чтобы лучше понять предмет музееведения, необходимо освоить его ключевые понятия, а именно, что такое «музейный предмет», «музей» и «музейное дело».
Проще всего понятие «музейный предмет» определить следующим образом: «Это тот предмет, что находится в музее или, точнее, в фондах музея». Но такое определение не удовлетворяет научным требованиям. Ведь под музейным предметом мы, прежде всего, понимаем оригинал, непосредственный результат деятельности человека или жизни природы, имеющий значение документа и соответствует профилю музея. Итак, в этом определении подчеркиваются, что музейный предмет является преимущественно вещевым и изобразительным носителем информации. Одновременно, музейные предметы являются не только первоисточниками знания, но и культурно-историческими ценностями. Выступая основой всей деятельности музея, они обладают функцией исторической памяти. В музейном предмете отражается особое отношение человека к действительности, которое характеризуется так называемой музейной необходимостью. То есть ценность музейного предмета проявляется и фиксируется в процессе музееведческого и профильно-научного исследования. Исходя из сказанного, можно вывести, что музейный предмет – это выбранный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем социальной и эстетико-научной информации, аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, а следовательно и частью национального достояния .
Что же касается содержания понятия «музей», то оно не является однозначным и в значительной степени зависит от осознания феномена музея, его роли и значения. В частности, музей может описываться в системе понятий таких наук, как социология, семиотика, теория информации. Достаточно распространенной является биологическая теория, согласно которой возникновение коллекций музейных предметов объясняется инстинктом накопления. Существует и филологическая теория, которая объясняет возникновение музеев подражанием античным храмам – музеумам. Однако в этом случае скорее говорится об этимологии самого термина, о чем понятия, раскрывает его природу.
В Советском музееведении возникновение музеев в основном обусловливалось общественной необходимостью. Но при том была опасность приуменьшить такие функции музея, как сохранение, накопление и исследование. Из того следует, что музей является специализированным институтом, который удовлетворяет общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, эстетических ценностей.
Вполне понятно, что в зависимости от того или иного понимания цели, ведущих задач и основных функций музея будет различаться и его трактовки. Для примера приведем два типо-логически однородных определения, каждое из которых по-своему характеризуется полнотой охвата и четкостью изложения. Согласно первому, музей является исторически обусловленным многофункциональным институтом социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях. Во втором определении подчеркивается, что музей является научно-исследовательским и культурно-образовательным учреждением, в котором собирают, комплектуют, изучают
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Байдахер Фридрих. Общая музеология / за ред. Зеновия Мазурика; Пер. с нем. X. Назаркевич, О. Лянг, В. Лозинского. – К.: Летопись, 2015. – 124 с.
2. Власюк Г. М. Музееведение и архивное дело: Учеб.-метод, пособ. / Г. М.Власюк, О. Ю.Зосимович, М. В. Хададова. – М.: Высь, 2016. – 250 с.
3. Заболотная И. В. Музееведение / И. В.Заболотная. – М.: Гардарики, 2014. – 187 с.
4. Маньковская Г. Музеология как научная отрасль: современный дискурс и проблема теоретического интегрирования / Г. Маньковская // Краеведение: научный журнал. – 2018. - Ч. 3-4. – С. 136-144.
5. Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. – Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 432 с.
6. Рутинский М. И. Музееведение: учеб. пособие / М. И.Рутинский, О. В.Стецюк. – К.: Знания, 2018. – 429 с.
7. Сапанжа О. С. Истоиография музеологии, Музееведение, музеографии: к вопросу разделений понятий / О. С. Сапанжа // Вопросы музеологии. – 2013. - вып. № 2(8). – С. 197-205.
8. Шрайнер К. Предмет исследования музееведения и происхождение дисциплины / К.Шрайнер // Музееведение музеи мира: Сб. науч. тр. – М.: 2017. – С. 5-10.