Фрагмент для ознакомления
2
1. РЕНТООРИЕНТИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Зарубежные ученые-экономисты, основатели теории поиска ренты, не делая различий в терминах (рентоориентированное поведение и поиск ренты), ответственным за поведение называют государство, которое, вмешиваясь в экономику, нарушает рыночное равновесие и влияет на принятие решений экономическими субъектами.
В отечественных экономических учебниках о поиске ренты или рентоориентированном поведении упоминается редко.
О.В. Дремова, Д.И. Мацкуляк, А.В. Цурелин понимают под рентоориентированным поведением такое поведение, которое «направлено на получение материальных выгод (ренты) не из реальной прибыли, реального добавочного продукта, а из легального монопольного положения субъектов — государственных чиновников, субъектов бизнеса, из их доступа к государственным административным механизмам распределения ресурсов» [3, с. 75].
Суть любого рентоориентированного поведения состоит в том, государственные ресурсы, вовлекаясь в экономический оборот, приобретают свойство ограниченности и позволяют из узурпации каких-либо правомочий извлекать ренту. Здесь возможны две направления исследований:
1) бизнес использует государство для получения сверхприбыли;
2) действия государств-рантье изучаются в разрезе «ресурсного проклятия», рента государства сравнивается с ресурсной рентой.
Принципом объединения субъектов в группу является интерес в поиске или погоне за рентой. Погоня за рентой будет целесообразна только в том случае, когда выгоды от получения ренты превышают расходы на ее получение. Цель групп лоббирования состоит в стремлении получить исключительные привилегии от государства, «законные» монополии, их целью является формирование и присвоение монопольной ренты. Группы лоббирования «искусственно» формируют высокие барьеры вхождения в бизнес. Основные расходы на погоню за рентой складываются из недопущения к рентным процессам тех, кто не заплатил за доступ к ренте. Искатели ренты объединяются в группы по стратегии лоббирования. Чем группа однороднее, чем она более мобильна как в погоне за рентой, так и в отсечении нежелательных участников группы от процесса погони. При этом понятно, что чем меньше численность группы, тем более эффективна она в действиях и легче поддается управлению.
Говоря о понятии рентоориентированной деятельности (по аналогии с понятием, применяемым в зарубежных источниках, — растрачивание рент, англ. rent dissipation), следует отметить, что оно определяется отношением стоимости затрачиваемых ресурсов, которые вкладывает рантье, к величине рентных доходов, которые ему удалось присвоить.
Ключевым условием отнесения любого экономического агента к той или иной группе рантье-субъектов является характер ведения рентоориентированной деятельности. Если исторический рантье использовал в своей рентоориентированной деятельности в основном функции собственности, то современный кроме нее еще использует отношения власти. Современный рантье осуществляет следующие властные функции [7, с.47]:
1) формирование мотивов для эксплуатации рентообразующих ресурсов в направлении минимизации использования;
2) создание целевых установок по управлению фондами рентных доходов для субъектов окружающей сферы и максимизации рентных доходов.
Содержанием властного воздействия рантье являются: стремление реализовать отношения собственности; участие в управлении доходами, прибылью и рентой; концентрация своего места в коллективной организации труда; позиционирование субъективной роли в экономической деятельности; конкретизация рамок ответственности за результаты собственного труда и деятельности организации.
Рентоориентированное поведение может быть оппортунистическим, целенаправленным и системным.
Под первым понимается использование в конкретной ситуации случайно появившейся возможности, наиболее выгодной по сравнению с другими с точки зрения использования ренты.
Целенаправленное поведение представляет собой жизненную стратегию прибегания к рентоориентированному поведению как к наиболее выгодному в большинстве ситуаций. Если такое поведение считается общепринятым и присуще большому числу акторов, то оно становится «системным».
Россия является страной с переходной рыночной экономикой, соответственно, можно выделить следующие факторы рентоориентированного поведения в ее экономике (рисунок 1):
В зависимости от источников происхождения ренты, рассмотрим следующие виды рент, которое имеют важное значение для современной российской экономики [9].
Природная рента, которую можно получить в результате контроля над территорией, имеющей выгодные географические или климатические преимущества, полезные ископаемые или другие природные ресурсы.
Монопольная рента обусловлена возможностью устанавливать завышенные цены на монопольном рынке (рисунок 2).
Политическая рента представляет собой создание условий, при которых возможно получить другие виды ренты путем установления определенных правил игры и безнаказанного нарушения действующих законов.
Административная рента. Возникает в любых социальных структурах и обусловлена информационной ассиметрией, которая создает возможность оппортунистического поведения.
Переходная рента. Возникает в процессе трансформации тех или иных институтов, когда социальные группы получают выгоды от переходного состояния института между старой и новой моделями.
На рисунке 3 представим, механизм взаимодействия различных видов ренты в условиях современной российской экономики.
Таким образом, наличие природных богатств (в частности углеводородов), формирование монопольно действующей бюрократии и переходный период, переживаемым Россией, порождают рост рентоориентированного поведения, сращивание власти и бизнеса и рост коррупции.
Вышеописанные факторы формируют и расширяют сферу действия административной и переходной рент. Возникают узкие группы специальных интересов, в результате чего формируются институты, которые неэффективны для общества в целом, но благоприятны для извлечения природной ренты. Сформировалась рентоориентированная институциональная структура, которая, согласно Д. Норту, «обеспечивает стимулы, которые диктуют виды знаний и навыков, приобретаемых для получения максимального выигрыша» [10, с.80].
Таким образом, в современной российской экономике сформировалась институциональная структура, стимулирующая рост инвестиций в развитие знаний и навыков по извлечению природной ренты, что неблагоприятно сказывается на развитии других отраслей экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
2. Аккаева Х. А. Правила и методы оценки проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 906–910.
3. Дремова О.В., Мацкуляк Д.И., Цурелин А.В. О коррупции в системе государственной службы и безопасности // Финансовая экономика. — 2011. — № 3-4. — С. 74-86.
4. Железнова Н. Ф. Некоторые вопросы теории и практики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Молодой ученый. — 2020. — №7. — С. 85-87.
5. Дусь Н. С. Издержки институциональной трансформации Российской экономики / Н. С. Дусь, А. В. Стрижак, Р. Г. Буркеева // Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование : материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф., 06 апр. 2016 г., Нижний Новгород. - Электрон. дан. - Н. Новгород: Стимул-СТ,2016. - . - С. 321-324.
6. Кабашов С. Ю. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: организация и вопросы документирования : учеб. пособие / С.Ю. Кабашов, Ю.С. Кабашов. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 240 с.
7. Казарян А.Г. Рентоориентированная экономика: причины, формы, последствия / А.Г. Казарян // Материалы международной научной конференции – VII Чтений, посвящённых памяти известного белорусского и российского учёного-экономиста М. В. Научителя. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины. – 2018. – С. 46-48.
8. Козин А. П., Токарев И. С. Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры [Текст] // Право: современные тенденции: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 20-23.
9. Мартыненко А. С., Жабинская И. С. Институциональные ловушки в российской экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 1 (январь). – С. 186–192. – URL: http://e-koncept.ru/2019/194005.htm
10. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Тезис. – 1993. – № 2. – С. 69–91.
11. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: Издательство ФЭИ, 1995.
12. Сухарев О.С. Экономическая теория эволюции институтов и технологий - М: Ленанд, 2019 - 312 с.