Фрагмент для ознакомления
2
Тема: Правовое регулирование предпринимательской деятельности
1.2 Ответ на теоретическое задание
Государственное регулирование общественных отношений в сфере предпринимательства осуществляется при помощи права.
Право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных норм, выражающих обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни волю общества, охраняемую от нарушений возможностью государственного принуждения, и являющуюся государственным регулятором общественных отношений.
Предметом правового регулирования в сфере бизнеса являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности между субъектами предпринимательской деятельности, а также между этими субъектами и государственного органами. Предпринимательские отношения могут быть: вертикальные, т.е. субъекты предпринимательской деятельности и органы государственного управления и контроля; горизонтальные – правоотношения между субъектами предпринимательской деятельности. Также в юридической литературе рассматривается третий вид – правоотношения внутри субъекта предпринимательской деятельности.
В настоящее время термин «государственное регулирование предпринимательской деятельности» фактически отсутствует в действующем законодательстве: лишь в нескольких специальных законах, посвященных государственному регулированию отдельных отраслей хозяйства, делаются попытки дать указанное определение. Подобное положение вещей объясняется тем, что государственное регулирование предпринимательской деятельности – это понятие, характеризующее комплекс экономико-правовых средств, воздействующих на разные стороны предпринимательства. Поэтому следует согласиться с мнениями И. Н. Герчиковой [3], утверждающей, что государственное регулирование охватывает регулирование экономики (на макроэкономическом уровне) и регулирование предпринимательской деятельности (на микроэкономическом уровне), полагающей, что правовое регулирование является государственно-правовым (публичным) по своим целям, институтам, процедурам и средствам обеспечения. Понятие публичности в правовых отношениях не сводится лишь к обеспечению государственных интересов; под публичностью понимаются интересы людей как различного рода сообществ, коллективной самоорганизации и саморегулирования. При регулировании предпринимательской деятельности основная цель государства состоит в обеспечении баланса между удовлетворением государственных нужд и интересов бизнеса. Правовая база государственного регулирования предпринимательской деятельности формируется преимущественно из норм публично-правовой направленности, включающих нормы конституционного, административного, финансового права, но единый нормативный акт, закрепляющий перечень средств государственного регулирования предпринимательской деятельности отсутствует.
Правовая база государственного регулирования предпринимательской деятельности формируется преимущественно из норм публично-правовой направленности, включающих нормы конституционного, административного, финансового права, но единый нормативный акт, закрепляющий перечень средств государственного регулирования предпринимательской деятельности отсутствует.
В ст. 8, 34 Конституции РФ заложены принципы государственного правового регулирования предпринимательской деятельности, но основное значение в данном виде регулирования принадлежит административному и финансовому праву, которыми устанавливаются нормы, вводящие как запреты и ограничения, так и меры поддержки предпринимательской деятельности. Обозначенные отрасли права тесно связаны между собой, поскольку изначально финансовое право являлось составной частью административного права и выделилось из него. Поэтому многие средства государственного правового регулирования предпринимательской деятельности (например, государственная поддержка субъектов предпринимательства, прогнозирование, планирование) являются межотраслевыми.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется посредством создания льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых ресурсов; установления упрощенного порядка бухгалтерской отчетности.
Государственная поддержка предпринимательства происходит на федеральном, региональном и местном уровнях по следующим направлениям: предоставление на конкурсной основе финансовой помощи из соответствующего бюджета для компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов; создание залоговых фондов; предоставление налоговых кредитов; рефинансирование и реструктуризация задолженности в бюджеты; предоставление государственных (муниципальных) гарантий либо поручительств за счет средств бюджета; микрокредитование и т. п. Более чем в 30 субъектах РФ разработаны и выполняются региональные программы развития и поддержки малого бизнеса, в частности в Свердловской области принята Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства на 2002–2020 гг. . Согласно Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесено создание условий для развития малого предпринимательства. В Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и других крупных городах Свердловской области приняты и действуют муниципальные программы поддержки малого бизнеса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буров, В. П., Ломакин, А. Л., Морошкин, В. А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика.: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014.
2. Волков, О. И., Скляренко, В. К. Экономика пред приятия: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2015.
3. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности. – М.: Спарк, 2014
4. Губин, Е. П. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Губин Е.П., Лахно П.Г., - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 992 с.
5. Липсиц, И. В. Бизнес-план – основа успеха. – М.: Машиностроение, 2016.
6. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2017.