Фрагмент для ознакомления
1
1 Проанализируйте содержание памяти стабильных массовых совокупностей типа общества (социума). Приведите примеры.
2 Проанализируйте слои социальной памяти (социальное бессознательное, наследуемое генетически, в том числе этническая психология, архетипы, социальные инстинкты («потребность в другом человеке», сочувствие, подчинение лидеру и т.п.); культурное наследие, состоящее, во-первых, из не овеществлённой (неопредмеченной) части, представляющей собой общественное сознание в виде национального языка, обычаев, знаний и умений, полученных от предыдущих поколений или созданных данным поколением, и овеществленной (опредмеченной) части, состоящей из памятников культуры в виде артефактов (искусственно созданных изделий), документов (специальных коммуникационных сообщений) и освоенной обществом природы: пашни, полезные ископаемые, домашний скот и т.п.). Приведите примеры.
3 Проанализируйте высказывание И.С. Тургенева, назвавшего русский язык великим, могучим, правдивым и свободным, были веские основания для уверенности в том, что такой язык «дан великому народу». Приведите примеры.
Фрагмент для ознакомления
2
1 Проанализируйте содержание памяти стабильных массовых совокупностей типа общества (социума). Приведите примеры.
Содержание памяти стабильных массовых совокупностей типа общества (социума) образуют социальные смыслы — знания, умения, стимулы, эмоции, полезные для жизни данного общества (бесполезные смыслы из памяти выпадают). Социальные смыслы бывают естественными (внекультурными, передаваемыми генетически) и искусственными, т. е. культурными, созданными коллективным разумом общества.
Соответственно, социальная память состоит из двух слоев:
• социальное бессознательное, наследуемое генетически, в том числе этническая психология, архетипы, социальные инстинкты («потребность в другом человеке», сочувствие, подчинение лидеру и т.п.);
• культурное наследие, состоящее, во-первых, из неовеществленной (неопредмеченной) части, представляющей собой общественное сознание в виде национального языка, обычаев, знаний и умений, полученных от предыдущих поколений или созданных данным поколением, и овеществленной (опредмеченной) части, состоящей из памятников культуры в виде артефактов (искусственно созданных изделий), документов (специальных коммуникационных сообщений) и освоенной обществом природы: пашни, полезные ископаемые, домашний скот и т. п.
Неовеществленную часть культурного наследия (общественное сознание) можно назвать духовной культурой (ДК), а овеществленную—материальной культурой (МК).
Структура и содержание групповой памяти зависит от социальной группы, которой принадлежит эта память. В социологии различат малые социальные группы, большие социальные группы и массовые совокупности (случайная толпа, массовая аудитория и т.п.).
- Малыми группам иявляются семья, первичная возрастная группа, производственная ячейка (бригада, команда, экипаж, отдел), досуговая компания (клуб по интересам).
- Большие социальные группы – это совокупность людей, обладающих общими социальными признаками: а) социально-демографические группы формируют такие признаки, как возраст, пол, образование, национальность; б) производственно-экономические группы образуются по имущественному цензу, сословно-классовой принадлежности, профессии; в) общественные объединения: политические партии религиозные конфессии, профсоюзы, молодежные союзы, советы ветеранов и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
2. Йейтс Ф. Искусство памяти. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 480 с.
3. Колеватов В. А. Социальная память и понимание. — М.: Мысль, 1984. — 190 с.
4. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. — СПб.: Питер, 1995. — 216с.
5. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Эйдос, 1994 — 96с.
6. Психология памяти/ под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2000. — 816 с.