Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Место коммерческого права в системе российского права
Вопрос о месте коммерческого права в системе российского права и в настоящее время остается одним из дискуссионных в современной юридической науке.
Для уяснения места коммерческого права и его соотношения со смежными научными и учебными дисциплинами, следует понимать его трехкомпонентный состав, включающий:
- нормы права;
- правовую деятельность;
- цели и задачи, определяющие смысл правового регулирования поведения субъектов.
Так, для норм, регулирующих коммерческое право, характерно их содержание не только в нормативных правовых актах государственного происхождения, но также в иных источниках, таких как торговые обычаи, договоры, то есть источниках, создаваемых самими субъектами коммерческой деятельности для ее регулирования.
Следует уточнить, что нормативная часть коммерческого права включает в себя только нормы права, регулирующие такие отношения, которые возникают исключительно между юридически равными субъектами, то есть отношения частные, свободные и автономные, не основанные на власти и подчинении, тогда как целый ряд институтов гражданского права (опека, государственная регистрация юридических лиц, выдача патентов и др.) включает в себя решения административных органов.
Описание свойств коммерческого права, разработка способов и методов, а также достижение результата правового регулирования явилось создание правовых институтов коммерческого права.
Цели и задачи правового регулирования сконцентрированы в понятии о принципах коммерческого права, а конкретнее закреплены в решении ряда разнообразных вопросов. Таким образом, в число целей и задач коммерческого права входят:
- необходимость обеспечения прав и законных интересов граждан-потребителей;
- постоянное расширение ассортимента товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих запросы потребителей;
- развитие инновационного производства товаров и др.
Посредством понимания этих целей и задач правового регулирования, осуществляется толкование норм и правовая деятельность в коммерческом праве.
Важно отметить, что коммерческим отношениям характерны все основные признаки гражданских правоотношений:
- имущественная обособленность участников;
- эквивалентно-возмездный характер;
- равноправие и независимость субъектов отношений.
Однако можно выделить несколько отличительных признаков, присущих коммерческому праву: во-первых, большая гибкость, приспосабливаемость к изменяющимся условиям и потребностям торговой деятельности; во-вторых, более полный учет обычаев торгового (делового) оборота; в-третьих, требование беспрепятственности совершения сделок; в-четвертых, презумпция возмездности сделок; в-пятых, более строгие условия ответственности (ответственность без вины).
Но прежде чем начать анализ различных подходов относительно места коммерческого права в системе российского права, необходимо определить понятие коммерческого права. Однако и касаемо данного вопроса среди российских исследователей нет однозначного ответа. Многолетний спор о природе коммерческого права состоит в существовании множества научных подходов к соотношению его с предпринимательским правом. Не вдаваясь в подробности каждого исследования, стоит отметить основные направления (школы) в этой области. Так, представители первого подхода, проводят различие между понятиями коммерческого и предпринимательского права, отводя при этом коммерческому праву лишь составную часть в праве предпринимательском, представляя коммерческое право как вид предпринимательской деятельности в области торговли. Противоположной точки зрения придерживаются представители другой школы, отмечая, что понятия коммерческое и предпринимательское права следует отождествлять в силу общего предмета регулирования этих понятий - отношений в сфере предпринимательства. Указывая на отсутствие принципиального отличия в данных понятиях, они также указывали на общность субъектов и коммерческой и предпринимательской деятельности, которыми выступают предприниматели (коллективные и индивидуальные) . Проанализировав имеющиеся подходы, стоит согласиться с мнением о единстве понятий коммерческого и предпринимательского права и определить их как части, составляющие отрасль права, регулирующую отношения в сфере предпринимательства.
Систему российского права стоит определять как целостное образование, которое включает в определенной степени взаимосвязанные между собой отдельные отрасли права. В связи с распространением в последнее время теории разделения права на публичное и частное, существующие отрасли права подразделяются, таким образом, относительно их принадлежности к первому или второму типу. При этом, коммерческое право в содержательном отношении представлено подотраслью гражданского права. Таким образом, будучи отнесенным к гражданскому праву, коммерческое право одновременно входит в сферу частного права.
Коммерческое право складывается из правовых институтов и норм множества правовых отраслей, таких как: гражданское, финансовое, антимонопольное, земельное и таможенное право, а также отдельных правовых актов, регулирующих торговую, внешнеторговую и другую деятельность коммерческого характера, международных правовых актов в сфере коммерческой деятельности, которые признаны Российской Федерацией и включены в ее систему права.
Взаимосвязь гражданского и коммерческого права прослеживается в однородном предмете регулирования. Так, гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. В свою очередь, предметом регулирования коммерческого права выступают отношения, которые связаны с переходом товаров на возмездной основе от одних лиц к другим, а также с продвижением товаров от производителей к потребителям. Итак, правовое регулирование торгового предпринимательства не может быть изолировано от гражданско-правового регулирования имущественных отношений.
Для гражданского и коммерческого права едиными являются также и методы правового регулирования, которые состоят из совокупности приемов, способов правового воздействия на регулируемые общественные отношения, свойственной данной отрасли права.
Общим для гражданского и коммерческого права также является единство начал и принципов регулирования, таких как признание равенства участников правоотношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления своих прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты и проч.
Стоит отметить, что коммерческое право учитывает достижения в области гражданского права при разработке рекомендаций и выводов по эффективному регулированию торговой деятельности. Более того, соотношение коммерческого и гражданского права выражается также и в обратном процессе – обогащение гражданского права институтами коммерческого права, результатами научных изысканий.
Несмотря на некоторое единство и общность гражданского и коммерческого права не исключают, однако, возможности выделения и определенного обособления коммерческого права.
Обособление коммерческого права о гражданского, сложившееся и известное во многих странах, зачастую критикуется в связи с возникающей при этом двойственностью в регулировании имущественных отношений. Несмотря на присутствие удвоения в законодательном регулировании, затруднений данный феномен никому кроме теоретиков он не принес. Кроме того, такое удвоение не стоит относить к неотъемлемым свойствам коммерческого права, в виду его возникновения в результате недостатков законотворческой работы. Коммерческое право не должно порождать удвоения с гражданским, так как входит в него как часть в целое.
Общность коммерческого и гражданского права прослеживается и в единстве источников правового регулирования. Так источником коммерческого права является совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, направленные на регулирование того или иного вида общественных отношений. В России правовое обеспечение в сфере торговли продолжает формироваться в рамках гражданского законодательства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Венская Конвенция о праве международных договоров» // Ведомости ВС СССР, 10.09.1986, № 37, ст. 772
2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета, № 248, 29.12.1995
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»//Российская газета, № 162, 27.07.2006
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» // Российская газета, № 266с, 26.11.2011
5. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»// Российская газета, № 159, 22.07.2011
6. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Российская газета, № 164, 24.08.1995
7. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // Российская газета, № 1, 10.01.2007
8. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Парламентская газета, № 4-5, 11.01.2000
9. Федеральный закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 253, 30.12.2009
10. Постановление ФАС Московского округа от 1 августа 2013 г. по делу № А40-123450/12-120-1214 // СПС «КонсультантПлюс»
11. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление ФАС Московского округа от 14 января 2013 г. по делу № А41-5330/12 // СПС «КонсультантПлюс»
13. Постановление ФАС Поволжского округа от 29.12.2009 г. по делу № А12-5588/2009 // СПС «КонсультантПлюс»
14. Антонова Н.А., Еримова Э.Э. Срок исполнения обязательств в договоре поставки // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований. - 2018. - С. 99-101.
15. Быстров Е.А. Договор поставки в предпринимательской деятельности // Вестник Нижегородской правовой академии. - 2017. - № 13 (13). - С. 52-54.
16. Захарова О.Н. Коммерческое право в системе российского права / О.Н. Захарова, Т.Ю. Епифанцева // Известия Иркутсткой государственной экономической академии. – 2012. - №4. – С. 10
17. Исигов Р.С. Институт возмещения убытков // Закон и право. – 2019. - № 6. – С. 80-81
18. Лермонтов Ю.М. Поставка: Гражданско-правовая характеристика договора, особенности бухгалтерского учета и налоговые аспекты // Правовое регулирование. – 2011. - № 4 (148). – С. 36-39
19. Михайлов С.В. К вопросу о соотношении договоров поставки и купли-продажи / С.В. Михайлов, Н.В. Пономарева // Юристъ-Правоведъ. – 2019. - № 2(89). – С. 72-75
20. Надежин Н.Н. Понятие и тенденции развития предпринимательского права и предпринимательских правоотношений в России // Бизнес в законе. – 2009. - №4. – С. 103-105
21. Оганезов Р.Г. Понятие убытков и их классификация в гражданском тправе Российской Федерации // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 76-79
22. Понеделко Д.В. Понятие договора поставки в гражданском праве России // Власть и управдение на Востоке России. – 2013. - № 2(63). – С. 10-14