Фрагмент для ознакомления
2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (Глагольные части речи и модальные слова)
А) ЗАДАНИЯ
1. Выписать 5 глаголов в той форме, в которой они употреблены в тексте, определить инфинитив, выделить основу инфинитива и настоящего (будущего) времени, определить класс, спряжение.
Катя и сама затруднялась ответить, почему обратила внимание на это приложение.
Затруднялась – затрудняться – затрудняjюсь – я/яj – 1 продуктивный класс, I спряжение (по форме инфинитива), показатели: инфинитив на -ять, не входит в состав исключений.
Обратила – обратить – обращу – и/щ – 5 продуктивный класс, II спряжение (по форме 3 л. мн.ч.), показатели: ударное окончание на –ят в форме 3 л. мн.ч., не входит в состав исключений.
Возможно, её привлекло название.
Привлекло – привлечь – привлеку – глагол на -чь – непродуктивный класс, I спряжение (по форме 3 л. мн.ч.), показатели: ударное окончание на –ут в форме 3 л. мн.ч., не входит в состав исключений.
От нечего делать она бродила по просторам "PlayMarket", пока взгляд её не зацепился за эмблему полицейского жетона с надписью "Police", а рядом шло название приложения "Орфографическая полиция".
Бродила – бродить – брожу – и/ж – 5 продуктивный класс, II спряжение (по форме инфинитива), показатели: инфинитив на -ить, не входит в состав исключений.
За это время она обработала тонну документов, присутствовала на семи совещаниях, где вела их протоколы, ответила на несколько сотен звонков и едва ли не больше звонила сама.
Ответила – ответить – отвечу – и/ч – 5 продуктивный класс, II спряжение (по форме инфинитива), показатели: инфинитив на -ить, не входит в состав исключений.
2. Выписать 5 глаголов, определить вид и способ глагольного действия, подобрать видовую пару, если есть.
Повысить – совершенный вид, парный, видовая пара – повышать (имперфективация), СДГ – действие ограничено по времени и в полноте.
Щелкнула – совершенный вид, парный, видовая пара – щелкать (имперфективация), СДГ – значение интенсивности действия.
Нажала – совершенный вид, парный, видовая пара – нажимать (имперфективация), СДГ – накопительный.
Уселась – совершенный вид, парный, видовая пара – усаживаться (имперфективация), СДГ – результативный (законченное действие завершенный процесс).
Всплыли – совершенный вид, парный, видовая пара – всплывать (имперфективация), СДГ – значение интенсивности действия.
3. Выписать из текста по 2 глагола а) действительного залога, б) страдательного залога, в) рефлексива и г) глаголы, не имеющие залога, указать причину отсутствия залога.
Глаголы действительного залога: выбрала, отработала.
Глаголы страдательного залога: сменилась, строится.
Глаголы рефлексива: называются, загрузилось.
Глаголы, не имеющие залога: ошибаться, потрудился (возвратные глаголы, не употребляющиеся без -ся).
4. Выписать из текста 3 предложения с модальными словами (или привести свои примеры), указать значение.
Возможно, её привлекло название.
Возможно – модальное слово обозначает вероятность, предположение высказываемого.
Конечно, различны поэтов сорта.
Конечно – модальное слово обозначает уверенность говорящего в реальности и достоверности сообщаемого.
Где-то ходит, наверное, конь керамический
Наверное – модальное слово означает вероятность, предположение высказываемого.
5. Выписать из текста 1 предложение, включающее предлоги и союзы или др. служебные части речи. Выделить эти служебные части речи и определить их значение в данном предложении.
Катя наугад ткнула в одно и прочла: "Евгений, 32 года. Должность: куратор, звание: майор".
Предлог в – пространственное значение, указывает на направление движения или действия.
Союз и – последовательность действий.
6. Выполнить морфологический разбор 10 слов: 2 глаголов, 2 причастий, 2 деепричастий, 2 наречий, 2 модальных слов(если какой-то формы из указанных в тексте нет, привести и разобрать собственный пример).