Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что развитие городов и их хозяйств является
одной из важнейших задач современной цивилизации. По мере роста городов растет число
вызовов, c которыми сталкиваются органы управления городами и необходимость в правовом
регулировании городской жизни является фундаментальной.
Тенденцией последнего столетия в мировом развитии стал рост роли городов. Процесс
урбанизации затронул все страны мира и характеризуется, во-первых, быстрыми темпами
увеличения городского населения и, во-вторых, ускоренным ростом крупных городов. В 1900 г. в
городах проживало 13% мирового населения, в 1950 г. - 29, в 1990 - 46, а в 2010 г. - свыше 50%. По
прогнозам экспертов, к 2030 г. численность городского населения увеличится до 5 млрд чел., а
города развивающихся стран будут охватывать 81% городского населения мира .
Глава 1.Общие представления о городе как объекте управления
Города как центры проживания людей известны с древних времен. Само появление городов и
городского образа жизни было важной ступенью перехода человека к цивилизации. Вместе с
появлением городов появилось и городское хозяйство, удовлетворявшее потребности их
жителей. Городское планирование имеет столь же долгую историю, как и сам город. Так как
функции городов универсальны, то города создавались и планировались повсюду примерно
одним и тем же набором средств.
Однако потребовалось несколько тысяч лет, чтобы городской образ жизни стал доминирующим
на Земле. Урбанизация является глобальным социально-экономическим процессом
современности. В середине прошлого века население городов Земли составляло 29,1 %, то есть
менее трети от всего населения Земли. По данным Организации Объединенных Наций
численность городского населения Земли в середине 2009 года впервые превысила численность
3
сельского населения. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что численность
городского населения Земли в 2014 году составляет 54 %. Ожидаемый ежегодный рост
численности городского населения Земли за период с 2015 по 2020 годы составляет 1,84 %.
Исходя из этих данных, к 2020 году численность городского населения Земли достигнет 63,2 %.
Таким образом, примерно за 70 лет доля городского населения Земли удвоится. Наряду с ростом
населения городов в мире растет потребность в эффективном управлении и развитии города и его
хозяйства. Тысячи ученых и студентов решают задачи, связанные с городами. Одной из таких
задач является необходимость правового регулирования развития города.
Одним из важнейших отечественных трудов о городе является труд Л. А. Велихова «Основы
городского хозяйства», изданный в 1928 году. Этот труд важен тем, что он заложил основы науки
о городе, а также в нем мы находим довольно объемное по содержанию определение понятия
«городское хозяйство». Городское хозяйство является деятельностью местных публичных органов
или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной
территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или
торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию
материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной
территориальной единицы и социального благосостояния живущего на ней и принадлежащего к
господствующему классу коллектива.
В период существования СССР города управлялись государственной централизованной системой
управления. За 74 года советской власти страна превратилась из государства с преобладающим
сельским населением в урбанизированную страну, в которой города были центрами науки,
культуры и промышленности. Среди достижений советского периода в области городского
хозяйства можно отметить Генеральный план реконструкции города Москвы, который был
направлен на улучшение условий трудящихся города, строительство метрополитена, расширение
центральных улиц и площадей, жилых домов, школ, и др.. Но в полной мере он реализован не
был.
После 1991 года в России управление городами было отдано органам местного самоуправления.
Исключение составляют города федерального значения, которые являются субъектами
Российской Федерации. Местное самоуправление представлено лишь внутри этих городов.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» делит поселения Российской Федерации на городские
и сельские. Городским поселением является город или поселок, в которых местное
самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные
органы местного самоуправления. Статья 14 данного закона касается вопросов местного значения
городского поселения, среди которых ведущую роль играет владение, пользование и
распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Таким
образом, в государстве законодательно закреплено понятие города, определен круг вопросов
органов местного самоуправления в отношении городского хозяйства, но при этом отсутствует
само определение «городского хозяйства», что представляется неправильным. Данное понятие
могло бы быть прописано во второй статье Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Глава 2. Современные особенности стратегического подхода к городскому управлению
При разработке стратегии развития городского хозяйства требуется исходить из гуманитарных
национальных, а не отраслевых и т.п. интересов. Гуманистическая составляющая в стратегии
развития городского хозяйства должна быть в основе. Это означает, что учитываться должна не
4
только экономическая значимость городов, но также и социальная, культурная, политическая и
иная. Стратегия предполагает научное выражение наиболее значимых, обладающих
устойчивостью социально-гуманитарных, эколого-экономических закономерностей развития
сообщества городов.
Исходя из сделанных допущений и анализа различий, стратегию развития городского хозяйства
следует определить как выражение долгосрочных целей его развития в региональном хозяйстве,
включающей в себя определенные средства и пути достижения данной цели. Что касается этих
последних, они содержат в себе соответствующие конструкции, структуры и элементы.
Основу управления составляет стратегии обеспечения комфортности городской среды обитания и
предполагает совокупность административных, экономических, институциональных (в том числе
законодательных) мероприятий по обеспечению производства, реализации (формирование
каналов сбыта), финансирования, технического оснащения городского хозяйства и связанных с
ним отраслей региональной экономики, направленных на повышение уровня городской среды
обитания и доведение его до необходимых критериев безопасности.
В современных условиях городские агломерации прежде всего могут использоваться в качестве
антикризисного инструмента для территорий региона и страны в целом. Благодаря им может
происходить сглаживание диспропорций в освоенности территории и укрепление экономических
связей за счет создания новых производств на новых территориях, что формирует более
комфортную среду для развития бизнеса, обеспечивает повышение качества жизни населения.
Важное влияние на развитие сельских поселений в России оказывают факторы «второй природы»,
а именно близость к городу .
Учитывая достаточно напряженную ситуацию на предприятиях машиностроения России с
обеспечением квалифицированными кадрами, администрация края совместно с
промышленными предприятиями осуществляет реализацию инновационной программы
подготовки кадров. Высшее профессиональное образование для специалистов в области
машиностроения предлагает Алтайский государственный технический университет. В настоящее
время в сфере машиностроения в нем обучается порядка 2 тыс. студентов. В целом агломерация
обладает определенным технологическим заделом и производственными мощностями по
развитию железнодорожного, энергетического и прочих отраслей машиностроения. В связи с
аграрной специализацией края актуальна организация производства сельскохозяйственной
техники и современного оборудования для животноводства, пищевой и перерабатывающей
промышленности. Весьма востребовано развитие различных производств для нужд городского
жилищного и коммунального хозяйства.
Агломерация стимулирует развитие систем кооперации, субконтрактации, центров инжиниринга,
а также инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные центры и площадки) и
центров промышленного дизайна.
Еще одним важным преимуществом агломераций является концентрация квалифицированных
кадров, что дает возможность ускоренного наращивания человеческого капитала.
Глава 3.Стратегическое управление инновационным развитием города
Проектная деятельность инновационного развития городов является важнейшим направлением
на всех уровнях государственного и муниципального управления. Управление проектами, как
технология повышения эффективности использования ограниченных ресурсов, все активнее
интегрирует¬ся в организационные процессы осуществления публичной власти. Внедрение
5
проектного подхода к управлению социально-¬экономическим развитием территорий является
одним из приори¬тетных задач в системе стратегического планирования Российской Федерации.
Существует и ряд других, не менее важных факторов, определяющих необходимость разра¬ботки
новых подходов к управлению проектами как механизму реа¬лизации стратегий социальноэкономического развития муници¬пальных образований. К таким факторам относятся:
абсолютная ограниченность ресурсов, которыми располагают органы местного самоуправления
для управления процессами стратегического развития территории;
наличие в муниципальных образованиях дополнительных ис-точников развития территории,
которые не могут быть выявлены и активизированы путем стандартных подходов к управлению
про¬ектами.
Инициативные стратегические проекты обладают рядом ха-рактеристик, отличающих их от
классических проектов. В отличие от инвестиционных, они направлены на создание
общественных и публичных благ, а потому напрямую «неинтересны» частным инве¬сторам, но в
силу своего публичного характера имеют притяга¬тельность для социального капитала (носителем
которого могут стать местные сообщества и хозяйствующие субъекты) [16].
Заключение
Городское хозяйство относится к отраслям непроизводственной сферы, т. е. оно производит не
материальную продукцию, а муниципальные услуги и некоторые работы. Услуги отраслей
городского хозяйства обладают всеми специфическими свойствами потребительских
муниципальных услуг.
Городское хозяйство представляет собой часть народного хозяйства, наиболее трудно
адаптируемую к условиям рыночной экономики. Эти трудности связаны с особенностями самого
городского хозяйства: с его комплексным характером, социальной значимостью, системой
финансирования и т. п., которые надо учитывать при решении проблемы его функционирования в
условиях становления рынка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» // Консультант плюс.
2. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: общее учение о городе, его управлении,
финансах и методах хозяйства. - М.: Наука, 1996. С. 220-221.
3. Глазычев В.Л. Политическая экономия города. - М.: Дело; АНХ, 2009. С. 21.
4. Государственное и муниципальное управление в Ставропольском крае: тенденции и
проблемы: монография / Барсукова Т.И. и др.; под ред. Т.И. Барсуковой, В.Ю. Максимова. -
Ставрополь: Мир данных, 2014.
5. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации.
М.: ТЕИС, 2004. 526 с.
6. Коломак Е.А. Оценка влияния урбанизации на экономический рост в России // Регион:
экономика и социология. 2011. № 4.
6
7. Коркина Т.А., Савенков Б.В. Городская политика и экономика: Учеб. пособие / Коркина Т.А.,
Савенков Б.В. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010.
8. Лаппо Г, Полян П., Селиванова Т. Агломерации России в ХХ! веке // Вестник Фонда
регионального развития Иркутской области. 2007. № 1.
9. Лаппо Г.М. География городов. М.: ВЛАДОС, 1997. 478 с.
10. Ловягин В.Ф. Мушич Ю.А. Управление городскими территориями: планирование
управленческих решений. - Новосибирск: Изд-во СГГА, 2011.
11. Малеева Т.В., Селютина Л.Г. Перспективы развития агломераций в России // Теория и
практика общественного развития. 2014. №10. С. 124-126.
12. Метелева Е.Р. Уточнение содержания понятий «город», «городское развитие» и
«управление городским развитием» // Известия Иркутской государственной экономической
академии. - 2011. - № 3. - С.160-164.
13. Невская М.А., Васильев Ю.Н. Управление городскими территориями: Учеб. пособие. - СПб.:
Изд-во СПГГИ, 2010.
14. Нефедова Т.Г. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. М., 2003. 408 с.
15. Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. М.: Международные
отношения, 1999. 382с.
16. Петров Н.В. Городские агломерации: состав, подходы к делимитации // Проблемы
территориальной организации пространства и расселения в урбанизированных районах.
Свердловск, 1988.
17. Современные вопросы и перспективы развития городского хозяйства: монография / под
ред. д.э.н., проф. А.И. Кузнецовой; Московский ун-т им. С.Ю. Витте. - М.: изд. ЧО- УВО «МУ им.
С.Ю. Витте, 2014. - 176 с.
18. Управление городом и городом: сб. науч. трудов. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014.
19. Яроцкая Е.В. К вопросу о критериях идентификации городской агломерации в условиях
инновационного развития регионов // Вестник науки Сибири. 2012. № 5 (6).