Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анна Ахматова представляет собой одну из центральных фигур русской поэзии прошлого столетия. На сегодняшний день она остается одним из наиболее популярных поэтов России и на Западе. Ахматову любят цитировать в Сорбонне и Оксфорде, пишут исследования о ее творчестве студенты и литературоведы, издаются ее труды. Образ поэтессы, как и в начале своего пути творчества, является вдохновением для скульпторов, художников, композиторов, которые открывают для человечества новую, неординарную интерпретацию Ахматовой .
Интересно, что знакомство с творчеством писателя можно начинать не анализа его произведений, а со знакомства с портретом. Сегодня в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме существует более 200 ее портретов, которые выполнены современниками. Портреты выполнены в разных техниках. Есть скульптуры, мозаика. Есть и графика.
Ахматова любила живопись. Любимыми ее художниками и творцами были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эль Греко, Веласкес, Гойя, Рембрандт, Давид, Сезанн, Пикассо, Рублев, Александр Иванов, Федотов, Суриков, Врубель, Шагал.
Ахматова часто обменивалась идеями с искусствоведами и коллекционерами. Часто общалась с художниками. Среди друзей были такие личности, как Модильяни, Судейкин, Альтман, Анненков, Бруни, сестры Данько, Тырса, Осмеркин, Тышлер, Петров-Водкин, Малевич, Лебедев, Фаворский и др. Общение Ахматовой определялось ее интересами. В 1960 году Ахматова также интересовалась современными художественными веяниями, общалась с молодыми художниками из России.
Встречи с Ахматовой никогда не были просто бытовыми, круг ее общения в большей степени определялся кругом ее интересов. Даже в 1960-х г. г., будучи человеком давно устоявшихся взглядов, Ахматова проявляла интерес к современному художественному процессу, встречалась с молодыми российскими художниками. На протяжении всей жизни поэтессы создавались ее портреты не только художниками, но и поэтами. Гумилев, Блок, Мандельштам, Пастернак, Цветаева. Изображения Ахматовой могли бы вместиться в огромную собственную галерею. А стихи объединились бы в масштабную антологию.
Иконография Анны Андреевны Ахматовой при жизни характеризуется своей обширностью. Среди написанных с 1920-1940 гг. графических портретов периода творческой зрелости Ахматовой можно выделить произведения, которые отличаются наибольшей художественной выразительностью . Портрет в большинство источников искусствоведения представляется как художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Художник представляет, ощущает и воспринимает того, кого он рисует, и запечатлевает этот образ в своем произведении. Вне зависимости от того, насколько уникален и талантлив художник, А. Ахматова всегда выглядит по-разному на портретах. Ахматова любила позировать, внимать себя. Но из иконографии сама делала выбор и формировала списки лучших работ, периодически исключая из них некоторые из своих портретов. Скорее всего, какие-то работы ей не нравились, или не было добрых отношений с портретистом. Для поэтессы было крайне важно то, каким глазами на нее смотрели те, кто ее рисуют, то, как ее воспринимал рисующий.
Мемуары говорят о том, что на одном из рисунков Тышлера Ахматова сама перерисовала себе линию носа, с горбинкой. Когда Ахматову рисовала Анна Шервинская, пожелание поэтессы было такое, чтобы не было видно морщин. Фаворский, Баталов и Масленникова творили по инициативе Ахматовой. Крайне интересны ранние портреты поэтессы. Не только потому, что тогда был шарм молодости, а по причине крайней открытости Ахматовой миру. В 1925 году в Ленинграде вышла первая антология «Образ Ахматовой», составленная историком литературы Э. Ф. Голлербахом и иллюстрированная портретами поэта, а в 1989 в Одессе - «Венок Ахматовой», антология Е.М. Голубовского и А. Л. Сауленко. Образ Ахматовой в русской живописи и графике конца 19 начала 20 века раскрывают в своих работах такие авторы, как: Черных В.А ., Молок Ю. А. , С. Гитович ., Г Глекин и другие.
Целью данной работы является рассмотрение портретов Анны Ахматовой в графике русских художников.
Задачи:
1) Рассмотреть портретную графику и ее особенности, описать первые портреты А. Ахматовой.
2) Описать портреты Ахматовой в творчестве Альтмана, Анненкова, Петрова-Водкина.
3) Изучить портреты Ахматовой в творчестве Серебряковой, Тырсы, Сарьяна, Гинзбурга-Воскова, Л. Сморгона.
Предметом исследования является особенность портретов А. Ахматовой. Объектом исследования являются портреты в графике Ахматовой.
Новизна работы связана с тем, что сделана попытка анализировать духовный образ Ахматовой при помощи портретов в графике. Практическая значимость работы состоит в применении итогов исследования для более глубокого анализа духовного облика Ахматовой в изучении рассматриваемого материала. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава I. Специфика образа Ахматовой в портретах
1.1 Первые портреты Ахматовой
Благодаря портрету возможно отразить человека со всеми особенностями, через которые раскрывается состояние его души, мечты и идеалы. Портрет обладает разной нагрузкой смыслов. Существуют различные виды портретов. Портрет может быть интимный, в бытовой обстановке, при «параде», психологического оттенка и др.
Общая сущность образа одинакова во всех искусствах. В портретной графике, чтобы быть образом, пластический образ должен быть наглядным, так как для него нужна не просто многослойность, а известная структура этой многослойности, то есть пластически образным должно быть содержание портретной графики.
Образность, а по-другому – наглядность является источником новых объектов и новых эмоций, которые нельзя уравнять с отдельными слоями графики, но которые конституируют новый синтетический портретный слой.
Для портрета и создания образа в портретной графике необходима наличность форм олицетворения. Для распознавания смысла портрета, личностных качеств изображаемого требуется установление конкретной структуры всякого портрета как результата игры разных форм.
При создании композиций в сфере рекламной графики работа над портретом человека идет на основе построения сознательно сформулированной концепции рекламного образа. Этот образ – основа творческой работы.
В художественном творчестве над рекламным образом необходимо использовать опыт, зафиксированный историей портретного искусства. Наработанная историей типология портретов позволяет достаточно точно ориентироваться в творческом материале .
Онтология форм хорошо разработана в настоящее время, теория искусства находится на высоком методологическом уровне, что позволяет изучить недостатки и достоинства портретной графики. При работе над образом предполагается, что глаз художника будет «управлять» разумом. Но часто глаз художника видит больше, а рука сама рисует нечто увиденное.
Сложности создания портретного образа как концепции не должны умалять достоинств графических приемов работы, так как при удаче создаются запоминающиеся образы-типы.
Секрет облика Ахматовой состоит в том, что долгие годы современники создавали его. Поэт для человека представляется единым и цельным в своей сущности. Он делится в восприятии читателя на несколько разных отражений.
На сегодня исследователи делают попытки трансформировать важность личности и творчества Ахматовой. В 1913 году, когда Ахматовой пришла слава, создался «отряд поклонников» поэтессы.
Особой спецификой обладают первые графические портреты Ахматовой, написанные Амедео Мотильяни (Италия) в 1911 году, когда Ахматова посетила Париж.
Ахматова писала о том, что художник творил не с натуры, а сам. Рисунки он дарил поэтессе. Всего было 16 рисунков. Модильяни хотел, чтобы поэтесса их вставила в рамку и повесила у себя. Но эти картины погибли в царскосельском дворе в революционное время. Остался тот, в котором присутствует меньше всего обнаженной натуры. На момент знакомства с Модильяни Ахматова была замужем за Николаем Гумилевым, и интимная связь с Модильяни должна быть ее тайной.
В 1993 г. на выставке Модильяни из коллекции Поля Александра в Палаццо Грасси А. Докукина-Бобель демонстрирует 9 портретов в графике Ахматовой из тех, что остались у Модильяни. Б. Носик в своем произведении, посвященном любви Ахматовой и Модильяни, раскрывает малоизвестные факты биографии поэтессы .
Модильяни любил линии Ахматовой, изображая удлиненное тело, шею. Картины художника отражают гибкость. Как будто поэтесса поднимает ногу за спину и цепляется ею за шею, находятся вблизи потолка. Как будто она выполняет какой-то крюк в цирке.
Меня окликнул в новолунье
Мой друг любимый. Ну так что ж!
Шутил: «канатная плясунья!
Как ты до мая доживешь?»
Ему ответила, как брату,
Я не ревнуя, не ропща,
Но не заменят мне утрату
Четыре новые плаща.
Пусть страшен путь мой, пусть опасен,
Еще страшнее путь тоски…
Как мой китайский зонтик красен,
Натерты мелом башмачки!
Оркестр веселое играет,
И улыбаются уста.
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1) Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. М., 1990. 333 с.
2) Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. М.: Искусство, 1989.
3) Кузьма Петров-Водкин : альбом / вст. ст. Ю. А. Русакова. Л. : Аврора,1986. 300 с.
4) Мандельштам Н. Из воспоминаний // Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991.
5) Огюст Роден. Искусство. Ряд бесед, записанных П. Гзелль, 1971.
6) Сильвия Гитович. Об Анне Андреевне // Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма. С. 334
7) Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой: В 3-х тт. М., 1997. Т. 2. С. 235.
8) Чуковский К. Из воспоминаний. Из дневника // Воспоминания об Анне Ахматовой. М. : Сов. писатель, 1991. С. 48-64.
Исследования
9) Ардов В. Е. Анна Ахматова // Ардов В. Е. Этюды к портретам. М., 1983.
10) Богуславский М.Б., Загидулина М.В., Иванова А.А., Крылов Ю.И., Лукина М.В., Лютов В.В., Сергеева О. В. Русские поэты XX века. Собр. Биографий. - Челябинск: Урал А.Т.Д., 2001. - 432 с.
11) Глекин Г. Из записок о встречах с Анной Ахматовой (А. А. Ахматова о литературе, о живописи…) // День поэзии. Л., 1989. С. 248-251.
12) Леняшин В.А. «Не о классицизме...». Неоклассицизм в России: Альманах. Вып. 212. СПб.: Palace Editions – Graficat, 2008.
13) Молок Ю. А. Вокруг ранних портретов» // Литературное обозрение. 1989. № 6.
14) Орлова Е. И. Крымский Ахматовский научный сборник. - Вып. 6. - Симферополь: Крымский архив, 2008. - С. 69-81
15) Толмачев М.В. Бутылка в море. Страницы литературы и искусства. М., 2002. 558 с.
16) Чапски Ю. Об Анне Ахматовой // Человек и Место. Юзеф Чапски. К 100-летию со дня рождения. Выставка в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (СПб.) Каталог. Краков, 1996.
17) Черных В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. М. : Индрик, 2003. Часть IV. 1946 – 1956. 173 с.