Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Проведите диагностику детско-родительских отношений на примере
реальной семьи.
Протокол сочинения мамы Насти С.
«Открытая» шкала
1. Когда я думаю о своем ребенке, то ... думаю, как хорошо, что она есть.
11. Скорее всего, он/она ... <- - ->
21. Я всегда замечал(а) ... <- - ->
Сравнительная оценка ребенка
2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста ... как все.
12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ... она лидирует, командует.
Значимые характеристики в оценке ребенка
22. Самое главное в характере моего ребенка ... упрямство, целеустремленность.
23. Мой ребенок силен в ... спорте, есть успехи.
Положительные особенности ребенка
3. Я люблю, когда мой ребенок ... хорошо кушает, не капризничает, занят делом.
13. Мне нравится в моем ребенке ... все: внешность, красота фигуры, серьезность.
Идеальные ожидания
4. Я хотел (а) бы, чтобы ... в жизни у нее было все хорошо.
14. Я всегда мечтал(а) о том, что ... она будет заниматься спортом, и она занимается.
24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... все у нее в 1-м классе было хорошо.
26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... у нее все было хорошо.
Возможные страхи, опасения
5. Меня беспокоит в нем/ней ... иногда капризы.
15. Я боюсь, что ... она будет болеть.
25. Мне бы не хотелось, чтобы ... она капризничала.
Реальные требования
6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... чтению.
16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... капризничать.
Причины трудностей
7. Я очень раздражаюсь, когда ... она беспричинно ревет.
17. Мне не нравится в нем/ней ... КАПРИЗЫ.
27. Думаю, что ему/ей мешает ... лень.
Анамнестические данные
8. Когда он/она рос(ла) ... <- - ->
18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... она была, как кукла: красивые голубые глаза, кудрявые волосы.
28. Самое трудное, что пережил мой ребенок ... <- - ->
Интересы, предпочтения ребенка
9. Моего ребенка интересует ... спорт (горные лыжи), ходит в секцию.
19. Мой ребенок любит ... рисовать, играть в куклы, ее хобби — это спорт.
29. Он/она предпочитает ... отдых в Турции, на юге.
Ситуация «Мы-взаимодействия»
10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком ... вместе.
20. Мой ребенок и я ... очень привязаны друг к другу, все свободное время ясней.
30. Наши отношения с ребенком ... мы любим друг друга.
При анализе, выяснено, что тип общения с ребенком – конфликтный.
Основным характерным отличием образа ребенка при конфликтном типе взаимодействия является то, что он менее дифференцирован, по сравнению с другими типами. Интересно, что при прямой оценке особенностей ребенка родителей в основном волнует развитие определенных способностей (спорт, музыка) и физическое благополучие ребенка (хорошо кушает, здоров, красив). При сравнении своего ребенка с другими детьми большинство родителей говорят о его коммуникативных качествах. Отмечают, что их ребенок лидирует, старается со всеми подружиться, найти общий язык. Та же ситуация наблюдается и в образе идеального ребенка: также представлены категории, связанные с физическим благополучием (будет сильным, будет заниматься спортом), коммуникативными качествами (будет лидером, будет много друзей) и развитием способностей (изучит любую науку). Опасения родителей в будущем связаны с физическим благополучием (здоровье) и послушанием ребенка (будет непослушен, капризен).
Образ ребенка в прошлом (анамнестические сведения) у конфликтных родителей в основном складывается из оценки физической стороны развития (была как кукла, был подвижный, шустрый) и деятельностных предпочтений (любил машинки, мультики). Интересы ребенка глазами родителей не имеют определенной выраженной направленности. Чуть более выражен интерес к спорту, танцам, что тоже подчеркивает важность физического компонента в образе ребенка.
Эмоционально-личностные особенности в образе ребенка у родителей из конфликтной группы значительно менее представлены и упоминаются в связи с возможными зонами конфликтности. Родители видят среди основных возникающих трудностей особенности эмоционального реагирования ребенка (беспричинно ревет, расстраивается, раздражается).
Таким образом, у конфликтных родителей образ ребенка ориентирован в основном на внешнюю активность: определенные достижения ребенка в интеллектуальной, коммуникативной, деятельностной сферах; физическое состояние (здоровье, внешность, физическая активность). Эмоционально-личностная сторона образа затрагивается в Негативном контексте.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений: моногр. / Р.Р. Калинина. - М.: Речь, 2011. - 352 c.
2. Психология и психотерапия семейных конфликтов. - М.: Бахрах-М, 2014. - 736 c.
3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Academia, 2011. - 192 c.
4. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. - 928 c.
5. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - М.: Питер, 2017. - 672 c.