Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Метод наблюдения
Цель работы: освоить наблюдение как диагностический метод, составив и осуществив программу наблюдения.
Задание на выполнение работы:
Актуализировать теоретические знания о методе наблюдения.
Составьте программу наблюдения за поведением человека во время выполнения им теста Дж. Равена описанного в 3 теме, или проективного теста Дом-Дерево-Человек, расположенного в 6 теме данного практикума.
Опробовать полученную схему наблюдения на 1 человеке и доработать бланк регистрации.
Провести наблюдение за 2-3 респондентами, заполнив бланки регистрации наблюдаемого явления.
Проанализировать полученные данные и написать выводы по каждому испытуемому в письменном отчете по отработке 1 темы практикума.
Вывод: ребенок до начала теста был довольно активен, дружелюбен и ко взрослым и к другим детям, во время теста вел себя спокойно, на чужие экспрессии внимания не обращала. По окончании теста наблюдалась усталость средней степени, ребенок хотел отдохнуть.
Выводы:
До начала теста мальчик был очень спокоен, рассудителен, проявлял легкое любопытство, тест выполнял очень старательно, старался не обращать внимания на других детей, слегка напрягался, это было видно по позе. По окончании теста наблюдалась легкая усталость и удовлетворенность собой.
Тема 2. Диагностическое интервью
Цель работы: научиться составлять вопросы для диагностического интервью и проводить его.
Задание на выполнение работы:
Актуализируйте теоретические знания о беседе как методе психологической диагностики. Акцентируйте Ваше внимание на проведении и особенностях конструирования интервью.
Составьте 10-15 вопросов для интервью по выбранной теме, например, интервью для отбора кандидата на некоторую должность в организации (при выполнении обязательно уточнить как должность, так и организацию, в которую хочет трудоустроиться кандидат).
Провести интервью с 2-3 кандидатами.
Проанализировать полученные данные и написать выводы по каждому кандидату в письменном отчете по отработке 2 темы практикума.
Тема интервью «Прием на работу» менеджер по продажам автосигнализаций премиум сегмента.
Протокол проведения интервью 1
Я (менеджер по найму): Александр Владимирович, я полагаю? Я рад встретиться с вами.
Александр (кандидат на работу): Здравствуйте! Рад познакомиться с вами!
Я: Большое спасибо за то, что вы пришли к нам сегодня! Я был очень впечатлен вашим резюме. И заметил, что ваша последняя работа была всего в нескольких кварталах отсюда? Вам интересен этот район?
Александр: Спасибо, что согласились встретиться со мной. Да, я работал прямо на Проспекте Космонавтов. Мне очень удобно добираться до этого района.
Комментарий: Будьте вежливы, поблагодарите человека, который проводит собеседование. Это помогает установить более высокий уровень доверия для интервью. Работодателю же важно на этом этапе не комментировать внешний вид потенциального сотрудника, как бы этого не хотелось сделать
Я: Итак, из вашего резюме видно, что обе последние работы похожи на ту позицию, которую мы открыли?
Александр: Да, так и есть. Я прошёл хорошую подготовку и имею внушительный опыт по этой специальности в разных областях.
Комментарий: Это открытый вопрос. Проводящий собеседование пытается узнать у кандидата имеющийся опыт и ожидания, касаемые текущей позиции. Если работа настолько похожа на две последних, то почему работник хочет уйти? Может у него есть какие-либо проблемы на последнем месте работы?
Я: Чем вас привлекла наша вакансия?
Александр: Хоть функционал, который мне придётся выполнять, и похож на последнее место работы, у вас в фирме я получу больше возможностей для развития. В моей нынешней работе я чувствую себя ограниченным. Мне нужно строго придерживаться определённых рамок, нет свободы действий. Например, я не могу взаимодействовать с людьми из других отделов, не согласовав это со своим начальником. Она не плохой человек. Но есть ограничения того, что я могу успешно делать и сам, но нет возможности для этого.
Комментарий: Это как раз тот ответ, который желал услышать Сергей. Он пытается заставить Александра рассказать об истинных причинах, по которым он меняет место работы на похожее
Потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения 40
Предполагается значительную степень близости взаимоотношений, доверительности. Такие работники будут удовлетворены в условиях доверия, благоприятных рабочих и личных взаимоотношений, свойственных эффективной команде.
Избыток деталей - «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.
Особо щепетильная детализация - скованность, педантичность.
Извинения из-за рисунка - недостаточная уверенность.
Упорно рисует, несмотря на трудности - хороший прогноз, энергичность.
Голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Большая голова у фигуры противоположного пола - мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.
Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
Ноги отсутствуют - робость, замкнутость. Ноги акцентированы - грубость, черствость. Ступни - признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные - потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: РГИУ, 1998. – 188 с.
2. Айзенка личностный опросник. // Материал Энциклопедии психодиагностики. - http://psylab.info.
3. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебн-практическое руководство / А.П. Двинин, И.А. Романченко. – СПб.: Речь, 2012. – С. 70-73.
4. Двинин А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебн-практическое руководство / А.П. Двинин, И.А. Романченко. – СПб.: Речь, 2012. – С.73-81.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, Питер, 2010. – 512 с.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2013. – 784 с.
7. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009. – 301с.
8. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова— Л.: ЛГУ, 1977. — 175 с. // Гл. 2. — С. 19 - 43.
9. Методы социальной психологии / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. — Л.: ЛГУ, 1977. — 175 с. // Гл. 4.Опрос — С. 61—120.
10. Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов / Н.С. Минаева, Д.В. Пивоваров, Э.Л. Боднар и др.; под общ. ред. Н.С. Минаевой. – М: Академический проект, 2007. - 351 с. // Метод интервью. – С. 116-139.
11. Мотивационный профиль (Ш. Мартин, П. Ричи).
12. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт.-сост. Г.А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006. – 232 с.
13. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой и К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652 с.
14. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, А.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с. // 3.1. Метод наблюдения – С. 66-71.
15. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, А.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652 с. // 3.2. Беседа – С. 71-74.
16. Равен Дж. К., Курт Дж. Х., Равен Дж. Стандартные прогрессивные матрицы. Руководство.– М.: Когито-Центр, 2012. - 144 с.
17. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2008. – 208 с. (или более раннее издание).
18. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ., под ред. проф. Е.А. Климова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 400 с. — (Серия «Зарубежный учебник»).
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 704 с.
20. Туник Е. Опросник креативности Джонсона // Школьный психолог. №47.– 2000.
21. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 768 с. // Методика «Таблицы Равена» С.114-176; 409-414.
22. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с. // 4.1. Прямое наблюдение. – С. 170-185.