Фрагмент для ознакомления
2
Работа над значением слова в начальной школе
1.Составить библиографический список научно-методической литературы по данной теме (журналы, публикации, статьи из сборников, пособия) – не менее 60 источников.
1. Алданбаева, Ж.С. Работа над эстетическим значением слова на уроках русского языка в начальной школе // «Наука и школа», 2011. – № 1. – С. 36–39. URL https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-nad-esteticheskim-znacheniem-slova-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole
2. Алданбаева Ж.С. Эстетическое значение слова в представлении младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 11. – C. 87–90.
3. Алданбаева Ж.С., Кулаева Г.М. О лингворечевой деятельности младшего школьника в эстетическом дискурсе // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 2. Вып. 1. Инновации в начальном образовании: проблемы, поиски, решения. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2011. – С. 216–220.
4. Баскаева, Ж.Х., Бароева, З.З. Фразеологическая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития речи младших школьников //В сборнике: ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Владикавказ, 2013. С. 60-68.
5. Баскаева, Ж.Х., Габуева, М.З. Способы семантизации новых слов как важный аспект лексической работы на уроках русского языка в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60951 (дата обращения: 26.03.2020).
6. Баскаева, Ж.Х., Качмазова, М.А. Пути активизации работы над устаревшей лексикой на уроках русского языка в начальной школе //В сборнике: ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Владикавказ, 2013. С. 69-75.
7. Беляева, Е.Н. Работа над усвоением тематических групп лексики — средство обогащения словаря младших школьников // «Начальная школа», 2014, № 9. С. 20.
8. Блинова, С.С. Употребление глаголов «надеть» и «одеть» // «Начальная школа», 2013, № 4. С. 41.
9. Бушуева, Л.С., Федосеева, О.В. Использование фразеологических единиц с целью обогащения и активизации словарного запаса третьеклассников на внеклассных занятиях по русскому языку // «Начальная школа плюс до и после», 2012, № 8, с. 66–69
10. Вороничев, О.Е. О лексическом статусе энантиосемантов, или Когда слово становится самому себе антонимом // «Начальная школа плюс до и после», 2010, № 1, с. 69–75
11. Вороничев, О.Е. О лингвостилистических особенностях каламбура и каламбурной рифмы // «Начальная школа плюс до и после», 2010, № 2, с. 36–41
12. Вороничев, О.Е. О многозначности и омонимии имён собственных // «Начальная школа плюс до и после», 2012, № 6, с. 90–94
13. Голованева, М. А., Вилкова, А. А. Обогащение словарного запаса младших школьников при помощи диалектизмов на уроках русского языка и литературного чтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 841–845. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86182.htm.
14. Голованева, М. А., Халилова, К. М. Пути преодоления смешения паронимов в речи младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3151–3155. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86666.htm.
15. Давыдова, О. Русский язык: игра в синонимы "Скажи иначе" // https://rosuchebnik.ru/material/russkiy-yazyk-igra-v-sinonimy-skazhi-inache/
16. Дегтерева, Г. Д. Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/25/606/ (дата обращения: 26.03.2020).
17. Дегтерева, Г. Д., Пантюхина, Н. А. Внеклассное мероприятие «Открываем секреты словарей» // Школьная педагогика. — 2017. — №1. — С. 97-101. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/53/2041/ (дата обращения: 26.03.2020).
18. Емельянова, И. А. Работа со словарными словами на уроках русского языка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 178-180. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11209/ (дата обращения: 29.03.2020).
2. Представить тематический конспект двух работ.
Яковлева Т.В. Обогащение словаря учащихся общественно-политической лексикой в процессе обучения русскому языку // «Начальная школа», 2016, № 7. С. 52.
Автор, опираясь на анализ современных учебников для начальной школы, делает вывод о том, что в текстах фактически не встречаются слова общественно-политической лексики, а необходимость в этом есть, поскольку каждый день с экрана телевизора, из текстов газет и по радио на ребенка обрушивается поток политической информации, лозунгов, призывов, рекламных слоганов.
Для знакомства с общественно-политической лексикой, для обогащения словаря учащихся словами общественно-политической группы автором и студентами под его руководством были разработаны уроки русского языка, включающие упражнения, которые призваны решать эти задачи; также были разработаны внеурочные мероприятия по данной теме.
В статье приводятся фрагменты уроков по ознакомлению младших школьников со словами Дума, народ, общество, отечество, патриот.
Статья носит практический характер, содержит интересные методические находки.
Особое внимание в формировании социально значимых компетенций, без которых невозможно подготовить ученика к роли гражданина, отводится урокам русского языка. Одной из целей модернизации российского образования является ориентация на развитие языковой личности, важнейшим показателем которой является богатый словарный запас. Поэтому обогащение словарного запаса учащихся — одна из задач школьного курса русского языка.
Слово является важнейшей единицей лексической системы языка.
Исследование лексики как системы позволило ученымлингвистам прийти к выводу о наличии в ней различных микросистем, в том числе и тематических групп слов, которые, по утверждению методистов, являются полезным дидактическим материалом при изучении родного языка, способствующим развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся.
Для последнего процесса, а также для его активизации необходимо работать над тематическими группами лексики.
Обогащение словаря учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления.
Одной из тематических групп, выделяемых в словарном составе русского языка, является группа «общественно-политическая лексика» (ОПЛ). Это самая многочисленная группа лексем, так как она включает в свой состав и слова, охватывающие все сферы жизни общества, слова, непосредственно относящиеся к политике дипломатии и многие другие. ОПЛ — это часть лексической системы языка, в которой особенно наглядно отражены социальная структура общества, мировоззренческие установки носителей языка, способы организации общественной жизни страны, в которой функционирует язык, а также других стран.
3. Представить тезисы одной из статей.
Никитенкова А.Ю. Речевое развитие младшего школьника в изменяющемся мире // «Начальная школа», 2016, № 2. С. 20.
В статье автор подчёркивает, как важно учитывать возрастные, субкультурные и психологические особенности младшего школьника, степень и потенциалы развития его мышления и речи, словарного запаса, качества осмысления им лексических взаимосвязей при организации лексической работы. Автор отмечает существенный вклад М.Р. Львова в исследование процессов речевого развития младшего школьника, характеризует учебное пособие М.Р. Львова для учащихся начальной школы «Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов», призванное помочь младшему школьнику правильно и уместно использовать слова в речи, осознавать их значение.
Интересным, на наш взгляд, является выделенный автором ряд причин затруднений в области синонимии, свойственный младшим школьникам.
Статья имеет теоретический характер, привлекает внимание читателя к обозначенной проблеме, но не предлагает конкретных решений.
Для эффективного достижения результатов образовательного процесса педагогу начальной школы важно учитывать возрастные, субкультурные и психологические особенности младшего школьника, степень и потенциалы развития его мышления и речи, словарного запаса, качества осмысления им лексических взаимосвязей.
Значительное внимание в системе лексической работы необходимо уделять речевым ошибкам, их появлению, исправлению, предупреждению. Нужно уметь анализировать природу речевых ошибок.
Причинами речевых ошибок могут быть:
метафорический перенос на основании сходства предметов по форме или внешнему виду (оконная или дверная форточка сопоставляется с долькой шоколада соответствующей формы);
трудности в области синонимии (При выполнении задания: подобрать синонимы к словам, в том числе и к слову великан, школьница неожиданно для педагога озвучила собственный — людоед. Сопоставление определенных свойств сказочных персонажей, которые известны девочке из книг или кинематографа, натолкнули ее на мысль о создании такой синонимической пары).
4. Дать аннотацию одной из работ.
Беляева Е.Н. Работа над усвоением тематических групп лексики — средство обогащения словаря младших школьников //«Начальная школа», 2014, № 9. С. 20.
Рассматривая необходимость обогащения словарного запаса младших школьников, автор отмечает, что основой системного расширения словарного запаса школьников являются тематические группы.
В статье рассматривается работа с одной из тематических групп, выделяемых в словарном составе современного русского языка, — это спортивная лексика.
5. Представить 5-6 видов заданий, упражнений для самостоятельной работы учащихся по данной теме.
1. К слову «мокрый» подберите близкое по значению слово, например, «влажный»; составьте новую пару противоположных слов: «сухой — влажный». Подберите слова с противоположным значением:
песок сухой — песок мокрый, влажный, сырой