Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Активное развитие института наблюдателей, основной функцией которого является контроль за соблюдением законности процедуры электоральных действий, становится одним из основных методов укрепления национальных государственных структур. Национальное и международное наблюдение априори делает выборы более честными, прозрачными и открытыми, повышая уровень доверия населения к выбранному кандидату властной структуры. Качество наблюдательного процесса становится индикатором «чистоты» выборов, что ведет к появлению именно независимого, неангажированного института наблюдателей, способного встать на защиту избирательных прав граждан и отразить настоящее отношение народа к выбранной власти.
Наблюдение становится одним из элементов комплексного решения задач по росту эффективности развития страны посредством успешной реализации прав граждан на участие в формировании властных структур. Общественный контроль в сфере электорального процесса побуждает государственных служащих быть ответственными и компетентными, избегать соблазнов использования нечестных методов на пути к получению власти, а также служит особым видом обратной связи народа и власти, мотивируя государственные органы власти оперативно реагировать на запросы населения, повышая тем самым уровень институционального доверия граждан.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере правового статуса наблюдателей на выборах в РФ.
Предметом работы являются нормы права, регулирующие правовой статус наблюдателей на выборах в РФ.
Целью курсовой работы является анализ правового статуса наблюдателей на выборах в РФ.
Задачами курсовой работы являются:
– исследовать участие наблюдателей в выборах;
– рассмотреть закрепление статуса наблюдателей в законодательстве Российской Федерации;
– проанализировать ответственность наблюдателей;
– охарактеризовать статус и полномочия национальных наблюдателей;
– раскрыть статус и полномочия международных (иностранных) наблюдателей;
– исследовать ответственность наблюдателей.
При написании курсовой работы применены следующие научные методы: анализ литературы, анализ нормативно-правовой документации, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, синтез, группировка и сводка, обобщение, статистический анализ.
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов, как: Е.А. Митрофанова, В.В. Кутько, И.Г. Хмелевская, А.В. Егорова, И.М. Виноградова, В.А. Григоревский, Ю.А. Старушкин, О.А. Чернова, Т.В. Дизенко и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Конституционно-правовые основы деятельности наблюдателей
в Российской Федерации
1.1. Участие наблюдателей в выборах
Активизация движения общественных наблюдателей в России произошла в период 2011–2012 гг. в преддверии выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации и президентских выборов. Выдвижение В.В. Путина на пост президента, а также дальнейшее укрепление институтов российского государства породили наряду с волной общенародной поддержки протестные проявления среди отдельных категорий российских граждан (особенно заметные в столицах и больших городах).
Осознание того, что избирательный процесс в суверенной стране сопровождается попытками последующих манипуляций российским общественным мнением со стороны финансируемых из-за рубежа деструктивных политических сил, пытающихся по модели «оранжевых революций» поставить под сомнение легитимность выбора российского народа, побудило огромное количество граждан выступить за повышение прозрачности выборов, посредством участия в наблюдении за ними. В 2011 г. на выборах в Госдуму общественными контролерами стали 260 тыс. человек.
Институт наблюдения и участие в данном процессе не стали новинкой для россиян, однако события 2011–2012 гг. послужили отправной точкой для активного развития движения и его качественной трансформации. За последние 7 лет произошел ряд позитивных, с точки зрения легитимации власти, изменений .
Во-первых, появилось большое количество разнонаправленных и динамично развивающихся общественных организаций, деятельность которых направлена на повышение уровня и качества проведения избирательных компаний. Ассоциации «Голос», «Гражданин наблюдатель», «СОНАР», «Корпус наблюдателей за честные выборы» и др. координируют движение мониторинга избирательного процесса, начиная с привлечения граждан к добровольной деятельности по наблюдению за выборами, заканчивая активной поддержкой общественных контролеров в день голосования. Кроме того, организациями гражданского общества созданы и постоянно актуализируются методические рекомендации, справочники и инструкции по изучению избирательного законодательства, позволяющие в значительной мере улучшить степень эффективности работы наблюдателей. В 2017 г. свое функционирование начала электронная интернет-платформа «Национальный общественный мониторинг», объединяющая ведущие общественные организации в области защиты избирательных прав граждан и позволяющая организовать оперативный сбор данных от наблюдателей в день голосования.
Во-вторых, четко проглядывается тенденция долгосрочного наблюдения российскими контролерами. Одним из основных инструментов, позволяющих фиксировать нарушения электорального процесса не только в момент голосования, но и до, и после, является проект «Карта нарушений», запущенный «Голосом». Интернетплатформа позволяет собирать и аккумулировать информацию о несоблюдении избирательного законодательства в РФ, после чего факт нарушения передается в избирательную комиссию, а также в случае необходимости в СМИ и правоохранительные органы для дальнейшего рассмотрения ситуации и устранения ее последствий .
В-третьих, отмечается перманентный рост числа наблюдателей на выборах.
Наблюдение является ключевым фактором укрепления суверенных политических режимов. Достижение конечной цели – истинной легитимности власти – это нелегкий, тернистый путь, где общественный контроль играет одну из наиболее важных ролей. Несмотря на отдельные несовершенства самой процедуры, обусловленные определенными ограничениями правового характера, укрепление института наблюдателей представляет собой крайне важный элемент в избирательной системе. К примеру, институциональная революционная партия Мексики, правящая более 70 лет, потеряла свою доминирующую силу, как только оппозиционеры научились эффективному наблюдению за выборным процессом.
Повышение уровня открытости, прозрачности и гласности выборов посредством активного внедрения и продвижения института наблюдателей подтверждается практическими результатами, снижением количества нарушений там, где присутствуют контролеры и подозрительной активностью деструктивных политических сил там, где их нет.
1.2. Закрепление статуса наблюдателей в законодательстве Российской Федерации
В настоящее время права и гарантии наблюдателей постоянно пересматриваются, позволяя им присутствовать при проведении досрочного голосования, знакомиться с реестром открепительных удостоверений и заявлениями о голосовании вне стен, где проходит само голосование и т. д., растет уровень их защищенности, выражающийся в невозможности удаления наблюдателей с избирательного участка без соответствующего решения суда. Однако основная проблема подтверждения легитимности власти посредством общественного контроля в Российской Федерации – фактическое отсутствие независимого института наблюдения, вызванное определенными ограничениями в законодательстве в области избирательного права, остается. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правом направления наблюдателей на избирательные участки наделяются политические партии и самостоятельно зарегистрированные кандидаты. Федеральное законодательство не наделяет в обязательном порядке общественные объединения правом направлять наблюдателей в участковые избирательные комиссии, оставляя вопрос назначения наблюдателей общественными объединениями другим уровням власти.
Определение наблюдателя содержится в п. 42 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» . Основные права наблюдателя определены в ст. 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» .
Таким образом, отечественный институт наблюдения, позволяющий стать общественным контролером только при помощи получения направления от партии или самостоятельно зарегистрированного кандидата, противоречит демократическим принципам, теряя свое основное назначение. При функционировании такой системы высока вероятность ангажированности наблюдателей в пользу тех участников электорального
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
3. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – .2014. – № 8. – Ст. 740.
Специальная литература
5. Алтай А. Роль ОБСЕ в избирательном праве как международных наблюдателей // Modern Science. – 2019. – № 7-2. – С. 129-132.
6. Антюшин Н.А. Эволюция национального наблюдения электоральных процессов в России // Таврические чтения 2017. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность: сборник научных статей. В 2-х частях / под редакцией А.Б. Николаева. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 230-233.
7. Бугаков Д.Р. Об изменениях статуса наблюдателей и расширении прав субъектов общественного наблюдения // Вопросы теории и практики избирательного законодательства, посвященные 25-летию избирательной системы Краснодарского края: Материалы межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. А.Д. Черненко; отв. ред. Н.Ю. Турищева. – 2019. – С. 72-75.
8. Виноградова И.М. Деятельность международных наблюдателей как элемент формирования политического имиджа государства на примере выборов президента Российской Федерации // Nauka.me. – 2018. – № 2. – С. 7-12.
9. Воробьева С.В., Скорбунова Ю.А. Правовой статус и полномочия наблюдателя на выборах в Российской Федерации // Развитие современного социально-гуманитарного знания: отечественный и зарубежный опыт Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. – 2018. – С. 49-53.
10. Григоревский В.А. Правовые проблемы назначения наблюдателей на выборах // Гражданин. Выборы. Власть. – 2019. – № 3 (13). – С. 154-165.
11. Гуляницкая Д.А., Ребров С.А. К вопросу об институте наблюдателей в России: юридический и политологический аспекты // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. – № 16 (16). – С. 70-72.
12. Добрыднева Д.В. Наблюдатель как один из субъектов избирательного процесса // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2018. – № 10. – С. 97-101.
13. Егорова А.В. Институт наблюдателей на выборах как фактор легитимации власти в современной России // Управленческое консультирование. – 2019. – № 5 (125). – С. 121-130.
14. Журавлев В.П. Новые возможности обеспечения открытости и гласности избирательного процесса посредством наблюдения за организацией выборов // Двадцать первые Петровские чтения: Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. Петровская академия наук и искусств, отделение исторических наук. – 2020. – С. 354-361.
15. Зитулаева Д.А. Формирование института общественных наблюдателей России в условиях глобализации // Современные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительно-правовой аспект Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. – 2018. – С. 204-212.
16. Иванова О.А. Институт наблюдателей в российском избирательном праве // Выборы в контексте ценностей гражданского общества и правового государства: сборник материалов Национальной научно-практической конференции. – 2019. – С. 95-98.
17. Кутько В.В., Хмелевская И.Г. Институт международных наблюдателей на выборах и их правовое положение в Российской Федерации // Современные тенденции в науке и образовании материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2019. – С. 201-206.
18. Кутько В.В., Хмелевская И.Г. Теоретико-правовые основы деятельности наблюдателей на выборах в Российской Федерации // Современная студенческая наука: актуальные задачи, проблемы и перспективы Материалы международной студенческой научной конференции. В 5-ти частях. – 2019. – С. 46-50.
19. Марашев И.С.Х., Муцалов Ш.Ш. Наблюдение за выборами // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 10 (38). – С. 100-104.
20. Метолиди К.О. Правовой статус наблюдателей в РФ // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: Т.Н. Рябченко, Е.И. Бурьянова. – 2017. – С. 384-387.
21. Митрофанова Е.А. Назначение общественных наблюдателей объединениями, не являющимися избирательными: новелла в законодательстве о выборах Президента РФ // Публичное право и управление: перспективы развития Материалы I Всероссийской студенческой конференции. – 2018. – С. 131-133.
22. Саламова Х.З. Институт наблюдателей: правовой статус и полномочия // Права человека и гражданина: конституционные идеалы и современные проблемы реализации: Материалы и доклады XIII Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Полянского, В.Э. Волкова. – 2018. – С. 280-283.
23. Скороходова О.Н. Особенности регламентации правового статуса наблюдателя в международном и внутригосударственном праве // Актуальные проблемы конституционного и международного права Материалы Третьей ежегодной конференции. – 2019. – С. 157-160.
24. Старушкин Ю.А. Наблюдатели на выборах, как часть механизма, обеспечивающего обратную связь между властью и обществом // Актуальные проблемы российского избирательного права и законодательства: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. – 2019. – С. 111-117.
25. Трохова А.Н. Проблемы института наблюдения на выборах в Российской Федерации // Научные достижения и открытия 2019: сборник статей X Международного научно-исследовательского конкурса. – 2019. – С. 147-150.
26. Чеботарев Г.Н. Общественный контроль на выборах: опыт и проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 7. – С. 56-60.
27. Чернова О.А., Дизенко Т.В. Правовой статус общественного наблюдателя: современные проблемы и пути совершенствования // Лучшая научно-исследовательская работа 2018 сборник статей XV Международного научно-исследовательского конкурса. – 2018. – С. 76-78.
28. Чернова О.А., Резник А.Ю., Кожухарь А.Д. Основные элементы правового статуса общественного наблюдателя // Лучшая научная статья 2018: сборник статей XVIII Международного научно-исследовательского конкурса. – 2018. – С. 185-187.
29. Шлюндт Н.Ю., Подворчан И.А. История института международных наблюдателей // интеграция науки и образования: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 72-75.
30. Юрин Ю.А. Правовые особенности системы проведения выборов в Российской Федерации // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 76-81.