Фрагмент для ознакомления
1
История вожатского дела
Нормативно-правовые основы вожатской деятельности
Профессиограмма вожатого
Самодиагностика соответствия профстандарту «Вожатый»
Азбука форм и методов работы вожатого
Летний календарь интересных дат на 2021 год
Мой отряд
Отрядный план-сетка
Направления работы вожатого по возрастным периодам
Игротека
Легенды
Тематические линейки
Коллективное творческое дело
Вечерний огонек
Массовые мероприятия
Песенник
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
2
История вожатского дела
1876 г Швейцарские Альпы построен первый в мире лагерь отдыха. В него входило всего 68 детей, по преимуществу это были дети из рабочих семей. В качестве воспитателей выступали их же родители-добровольцы.
1880-е годы США Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах. Нация болела, вырождалась, детская смертность была очень высокой. И решение создать детские, летние кампусы было продиктовано тем, что преимущества сил природы для физического и морального блага человека неоспоримы. Популярность таких кампусов росла, и в 1890-е годы их появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи из бедных слоев городского населения смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков.
1902 г лагерь Kehonka в Нью-Гемпшире, Wyonegonic в Бриджтоне (штат Мэн).
Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл в 1911 и 1912 годах появляются лагеря Camp Fire Girls и Girl Scoutsof the USA. Вскоре начинается строительство летних кампусов для девочек из семей среднего класса. Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании, им в 1907 году был проведен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scoutingforboys»
1866 г Эрнест Сетон-Томпсона сформировал идею «пионеринга», частично связанную с его мировоззрением, частично – с романом Фенимора Купера «Пионеры», где повествуется о первых американских переселенцах. В 1902 году вышла первая статья Томпсона, посвященная данной теме. За 4 года вышло еще несколько работ, а его идеи получили общенародную поддержку и вскоре вылились в национальную программу скаутов
1907 г Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл Появляется скаутское движение в Великобритании
26 августа 1914 го Олег Иванович Пантюхов 30 апреля 1909 года считается днем рождения русского скаутинга. Первое звено (патруль) Пантюхова называлось «Бобер». Старались ввести и свою русскую форму, а ротный портной сшил русские кафтаны и барашковые шапки с малиновым верхом.
1923 г пионеры Москвы Были созданы первые группы октябрят. Большинство октябрят были ровесниками Октябрьской революции, оттуда такое название. В августе 1924 года эти группы официально были признаны как подготовительные при пионерской организации. Группа октябрят создавалась в первом классе школы и действовала в течение всего обучения в начальных классах под руководством одного из пионерских отрядов. Пионерский отряд являлся коллективным вожатым октябрят, организовывал работу в октябрятской группе с целью подготовить ребят к вступлению в пионерскую организацию. Вожатых групп октябрят обычно утверждал совет дружины, а вожатых звездочек – совет отряда-шефа.
1922 г Площадь Третьего Интернационала Проходил праздник скаутов на площади Третьего Интернационала с парадом и показом гимнастических упражнений. Но 24 апреля 1926 года органы ГПУ провели аресты среди российских скаутлидеров. Уже тогда они получили сроки в Соловецких лагерях. Именно двадцать шестой год многие историки считают датой практического прекращения деятельности скаутской организации в России.
Конец 30-х и начало 40-х годов Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) «Тимуровское движение» развернулось в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940-х годов под влиянием повести Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) «Тимур и его команда»
1960-е гг Игорь Петрович Иванов. Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 1960-х годов и первоначально активно использовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД)
1971 г Елена Александровна Леванова Появился Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского педагогического государственного института им. В.И. Ленина, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники.
2. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности
Уровень документа Название Основные аспекты
Международный Конвенция ООН о правах ребенка Конвенция – основной документ, регламентирующий этическую сторону деятельности вожатого, документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию.
26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна.
13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР, сохраняет обязательства по Конвенции.
СТАТЬЯ 1 Согласно ст. 54 Семейного Кодекса, ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). По достижении этого возраста человек становится дееспособным- то есть, способен своими действиями приобретать и осуществлять права; создавать и нести обязанности
СТАТЬЯ 3 Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсенина, Е.Н. Энциклопедия детских игр. Развивающие, психологические, музыкальные, подвижные игры / Е.Н. Арсенина, О.Л. Матюшкина, С.А. Хромова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 256 с.
2. Бесова, М. Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере / М. Бесова. – Ярославль: Академия развития; Академия холдинг, 2004. – 159 с.
3. Военно-спортивные игры. 7-11 классы / авт.-сост П.Ф. Куклин, Л.А. Тетушкина, Л.А. Лаврова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 173 с.
4. Игротека педагога / сост. А.Г. Баковец. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с.
5. Игры на свежем воздухе / авт.-сост. В.В. Маркевич. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. – 112 с.
6. Камакин, О.Н. Ты стал Вожатым… Что делать? / О.Н. Камакин // Воспитание школьников. – 2016. – № 5. – с. 60-65.
7. Конькова, О.С. Маршрутами вожатского лета: Из опыта работы в детском оздоровительном лагере: учеб.-метод. пособие / О.С. Конькова, О.С. Мордасова. – Мичуринск: МГПИ, 2005. – 135 с.
8. Шаульская, Н.А. Летний лагерь: день за днем. Навстречу чудесм. Праздники, конкурсы, тематические дни / Н.А. Шаульская, О.А. Лифшиц. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.