Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие о профессиограмме как качественно-описательной модели представителя педагогической профессии, ее составляющие 5
2. Компоненты профессиональной компетентности: профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный, профессионально-личностный, их характеристики 9
3. Этапы самообразования и самовоспитания педагога-профессионала 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Самовоспитание – это саморазвитие индивида, который происходит согласно его интересов и общественных требований, которые перед ним ставятся.
Рассматривая самовоспитание как деятельность и высшую форму активности человека, нельзя забывать, что эта деятельность, как и любая другая, является своеобразным социальным опытом, который надо приобретать. Однако далеко не всякая активная деятельность является самовоспитательной. Только тогда, когда самообразование и любые другие формы активности осуществляются с целью прогрессивных изменений тех или иных качеств личности мы имеем дело с самовоспитанием.
Итак, самовоспитание и самообразование – это всегда направленная деятельность, которая мотивируется внутренним желанием человека совершенствовать себя, которое в свою очередь рождается в результате противоречий между желаниями и возможностями. С изменением позиции личности во взаимодействии с внешним миром в процессе становления ее самосознания развивается самовоспитание. С осознанием личности себя как объекта самовоспитания, с повышением уровня осознания самовоспитание становится все более значительным фактором в формировании личности.
Самовоспитание и самообразование издавна были предметом исследования философов, педагогов, психологов. В педагогике проблему самовоспитания и самообразования исследовали В.М.Галузинский, А.К.Громцева, О.Г.Ковалев, Я. и. Колдунов, О. И. Кочетов, Л. И. Рувинский, В. О. Сухомлинский, Л. А. Яровая и др..
Проблема самовоспитания и самообразования получила развитие в трудах Я.А.Коменского, который отмечал, что самостоятельность учащихся во всех звеньях их развития является главной основой для достижения успеха. Ж. - Ж. Руссо писал, что человек способен к самовоспитанию и самообразованию в любом возрасте и являются важнейшими средствами формирования личности и т. д.
Самовоспитание и самообразование является главным фактором формирования и совершенствования педагогического мастерства учителя.
Ученики любят учителя, который работает над собой, является творческой личностью, которая находится в постоянном поиске, самосовершенствовании, самовоспитании. Если педагогу удается активизировать у учащихся потребность сознательного формирования собственной личности, тогда существенно повышается эффективность учебно-воспитательной работы. Воспитательное влияние на школьников стимулирует их к самовоспитанию и самообразованию.
Цель работы: рассмотреть роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 18 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 6 источников.
1. Понятие о профессиограмме как качественно-описательной модели представителя педагогической профессии, ее составляющие
Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, педагога и классного руководителя, эталон и образец, которые включают в себя ведущие личностные качества учителя, а также владение им профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения возложенных на него педагогических функций .
Профессиограмма педагога представляет собой документ, содержащий полную квалификационную характеристику педагога, требования к его личностным и профессиональным качествам, а также к уровню подготовки.
Приоритетными качествами личности педагога, в соответствии с профессиограммой, есть: гражданская и моральная зрелость; профессиональная идейность; общественная активность; увлеченность педагогической профессией; искренняя любовь к детям; бережное и гуманное отношение к детям и детства; высокие требования к себе как к педагогу; развитые коммуникативные качества; умение расположить к себе учеников, коллег, родителей и т. д.; вежливость в общении; психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива.
Умения и функции педагога в соответствии с профессиограммой:
1. Качественное выполнение профессиональных обязанностей требует от педагога наличия следующих умений, которые также отражены в профессиограмме:
- умение устанавливать деловые отношения со всеми субъектами образовательного процесса;
- владение информационными умениями и навыками;
- умение понятно, логично и доступно излагать собственные мысли и идеи, аргументировано оппонировать собеседнику;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бех, И. Д. Становление профессионализма в современных социальных условиях [Текст] / И. Д. Бех // Педагогика толерантности. – 2011. – №3-4. – С. 157.
2. Кобенко, О. А. Самовоспитание - путь к педагогической культуре [Текст] / О. А. Кобенко // Педагогическая культура. – М.: Высь, 2015. – 144 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата [Текст] / Г. М. Коджаспирова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 719 с.
4. Краснощек, И. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя как составляющая педагогического образования [Текст] / И. Краснощек // Родная школа. – 2007. – № 4. – С. 9-11.
5. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов-н/Д: МарТ, 2002. – 224 с.
6. Орлов, В. Ф. профессиональное становление учителя как предмет педагогических исследований [Текст] / В. Ф. Орлов // Педагогика и психология. – 2005. – № 1 (46). – С. 42-51.