Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
I. Общая характеристика общения. 3
1. Общение как особый вид деятельности 3
2. Функции общения. 4
3. Средства общения. 4
4. Общение и речь. 5
5. Эмоции и чувства как регуляторы общения. 6
II. Развитие навыков общения дошкольника в игровой деятельности. 8
1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Характеристика сюжетно-ролевой игры (ее особенности и закономерности). 8
2. Динамика развития игровых действий в период дошкольного возраста. 10
3. Игрушка как средство общения и психического развития дошкольника. 11
4. Общение дошкольника по поводу игры в группе сверстников, роль детского коллектива в формировании навыков общения. 13
Заключение 15
Библиография 17
Фрагмент для ознакомления
2
В основу классификации игрушек по педагогическому назначению положено их влияние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей.
Многочисленные исследования показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребёнка к жизни взрослых.
Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием речи, пониманием символического значения. Игрушка в качестве символического предмета для игры меняет свою функцию: кубик может быть «утюгом», тогда им нужно гладить, он же может быть «котлетой», тогда его нужно «есть». Игрушечная собачка может выполнять функцию ребенка, а кукла — не функцию ребенка, а функцию пассажира такси. Диапазон использования сюжетных игрушек очень широк. Рост символизации действия говорит о развитии игры, а так же о развитии такой функции психики, как фантазия. В дальнейшем символизация будет реализована при развитии у школьника способности к абстрактному мышлению.
4. Общение дошкольника по поводу игры в группе сверстников, роль детского коллектива в формировании навыков общения.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Навыки общения в группе предполагают способность не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни дошкольник должен понимать, когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим [10, 43].
Сложные игровые действия обязательно предполагают культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей младшего школьного возраста достаточного запаса слов. Овладение речью, свободное ее использование, способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
В дошкольном возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.
В сюжетно-ролевой игре дошкольника можно выделить два важнейших уровня взаимодействия: со взрослым и со сверстниками.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).
В силу того, что организаторские навыки дошкольников еще слабо развиты, организатором игры зачастую выступает взрослый, он помогает с выстраиванием и пониманием сюжета (часто даже знакомый сюжет необходимо еще раз обсудить с детьми), с распределением ролей.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Андреев П.В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е.В. Введение в практическую психологию образования. Учебное пособие. – Балашов: СГУ, 2013. – 277 с.
2. Герлах И. В. Сюжетно-ролевая театрализованная игра как средство формирования социально значимых качеств личности // Вестник КГУ. 2010. №3. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-teatralizovannaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsialno-znachimyh-kachestv-lichnosti Дата обращения: 16.01.2020
3. Губанова Н.Ф., Губанов М.В. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 2, 2014, с. 15.
4. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 170 с.
5. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://5psy.ru/obrazovanie/chto-takoe-syujetno-rolevaya-igra.html Дата обращения 05.01.2020
6. Селезнева И.С., Шипова М.В. Развитие речи у детей дошкольного возраста через формирование основ сюжетно-ролевой игры // Инновационная наука. 2015. №5-2. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-formirovanie-osnov-syuzhetno-rolevoy-igry Дата обращения: 14.01.2020
7. Смирнова Е. В. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика, № 6, 2014, с. 74-78.
8. Смирнова О.Е. Моральное и нравственное развитие дошкольников: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г. - 52 с.
9. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. – М.: Форум, 2007. – 382 с.
10. Трубайчук Л. В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста // Вестник БГУ. 2014. №4-1. С.41-45
11. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Владос,1999. – 360 с.