Фрагмент для ознакомления
2
Аннотации статей по дисциплине
«Современные зарубежные исследования музеев и объектов культурного и природного наследия»
1. Лещенко А.Г. Проблемы становления музееведческой терминологии на международном уровне // Музей. -
2009.-№ 5.- С.42-46
В статье излагаются основные проблемы формирования музееведческой терминологии. Рассматривая
становления музеологии как учебной дисциплины, автор связывает данный процесс с появлением новых
терминов и понятий в данной сфере. В статье выделяются этапы терминологической гармонизации, которые
характеризуются изданием определенных словарей. Особое внимание обращается на сложности перевода
музееведческой литературы.
2. Менш П. ван Музеологическая терминология // Вопросы музеологии.- 2014.- № 1.- С.109-114
В статье подчеркивается, что именно наличие особого языка у музеологии позволяет считать ее
самостоятельной академической дисциплиной. Особое внимание уделяется истории попыток систематизации
музеологической терминологии. История рассматривается на примере таких стран, как ГДР, Чехословакия,
Канада и др.
3. Рутар В. Теоретические основы музеологической терминологии // Вопросы музеологии.- 2011.- №2.- С.37-43.
Особенностью данной работы является то, что музеологическая терминология рассматривается здесь с
лингвистической точки зрения. В статье делается упор на понятие «терминологии», которая рассматривается в
тесной связи с лингвистикой, в первую очередь, с такими ее частями, как лексикология и терминология.
Подробно рассматривается терминологическая работа, составными частями которой являются исключение,
гармонизация и терминография. Точкой отсчета для исследований такого рода являются семантический
треугольник Ричардса и Огдена, а так же семиотический треугольник Пирса.
4. Шола Т. Вечность здесь больше не живет. Толковый словарь музейных грехов / Пер. Н.Копелянская, Е.
Петрова. - Тула, музей-усадьба «Ясная Поляна», 2013. - 360 с.
Данное издание не является словарем в классическом понимании этого слова. Оно состоит из 27 глав,
разбитых на параграфы. При этом каждая глава может рассматриваться как отдельное законченное
произведение. Автор критически анализирует современное состо¬яние музейного дела, при этом он согласен
далеко не со всеми тенденциями, происходящими в музеях в наши дни. В книге указаны основные грехи
современного музея: его зависимость от частного и корпоративного финансирования, нехватка
профессионализма у сотрудников, излишества архитектуры и дизайна, гиперактивность, фетишизм,
элитарность и др.
5. Шола Т. Новая музеология и поступательное развитие культуры или пролог кибернетического музея // Музей
и демократия. Серия электр. Изданий MUSEUM PRO.- Вып.1.0. - М.:РИК, 1997.- С.28-36 /
В данной статье рассматривается предназначение музея в современном мире и его связь с развитием
культуры. Отмечается, что культура является незащищенной структурой, очень чувствительной к переменам. В
2
современном мире культуре угрожает множество опасностей, прежде всего, актуализация и
интернационализация. Подчеркивается положительная роль музеев и их влияние на процесс развития культуры.
6. Хадсон К. Влиятельные музеи/ перевод с англ. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. Главы VII- VIII.
В книге прослеживается связь между деятельностью наиболее известных музеев мира различных профилей с
развитием отдельных отраслей культуры. Под влиятельными понимаются те музеи, которые проложили новый
путь и сделали это так оригинально и ярко, что многие другие музеи охотно или вынужденно двинулись за
ними следом. Всего автор насчитывает 37 таких музеев. Каждый из них своим существованием, подходом и
стилем работы удовлетворял некую реальную общественную потребность, отражал некий сдвиг в
умонастроениях в национальном или международном масштабе, одновременно содействуя этому сдвигу.
7. Лоренте П.Х. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к
критической музеологии // Вопросы музеологии.- 2011.- №2.- С.45-64.
В статье показывается, что признание в университетских кругах является одним из критериев того, что
какая-либо отрасль знаний соответствует статусу научной дисциплины. Автор обращается к истории подготовки
музейных специалистов в университетах. Подчеркивается, что в настоящее время музеология включается в
программы бакалавриатов, магистратур, докторантур. В ряде университетов есть соответствующие кафедры;
выпускаются специализированные журналы по музеологии; регулярно проводятся конференции и семинары по
данной тематике. Указывается, что именно университет выступает площадкой для сотрудничества музейных
работников.
8. Наварро О. История и память в современном музее: Несколько замечаний с точки зрения критической
музеологии // Вопросы музеологии.- 2010.- №2.- С.3-11.
В статье дается определение музеологии, затем рассматривается становление и основные принципы
критической музеологии. Особое внимание уделяется музеям как исторически детерминированным феноменам.
Автор подчеркивает разницу между возникновением музеев в Европе и в Латинской Америке.
9. Харрис Дж. «Наша печаль, наше хрупкое мужество»: музеефикация и новая музеология // Вопросы
музеологии.- 2011.- №1.- С.31-41.
В статье рассматриваются две основные концепции: музеефикации (во всех смыслах этого слова) и
Новой Музеологии. Автор утверждает, что Новая Музеология представляет собой ответ на концепцию
музеефикации и попытку укрепить музеи. Сначала анализируется концепция музеефикации, приводятся
критические аргументы против.
10. Менш П. ван Коммуникация: язык экспозиции // Вопросы музеологии.- 2014.- № 1.- С.254-272.
Автор рассматривает функцию коммуникации применительно к музею, а именно к музейной экспозиции
(представляет собой взаимодействие идеи и материала). При этом экспозиция рассматривается как ядро
музейной коммуникации, как музеологический артефакт. Особое внимание уделяется структуре
экспозиционного материала; базовым типам экспозиции (субъективный, систематический, экологический и
нарративный); подходам к стилю экспозиции (эстетический, эвокативный, дидактический); техника
коммуникации (интерактивные и пассивные выставки).
11. Кримп Д. На руинах музея.// Искусство.- 2012.- № 2.- С. 19-35.
В данной статье рассматривается влияние постмодернизма на организацию современных музейных
пространств. Отмечается исчезновение музея в традиционной форме, а так же роль в этом процессе медиа
технологий. Анализируются концепции разных авторов о «смерти и разложении» в музеях.
3
12. Худякова Л.А. Музей между утопией и uchronie: Б. Делош о сущности музейной институции // Вестник
СПбГУ.- Сер.2.- 2013.- Вып 4.- С.145-152.
В статье рассматривается концепция музейной институции современного французского мыслителя
Бернара Делоша. При этом феномен музея рассматривается через призму понятий «утопия» и «ухрония».
Утопия рассматривается как история без места, а ухрония как вполне реальное место вне времени. Проводится
параллель между музейной ухронией и ухронией церковной. Анализ генезиса музейной институции дает
основание для определения музейной ухронии, ее связи с философской западной традицией, религиозной
формой, гуманистической идеологией.
13. Куклинова И.А. А. Мальро и Б. Делош: взгляд на природу художественного музея / И. А. Куклинова // Труды
Санкт-Петербургского государственного института культуры / СПбГИК. - Санкт-Петербург: СПбГИК, 2015. - Т.
212: Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. - С. 56-66
В данной статье подвергаются анализу две концепции: «воображаемого музея» А. Мальро и взгляды на
художественное собрание Б. Делоша. При этом анализ проводится с точки зрения их оценки генезиса музея как
публичного института и специфики восприятия произведений искусства как музейных предметов.
14. Куклинова И.А. Концепция Воображаемого музея в трудах Розалинды Краусс // Вестник ТГУ. Культурология
и искусствоведение. – 2017.- № 25.- С. 156-163.
В данной статье анализируется концепция «воображаемого музея» («музея без стен») А. Мальро в
интерпретации американского арт-критика Розалинды Краусс. Р. Краусс обращается к концепции
«воображаемого музея» А. Мальро и продолжает ее дальнейшую разработку. В статье уделяется внимание
таким работам Р. Краусс, как «Дискурсивные пространства фотографии. Пейзаж/ вид» и «Музей без стен эпохи
постмодернизма» (так и не переведена на русский язык).
15. Культурное многообразие: конфликт и плюрализм: всемирный доклад по культуре 2000+. - М.: МагистрПресс: UNESCO, 2002. - 416 с.
Издание представляет собой второй Всемирный доклад по культуре, подготовленный ЮНЕСКО, выпущенный
на русском языке. Свой вклад в написание данного доклада внесли разные страны. Поскольку издание является
изданием международного сообщества, то состав его авторов так же интернационален. Каждый автор в качестве
представителя своего народа и страны по-разному выбирал тему для выступления и оценивал ее. Данная
особенность делает исследование еще более многогранным и разносторонним.
16. Ключевые понятия музеологии. Сост.: A.Desvallées, Fr.Mairesse./ пер. А.В. Урядникова - Armand Colin,
ICOM, 2012. – 104 с.
Издание представляет собой небольшой словарь или справочное пособие, которое предназначено для
знакомства широкой публики с терминами (как в историческом, так и в современном контексте), которыми в
настоящее время изобилует язык. Сами авторы видят предназначение данного издания в том, что оно будет
непрерывно обновляться и исправляться, а так же стимулировать сотрудничество и дискуссии в сфере
музейного дела.
17. Захарченко И.Н. Воображаемый музей А. Мальро в пространстве современной культуры. //Мир музея. -
2008.- № 4. – С.59-62
В данной статье рассматривается концепция «воображаемого музея», которую в середине XX века
разработал французский исследователь А. Мальро. Анализируется концепция «воображаемого музея» в
контексте творческой деятельности А. Мальро. Анализируется «воображаемый музей» как серия
иллюстрированных изданий по всеобщей истории искусства (знакомство с искусством по репродукциям). В
4
современном понимании «воображаемый музей» или «Музей без стен» - это расширение границ музеефикации,
феномен виртуального музея.
18. Мальро А. Голоса безмолвия / пер. с франц. В.Ю. Быстрова; под ред. и с прим. А.В. Шестакова. СПб: Наука,
2012. 871 c.
«Голоса безмолвия» является главной книгой А. Мальро, для которой он собирал материалы на
протяжении всей своей жизни. В данной работе излагается философия искусства А. Мальро. Свои мысли автор
выражает в художественной форме эссе. Книга состоит из 4 частей:
1. Воображаемый музей;
2. Метаморфозы Аполлона;
3. Художественное творчество;
4. Размен абсолюта;
19. Захарченко И.Н. Теоретические аспекты формирования культурной политики Франции в первые годы V
Республики // Знание. Понимание. Умение. -2008.- № 4.
В статье анализируется культурная политика Франции второй половины XX века. Хронологический период
рассмотрения начинается с 1959 года (приход к власти Ш. Де Голля, учреждение Министерства по делам
культуры).
Особое внимание в статье уделяется теоретическим воззрениям А. Мальро, возглавлявшего 10 лет
Министерство по делам культуры. Именно в этот период были сформулированы основные приоритеты и
теоретический фундамент культурной политики, которых до сих пор придерживаются все последователи
Мальро.
20. Захарченко И.Н. Воображаемый музей: А. Мальро о судьбах искусства в современной культуре // Вопросы
культурологии.- 2008.- № 10. – С.59-62
В статье показывается, что концепция А. Мальро оказалась одной из первых значимых попыток выявления
новых смыслов функционирования искусства на основе изменившейся роли визуального фактора в культуре.
Концепция Воображаемого музея А. Мальро анализируется с точки зрения выявления новых смыслов искусства
в системе культуры.