Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы
В современных реалиях мы все больше и больше обращаемся к познанию языка, его форм, его особенностей, способам передачи информации, пытаемся понять его тонкости.
По этой тематике издано много работ, трудов, которые без сомнения заслуживают внимания. Но исследование многогранности «слова» никогда не утратит свою значимость.
Все глубже и глубже идет изучение родного языка, его неординарности, его богатства и многообразия языковых форм.
Познание глубины исследуемого объекта, в данном случае мы будем рассматривать как средство достижения результата.
Понять суть слов - значит перейти на принципиально новую ступень эмпирического развития личности.
Объект и предмет работы
Объект исследования – лексические особенности русского языка.
Предмет работы – лексико-семантическое поле глагола «говорить» в народных говорах.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является исследование значений слова «говорить», исходя из особенностей его развития в русских народных говорах.
Задачи исследования:
- исследование глагола «говорить»;
- изучение этимологии рассматриваемого слова;
- практическое применение глагола «говорить» в русском языке.
Методы исследования
В своей работе мы будем использовать эмпирический метод исследования.
Практическая значимость
Опыт, который мы получим при изучении данного вопроса позволит нам расширить спектр используемых материалов и источников для достижения поставленных перед собой целей, относительно расширения этимологии глагола «говорить» и его синонимов.
Глава I. Общие вопросы лексикологии.
1.1. Термины. Понятия.
Лексикология (от греч. – «leksis» слово и «logos» учение) – наука рассматривающая словарный состав изучаемого языка, в различных аспектах. Основной задачей лексикологии является изучение самого слова, его значения и видоизменения относительно складывающихся условий.
Лексикологию принято подразделять на общую, частную, историческую и сопоставительную.
Общая лексикология представляет собой ни что иное, как раздел общего языкознания, предназначенный для изучения словарного состава любого рассматриваемого языка, его лексических универсалий. Задача общей лексикологии – анализ общих закономерностей строения лексической системы, а также вопросов лексического развития и функционирования языков мира.
Частная лексикология специализируется на изучение конкретного языка, в нашем случае – русского.
Общие, как и частные особенности языка можно рассматривать с разных точек зрения, либо с синхронической, либо диахронической. Синхроническая опирается на конкретный временной промежуток, на то, что слово тогда обозначало, в то время как диахронический захватывает различные временные промежутки и отталкивается от эволюции слова в заданные периоды, изменение его значения по прошествии эпох.
Сопоставительная лексикология, или контрастивная, призвана выявить и обозначить лексические явления одного языка и факты другого, определить точки их пересечения.
Историческая лексикология, наиболее трудно исследуемая, так как занимает достаточно большой временной промежуток эволюции слова, или даже группы слов, их значений, в то время как сопоставительная выявляет сходства и различия в членении объективной реальности лексическими средствами разных языков. В последнем случае сопоставляться могут не только отдельные слова, но и группы слов.
По результатам исследований данного направления человеческой деятельности было выделено несколько задач лексикологии:
1. Определение слов, как наиболее значимых единиц лексики;
2. Характеристика лексико-семантической системы, или определение содержания организации языковых единиц и проведение анализа их связей.
Соответственно, предметом исследования данного исследования является само слово.
Исходя из задач, стоящих перед лексикологией, предопределены ее следующие разделы:
1. Ономасиология. Основой раздела служит изучение словарного состава языка, его номинативных средств, типов словарного языка, способов их номинации;
2. Семасиология. Раздел, занимающийся исследованием словарных единиц языка, типов лексических значений, семантической структуры лексемы;
3. Фразеология. Работа по изучению направлена на разбор фразеологических единиц;
4. Ономастика. Наука об именах собственных;
5. Этимология. Занимается поиском путей происхождения слова, его истоков, необходимости возникновения.
6. Лексикография. Наука, изучающая вопросы составления и изучения словарей.
В процессе исследовательской работы мы будем использовать следующие термины и понятия:
Слово – наиболее конкретная единица языка. По своей лингвистической природе слово – сложная, многомерная, разноплановая единица.
Язы́к — сложная знаковая система, естественно или искусственно созданная и соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). [1]
Лексема — слово как самостоятельная единица языка, рассматриваемая во всей совокупности своих форм и значений. В одну лексему объединяются разные парадигматические формы (словоформы) одного слова. [2]
Лексический ярус – особым образом организованная структура языковой системы, внутри которой соподчинены лексемы, образующие между собой разнообразные и многочисленные тематические, понятийные, семантические, ассоциативные группировки. Это своеобразные микросхемы: поля, лексико-семантические группы (ЛСГ), лексико-семантические подгруппы, микрогруппы и т.д. [3]
Лексико-семантическая группа — объединение слов одной части речи с общим основным компонентом значения.
Семантический треугольник - непосредственно наблюдаемая ячейка семантики - полнозначное слово (напр., существительное, глагол, наречие, прилагательное). [4]
Слова организованы по принципу «семантического треугольника»: внешний элемент - последовательность звуков или графических знаков (означающее) - связан в сознании и в системе языка, с одной стороны, с предметом действительности (вещью, явлением, процессом, признаком), называемым в теории семантикиденотатом (референтом), с другой стороны - с понятием или представлением об этом предмете, называемым смыслом (сигнификатом, интенсионалом, означаемым).
Метафора - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании из сходства (внешнего или внутреннего).
1.2. Слово как единица языка.
Одной из наиболее важных важнейших проблем языкознания является само определение слова, определение его границ и четких различий, с одной стороны, от морфемы, с другой стороны - от словосочетания и предложения.
Каждая языковая единица рассматривается относительно ее функции. Сущность фонемы заключается в ее смыслоразличительной функции. Предложение несет коммуникативную нагрузку, в то время как слово - номинативную. Номинативная функция представлена способностью слова быть обозначением определенных реальных явлений. Причем эта функция характерна не всему корпусу слов, в большей степени знаменательным словам, которые обозначают явления действительности непосредственно и самостоятельно. В рамках изучения рассматриваемого языка, этот «пласт» достаточно широк и служит основой словаря.
Другой же рассматриваемый «пласт» слов принято относить к служебным, которые лишены номинативных значений, в связи с тем, что они призваны выполнять лишь служебные, ил вспомогательные грамматические функции. Такие слова, к примеру, указывают на явления (отношения) внеязыкового мира и употребляются с самостоятельными словами, имеющими знаменательный характер. С функциональной точки зрения, слова, несущие служебную нагрузку сближены с морфемами, а значит располагаются на границе словаря и грамматики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Язык.
2. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/w/index.php?search=Лексема&title=Служебная%3AПоиск&go=Перейти&wprov=acrw1_0.
3. [Электронный ресурс] https://www.budde.ru/sistema-i-struktura-yazyika/leksicheskiy-yarus.html.
4. [Электронный ресурс] https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=279.
5. [Электронный ресурс] https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=86533/
6. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избранные труды / отв. ред. В.Г. Костомаров. – М.: Наука, 1977. – 312 с.
7. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. M.: Наука, 1974. 367с.
8. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1969. 607с.
9. Бабенко Л. Г. Пересекаемость глаголов чувств с глаголами других лексико-семантических групп // Слово в системных отношениях на разных уровнях языка: Сборник научных трудов. Свердловск, 1985. С.12–20.
10. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/leksiko-semanticheskaya-harakteristika-glagolov-v-govore-sela-loyma-priluzskogo-rayona-respubliki-komi/viewer
11. [Электронный ресурс] http://vestnik.yspu.org/releases/2014_2g/33.pdf
12. ЯОС – Ярославский областной словарь: в 10 в. / под ред. Г. Г. Мельниченко [Текст]. – Ярославль : ЯГПИ, 1981–1991.
13. Березович, Е. Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования [Текст] / Е. Л. Березович. – М.: Индрик, 2007. – 600 с.
14. Словарь современного русского литературного языка.– В 17 т.– М;Л.: АН СССР, 1950–1965.– Т.1-17
15. Словарь вологодских говоров.– Вологда: Вологодский ГПИ, 1983–1993.– Вып. 1-6.
16. Словарь орловских говоров: Учебное пособие.– Ярославль, 1989–1991.– Вып. 1–4; Орел, 1992–2000.– Вып 5–11.
17. Картотека «Словаря орловских говоров».
18. Китайгородская М.В. Словообразование глагола в русской разговорной речи. Дисс... канд. филолог, наук. — М., 1981. — 165 с.
19. Черепанов М.В. Типология префиксальных и конфиксальных структур русского глагола. Автореф. дисс... д-ра филолог, наук. — Л., 1974.
20. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. — Нижний Новгород, 1994. — 296 с.
21. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // Русский язык в школе. — 1951. — № 2. — С. 1-10.
22. Словарь смоленских говоров. СГПИ. 1982. Смоленск.
23. Ярославский областной словарь. Ярославль. 1981.
24. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Смоленско-полоцкий_диалект.