Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Никита Стифата - теолог X в., ученик Симеона Нового Богослова, который, в отличие от своего знаменитого учителя, большой славы себе не стяжал. В истории богословской литературы его труды также не особо известны. Есть точка зрения, утверждающая, что причиной этого является сложность и невнятность его языка, которая отталкивает от него исследователей (В. Грюмель) . Есть и другой взгляд, согласно которому Никита не создал ничего нового и оригинального и потому совершенно справедливо занимает место в ряду второстепенных, малоизученных богословов (А. Орбе).
Основная часть
В трактате «О рае» прослеживается три тематических пласта, в рамках которых разворачивается значительная часть размышлений Никиты: строение небес, иерархия небесных сил и путь человека к Богу. Эти три «слоя» текста структурно взаимосвязаны друг с другом и обращение к их отдельным элементам достраивает общую картину трактата.
Изначально Никита Стифат говорит о том, что Бог создал человека «двойным» . Это означает, что в человеке есть два элемента, каждый из которых познает мир. Одна часть – это ум, другая – чувства. Данный факт является основополагающим в трактате. На этом факте основано утверждение Стифата о том, что также есть и два рая. Первый рай – «Эдем», который располагается на Востоке. Это тот самый рай, который видим. В нем жили Ева и Адам. В Эдеме есть Древо познания добра и зла.
Заключение
Итак, в трактате «О рае» прп. Никита Стифат говорит о существовании двух раев.
Никита Стифат говорит о том, что Бог создал человека «двойным». Это означает, что в человеке есть два элемента, каждый из которых познает мир. Одна часть – это ум, другая – чувства. Данный факт является основополагающим в трактате. На этом факте основано утверждение Стифата о том, что также есть и два рая. Первый рай – «Эдем», который располагается на Востоке. Это тот самый рай, который видим. В нем жили Ева и Адам. В Эдеме есть Древо познания добра и зла.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Боднарчук Д.В. Основные богословские идеи трактата преподобного Никиты Стифата «О рае»// ВЕСТНИК НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ. 2015. № 4-3. С. 12-13
2) Бояринцева У. С. Вопрос богопознания в трактате «О рае» Никиты Стифата: опыт прочтения через Дионисия Ареопагита// Проблемы истории и культуры средневекового общества. Материалы XXXIV всероссийской научной конференции «Курбатовские чтения» (25–28 ноября 2014 года) [Электронный ресурс] / под ред. А. Ю. Прокопьева. — Электрон. текстовые дан. (1,9 Мб). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. С. 74-80
3) Никита Стифат. Трактат о Рае // Николай (Ким), прот. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб., 2003.
4) Шленов Д. ПРЕПОДОБНЫЙ НИКИТА СТИФАТ. О СТУДИЙСКИХ ОБЫЧАЯХ:"ОБ ОПОЯСАНИИ СТУДИЙСКИХ ДИАКОНОВ", "О ЛОБЫЗАНИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ С ПОМОЩЬЮ РУК", "О "НО СОБЛАГОВОЛИЛ АЛЛИЛУИЯ" СТЕПЕНЕЙ"//БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК. 2018. № 4. С. 312-330