Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 9
Список литературы 10
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данном исследовании, связана с тем, что каждая сфера человеческой жизни может изучаться с точки зрения различных наук.
Психолингвистика, которая изначально представляет собой комплексную науку, науку о связи между различными процессами, имеет выраженный междисциплинарный характер, т.е. может быть использована в различных областях – как теоретических исследований, так и практических сферах. Психолингвистика необходима для оценки различных процессов, в которых принимают участие язык и психика человека, отражения тесной взаимосвязи этих двух важнейших категорий.
Степень изученности проблемы. Вопросу о междисциплинарном характере такой науки как психолинвгистика посвящен ряд научных трудов, однако в существующей научной литературе отсутствует единая четкая методология исследования основных понятий психолингвистики, не в полной мере отражены наиболее уникальные методы изучения психолингвистических категорий.
Цель исследования – провести анализ психолинвгистики как межотраслевой науки.
Объект исследования – психолингвистика как наука.
Предмет исследования – межотраслевой характер психолингвистики.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Изучить понятие и основные принципы психолингвистики как науки междисциплинарного характера.
2. Охарактеризовать виды психолингвистических исследований, которые описаны в научной литературе.
3. Определить основные сферы применения психолингвистики в современной научной практике..
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, обобщение, классификация, моделирование.
Теоретическая значимость исследования обусловлена изучением научной литературы по проблеме применения психолингвистики как междисциплинарной науки в различных областях научного и практического знания. Собранные данные могут быть полезны для продолжения научной работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования связана с возможностью применения полученных в ходе написания работы данных в практической деятельности, которая осуществляется в различных сферах, где существует возможность использовать психолингвистику.
Структура исследования. Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Основная часть
Под психолингвистикой понимается наука о взаимосвязи и взаимовлиянии психики и речевой деятельности человека в различных социальных условиях .
Исходя из того обстоятельства, что речевая деятельность каждого человека является неким индикатором его психики, а состав речевой деятельности очень многообразен и включает в себя не только создание языкового материала, но и его восприятие, психолингвистика применяется в различных отраслях научного знания и практической деятельности .
Фактически можно сказать, что каждая сфера общественной жизни напрямую зависит от речи и психических особенностей ее восприятия. Не существует единой классификации межотраслевого характера психолингвистики, поскольку разные авторы выделяют различные направления исследований, так или иначе, не включая в свои классификации отдельные отрасли и научные дисциплины .
Однако в рамках данного исследования можно составить собственную классификацию отраслей, в которых в разной степени применяются психолингвистические знания.
Все рассмотренные в научной литературе области применения психолингвистики можно условно разделить на несколько категорий, которые представлены на рисунке 1 .
Рисунок 1. – Основные категории сфер применения психолингвистики
В области психологии психолингвистика применяется в различных областях. Так, известно применение психолингвистических знаний и методов в социальной и общей психологии, психологии развития, этнической психологии. С помощью психолингвистики психологи изучают различные общественные процессы, формирование и развитие личности, факторы развития этнической культуры различных народов .
В сфере коммуникации психолингвистические методы применяются в таких областях как реклама связи с общественностью, межкультурная и межличностная коммуникация, развитие переводческих технологий, формирование стратегий предотвращения и решения конфликтов и т.д.
Для развития обучающих технологий также активно применяются психолингвистические методы. Психолингвистика важна для организации обучения иностранным языкам, интерактивного и тренингового обучения, формирования учебных навыков детей с нарушениями психического, речевого и интеллектуального развития и т.д.
В языковых отраслях взаимодействие психики человека и его речевой деятельности подробно изучаются в рамках лингвистики и языкознания, организации речевого взаимодействия различных социальных групп, а также анализа методов донесения информации от субъекта к объекту языковой коммуникации.
Социология использует психолингвистику для изучения ряда социальных явлений и процессов, в частности, взаимодействия различных социальных групп. В рамках данного направления выделяется также анторопологический контекст применения психолингвистических знаний и методов, который необходим для изучения основных языковых факторов развития личности в современном обществе .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арсентьева, А.П., Худякова, И.Л., Волошина, О.С. Принципы проведения психолингвистических исследований в разрезе междисциплинарного знания / А.П. Арсентьева, И.Л. Худякова, О.С. Волошина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2022. – С. 50–62.
2. Вартанова, Е.Н., Заврагина, И.А., Пичугин, С.С. Принципы и методы психолингвистических научных исследований: история и современное состояние / Е.Н. Вартанова, И.А. Заврагина, С.С. Пичугин // Материалы международной научно-практической конференции «Современные подходы к исследованию психических процессов и их влияния на социальные отношения». – Волгоград: Волжский государственный университет, 2022. – С. 15–29.
3. Горошко, Е.И., Овчинникова, Е.Г., Попова, З.Д. О статусе современной психолингвистики / Е.И. Горошко, Е.Г. Овчинникова, З.Д. Попова // Вопросы психолингвистики. – 2007. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-statuse-sovremennoy-psiholingvistiki (дата обращения: 15.09.2022).
4. Курилова, Г.В.. Мануйлова, С.И. Концепции исследования влияния речевой деятельности на различные сферы жизни человека в обществе / Г.В. Курилова, С.И. Мануйлова // Сборник статей Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Язык и культура. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 40–56.
5. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. Учебник / А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1997. – 287 с.
6. Моисеенко, А.В., Наварская, И.С., Пилютина, Г.А. Современные научные представления о взаимосвязи речевой деятельности человека и социальных процессов / А.В. Моисеенко, И.С. Наварская, Г.А. Пилютина // Сборник статей Дагестанского государственного университета. Вып. 2. Психология и социология. – Махачкала: Издательство Дагестанского государственного университета, 2018. – С. 106–122.
7. Стернин, И.А. Психолингвистика и концептология / И.А. Стернин // Вопросы психолингвистики. – 2007. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvistika-i-kontseptologiya (дата обращения: 15.09.2022).
8. Хороших, П.П. От отдельного направления к полинаучному знанию / П.П. Хороших // Филология. Научные исследования. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvistika-ot-otdelnogo-napravleniya-k-polinauchnomu-znaniyu (дата обращения: 14.09.2022).
9. Шварева, Л.В., Рыженкова, А.В. Психолингвистика: междисциплинарный подход в обучении иностранным языкам / Л.В. Шварева, А.В. Рыженкова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvistika-mezhdistsiplinarnyy-podhod-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 14.09.2022).
10. Якубовская, П.А., Фролова, И.Т., Баринова, С.А. Современные психолингвистические исследования: особенности методологии и концептуального значения / П.А. Якубовская, И.Т. Фролова, С.А. Баринова // Вестник Хабаровского государственного университета. – 2021. – № 12. – С. 78–92.