Фрагмент для ознакомления
2
Беседа. Составить план стандартизованной беседы с обязательным использованием вопросов разного типа (прямых, косвенных, проективных). Количество вопросов не меньше 15. Провести эту беседу и представить протокол беседы. В протоколе указать цель беседы, возраст собеседника, вопросы и ответы, сделать вывод по результатам беседы.
Ниже приведена беседа с подростком, имеющим склонности к самоповреждению
Краткая информация по опрашиваемому:
Подросток, 15 лет, учащийся средней школы, 2 попытки суицида, периодические эпизоды самоповреждений. Семья неполная. Мать, 37 лет, профессия швея, образование среднее-специальное.
Слава рос в неполной семье, в ненадлежащих условиях (1 комната на двоих с матерью), отца не помнит, мать, в основном занимается зарабатыванием на жизнь, сыну особого внимания не уделяет, судя по всему, с раннего детства (не знает во сколько пошел, забыла про заикание, не проводила лечение последствий родовой травмы). Интеллект матери развит слабо, мышление скудное, образование поверхностное. Эмоциональной связи с сыном нет. Считает, что выполняет свои обязанности родителя тем, что одевает и кормит сына. Настаивает на получении им рабочей специальности, неосознанно негативно влияет на самооценку сына.
Подросток эмоционально неустойчив, считает, что материальное положение семьи не позволяет жить нормальной жизнью. Ярко выражена обида на сверстников за то, что обладают недоступными ему благами родителей за то, что не могут обеспечить данные блага. Имеет место буллинг со стороны сверстников и учителей. При ребенок не имеет четких поставленных целей, профессионально не ориентирован, хотя собирался после окончания 9 класса куда-нибудь поступать. Не видит возможности достичь желаемого самостоятельно, не прилагает к этому никаких усилий, включая механизм заученной беспомощности. Считает, что лучше никак не жить, чем так ка живет сейчас.
Сбор анамнеза:
- Есть ли родственники с психическими заболеваниями? (алкоголизм, шизофрения, МДП, суицид)?
Отвечает мать: - да, отец ребенка страдает алкоголизмом.
- Другие хронические заболевания родственников (гипертония, язва, псориаз и т.д.)?
-Отвечает мать: - у меня язва желудка, у сына – гастрит.
- Есть ли братья, сестры?
- нет, нету.
-Как проходили роды?
-Тяжело, ребенка «тащили», поставлен диагноз «Острая гипоксия в родах». У невролога в дальнейшем не наблюдались, т.к. внешних симптомов или отклонений не было.
- Были ли серьезные заболевания в т.ч. хронические?
- В детстве было недержание (энурез – прим.авт.)
Были ли ЧМТ травмы с потерей сознания и без потери:
-Серьезных не было
Детские и юношеские воспоминания и настоящее время:
Период с 1 года до 6 лет
1. Когда заговорил, пошел?
-Отвечает мать: - да я не помню уже, после года точно, он с 7 месяцев в яслях, меня отец его бросил, надо было работать, есть-то нечего.
2. С какого возраста помнит себя?
отвечает ребенок:
-садик помню точно, ну года 3…
3. Хорошие воспоминания или плохие?
Ребенок: Разные, я тогда заикался и дразнили сильно.
Мать: - точно, еще заикание было, потом этот.. логопед вылечил
Как считаешь, любили тебя родители?
- Не знаю, мать все время на работе, приходила злая и уставшая, а батю не помню…
Мать: Ну, ясно, что уставшая, 2 смены отпахать…
6. Какой был характер в этом возрасте?
Мать: как звереныш был, нелюдимый, плаксливый, пугливый, что тень. Ломалось у него все, разбивалось, вещи как горели, сегодня купишь, на завтра, глядь, уже порвал…
Вопрос матери (в отсутствие ребенка):
- если бы Вы могли вернуть назад время, чтобы Вы изменили в своей жизни?
- аборт бы сделала… а так в родах намучили, и теперь вот одно горе с этим недоумком….
Школьный период
Во сколько лет пошел в школу?
-В семь
Легко ли давались точные науки? Какие предметы тяжело давались?
Мать: а я что знаю?! Это к учителям вопрос…
Какие оценки сейчас в школе?
Мать: если бы учителя не боялись двойки ставить, а учили как раньше, уже давно бы выперли, а так трояки одни и прогуливает постоянно…
4. Есть ли в школе друзья, подруги?
Ребенок: есть Витька с параллели, но мы не такие уж друзья, так приятели. У него мамка пьет запоем, он у меня ночует иногда, когда мать в ночную… (смену – прим. Авт.)
Увлечения и хобби?
Мать: да какие у него хобби, шатается днями непонятно где, устала уже от ПДН (инспекция по делам несовершеннолетних – прим. авт.) отбрехиваться…
Обязанности по дому?
Мать: -ну, мусор выносит… В магазин сходить может.
В комнате своей убирает?
-так нет у него комнаты, однокомнатная у нас, у него угол отгорожен.
Какой характер у Вашего сына?
- да придурковатый, тело себе режет постоянно, руки
-Когда именно он это делает?
- Да что ж его поймешь… как психанет, так и режет…
Интересы, увлечения, планы?
- Игры на компьютере, но дома у нас компьютера нет
Интерес к противоположному полу?
- Девочки предпочитают хлыщей с деньгами…
4. В армию планируешь пойти служить?
- Что я дурак что ли?!
Настоящее время
- Есть ли суицидальные мысли?
Ну да, смотришь на мир и понимаешь, что сфейлил (проиграл, потерял - прим. Авт.) эту жизнь с самого начала, куда ни посмотришь, везде мрак какой-то…
- Есть много примеров, когда люди уже пенсионного возраста начинают жизнь заново, как ты относишься к данному факту…
- Сказки это все, розовые сопли…
-Ну почему же везде, ты вот не учишься совсем, отучись, получи профессию и построй свою жизнь так как тебе захочется, она у тебя вся впереди.
- Ага, конечно, выучусь. Вон у меня класс уже к ЕГЭ готовится вовсю, платно, а у меня мать платить не может. Говорит, чтоб в путягу (училище -прим. Авт.) шел…
- ну не все же от денег зависит, ты сам многое можешь, читать, например, ты что-то дополнительно читаешь?
- А что толку, чтобы высокие оценки были, нужно там проекты всякие делать, презентации, для это комп нужен, у меня нет…