Фрагмент для ознакомления
2
Содержание понятия «Ориентировка в пространстве»
Ориентировка в пространстве (пространственная ориентация) – это способность ребенка в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них [1, 209].
В понятие пространственной ориентации входит оценка рас¬стояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
Ориентировка в пространстве может быть условно разделена на две ступени:
1. Непосредственное восприятие окружающего мира всеми рецепторами.
2. Осознание и способность оценить характеристики окружающего мира и окружающих предметов. Сюда же относить способность словесно выразить пространственные отношения предметов [6, 54].
Словесная система описания пространственных отношений совершенствуется в процессе взросления ребенка. Младенец считает себя точкой отсчета, ориентируясь на расположение предметов относительно себя. Средний дошкольник уже может абстрагироваться от собственной фигуры, рассуждать об отношениях предметов друг с другом (стоят рядом, далеко друг от друга и т.п.).
В естественной деятельности у ребенка уже раннего возраста развивается ориентировка на близость-дальность к предмету (можно ли дотянуться рукой и схватить), способность строить свой маршрут в пространстве (выбрать направление движения, пройти/проползти между препятствиями).
В ходе тактильного восприятия действительности развивается понятие о предметах, из взаимодействии, расположении, покрытии, возможности их совмещать.
Развитие у детей представлений и практических ориентировок в пространстве
Для дошкольника усвоение знаний об окружающем мире является непроизвольным процессом – оно необходимо ребенку, чтобы расти и осваивать пространство мира, потому происходит само собой. Первоначально ребенок не ставит перед собой целей чему-то научиться или запомнить информацию, он только производит действие потому, что чувствует интерес, любопытство к его результатам. В результате он переживает определенные ощущения (тактильные, слуховые, зрительные), на их основе формируются первичные пространственные представления [3, 10].
Пространственная ориентация тесно связана с физиологическим развитием ребенка: способность длительного слежения за предметом, например, появляется не сразу, у младенца зрение фокусируется с трудом и на короткие периоды времени. Освоение понятий верх-низ происходит после освоения ходьбы, когда ребенок может с высоты своего роста оценить пространство вокруг и действительно увидеть, что у него есть направления движения вверх и вниз.
В дошкольном образовательном учреждении с этими представлениями ведется уже систематическая работа по их совершенствованию.
Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.) [8, 216].
На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.
А. В. Семенович выделяет следующие уровни ориентировки в пространстве для дошкольника:
1. формирование представлений о своем теле, его частях и их соотношении в пространстве.
2. ориентировка среди предметов, расположенных в одной плоскости, понимание их отношений в пространстве.
3. ориентировка на листе бумаги (верх, низ, право, лево, середина).
4. владение пространственно-временными понятиями и способность свободно словесно описывать пространственные отношения [12, 103].
В понятии пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категории местоположения удаленности пространственных отношений между предметами.
Начальная ориентировка в большом пространстве – это знакомство с расположением объектов, составляющих близлежащее окружение ребенка. В помещении дома и вокруг него (ориентировка в квартире, в помещении, на улице, использование терминов справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко и т.д.).
Обследование, сравнение, ориентировка в движении – три метода, которыми педагог может развивать пространственное восприятие ребенка. Обследование включает в себя последовательное изучение объекта в таком порядке: его целостного облика; места по отношению к смотрящему; места объекта в отношениях с другими объектами [5, 150].
Сравнение предполагает сопоставление объектов или их значимых частей, свойств. Оно проходит по схеме: сопоставление, наложение предметов, ощупывание, группировка, описание выделенных признаков. Ориентировка в движении очень важна в изучении пространственных отношений – ребенок должен иметь возможность на практике увидеть расстояние, подойти к предмету, удалиться от него, отметить, как предмет при
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: – М., 2006. – 704 с.
2. Азамова М. Н. Педагогическое значение развития чувственного восприятия и ощущений при подготовке детей к школе // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. №13. – с. 94-95.
3. Березина Т. Н. Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии // Педагогика и психология образования. 2009. №4. С. 6-19
4. Волков Б.С. Дошкольная психология: ученое пособие для вузов: - М., Академический проект, 2007. – 287 с.
5. Данилова Е. Ю. Познание мира ребенком как психолого-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2013. №6 (134). – с. 148-151.
6. Денисенкова Н. С. Психолого-педагогическая практика и теоретические воззрения Л. С. Выготского на проблему развития детских способностей // СДО. 2013. №2 (34). – с. 54-58.
7. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. Эльконина Д. Б. – 3-е изд., М., 2006. – 384 с.
8. Ершова В. В. Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №3. – с. 214-217.
9. Киселева М. Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2017. №3 (26). – с. 14-17.
10. Коростелева Е. Ю., Тямусева Т. А. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. №1. С.45-48
11. Макусева Т. Г., Яковлева Е. В. Использование наглядности как средства формирования понятий // Концепт. 2019. №5. – с. 4-5.
12. Мухина В. С. Детская психология. – М., 2006. – 352 с.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001. – 442 с.
14. Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в системе развивающего обучения // МНКО. 2009. №7-2. – с. 207-210.
15. Рыжкова А. Н. Виды диагностических ошибок в работе практического психолога // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №54. С.413-418
16. Синий Ю. Е., Сидоров А. А. О некоторых частных феноменах мозга и их механизмах // Инновационная наука. 2016. №8-3. С.26-37