Фрагмент для ознакомления
2
библиотека» (World Digital Library), создана по принципу интегрированного ресурса с бесплатным доступом к культурным достижениям всех стран и народов мира .
Напоследок хочу отметить, что решение проблемы чтения предполагает долгосрочную, целенаправленную работу, при поддержке государства, многих социальных институтов, к которым относятся и библиотеки. Чтобы достичь успехов в ее реализации, надо быть готовыми к реформам, проводимым в нашей стране, подкреплять свои аргументы цифрами, фактами, исследованиями, совместными корпоративными проектами.
1.2 Чтение – как психолого-педагогическая проблема
В эпоху информационного общества художественная литература теряет свою значимость для современных учеников, а новейшие информационно-коммуникационные средства создают у них иллюзию полноценного эквивалента художественного произведения. Поэтому проблема формирования компетентного ученика-читателя, развития читательской культуры современных школьников, воспитание потребности в постоянном чтении высокохудожественных произведений является чрезвычайно актуальной в школьном литературном образовании.
Многолетние наработки научных сотрудников относительно развития школьного литературного образования дают основания для определения основных причин возникновения проблемы отсутствия читательского интереса у современных учеников: низкий уровень читательской культуры в семье, особенно пренебрежением чтением в раннем детском возрасте; утверждение цифрового пространства в обществе как положительное его явление, однако и как негативный фактор по организации детского и юношеского чтения; несоответствие проблематики программных художественных произведений читательским и жизненным интересам школьников в эпоху информационного общества; невнятные, недостаточно сформированные читательские интересы учащихся в начальной школе, а следовательно, как следствие, низкий уровень интереса к чтению в основной школе; отсутствие у значительной части современных учащихся мотивации к обучению, в том числе и к изучению литературы; перегрузка действующих школьных программ по русской литературе; отсутствие системной внеклассной работы, ориентированной на развитие читательской культуры школьников разных возрастных групп (читательские часы, читательские вечера, библиотечные уроки, встречи с писателями и т. п.); невысокое качество учебно-методического обеспечения школьного курса русской литературы; посредственный профессиональный уровень современных учителей-словесников; научное обоснование теоретических аспектов современного школьного литературного образования и несистемная их практическая реализация .
Одним из факторов достижения результативности в решении проблемы чтения является научно обоснованная трактовка понятийного аппарата компетентностного школьного обучения литературе. Считаем, что уровень общеобразовательной подготовки школьников в значительной мере определяется уровнем сформированности их читательской компетентности.
Поэтому есть основания определять читательскую компетентность как ключевую для различных образовательных областей. Само чтение является самым важным способом усвоения базовой информации, интеллектуально-эмоциональной деятельностью личности, специфической формой ее коммуникативно-познавательной деятельности, а главное – одним из основных факторов его личностного саморазвития.
Итак, читательская компетентность – это качество, проявляющееся в готовности и способности личности самостоятельно приобретать и применять связанные с чтением и знания умения для осуществления читательской деятельности, читательского и личностного саморазвития.
Учитывая дискуссионный характер трактовки сущности дефиниции «предметная читательская компетентность», допускаем возможность определять ее как категорию, структурными компонентами которой являются:
1) общекультурный – осознании русской литературы как неотъемлемой составляющей мировой художественной культуры, понимании ее специфики и эстетико-художественной значимости как искусства слова, умения рассматривать художественное произведение в культурно-художественном контексте, осознание социокультурной значимости художественной литературы; умения и навыки использовать общечеловеческие и национальные культурные эталоны и ценности в повседневном взаимодействии с окружающими;
2) литературоведческий – умение ориентироваться в мировом и национальном литературном процессе, знание элементов теории литературы как основы читательской деятельности, умение применять полученные теоретико-литературные знания для анализа и интерпретации художественного произведения;
3) интерпретационный – знание содержания и проблематики художественных произведений, обязательных для текстуального изучения; умение находить в художественном произведении авторские и творить собственные смыслы на основе диалога с текстом, автором и другими читателями, способность воспринимать художественный текст как средство обогащения эстетического и эмоционально-чувственного опыта;
4) аксиологический – понимание мировоззренческих категорий, нравственных идеалов, нашедших отражение в художественном произведении, рассматривать содержание, поступки героев, авторскую позицию в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, осознавать значение прочитанного для личностного развития;
5) творчески-речевой – способность строить связные высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией, наличие креативных способностей к созданию устных и письменных творческих работ разных жанров.
Итак, предметную читательскую компетентность трактуем как интегрированный результат учебных достижений учащихся-читателей, связанных с их читательской деятельностью; как способность учащихся к осмысленному приобретению предметных знаний и сформированных читательских умений, предусмотренных конкретной программной теме и школьным курсом литературы в целом; как систему ценностно-мировоззренческих и эстетических ориентаций, сформированных на материале высокохудожественных произведений; как способность учащихся к целевому применению комплекса предметных знаний, сформированных умений и способов деятельности в новых учебных и жизненных ситуациях.
Поэтому допускаем возможность очертить вероятные пути решение проблемы чтения в современном информационном обществе:
- организация широкого общественного обсуждения проблем современного школьного литературного образования;
- обновление подходов к укладке школьных программ с русской литературы, учитывая современное состояние и цивилизационный выбор России, реалии школьного литературного образования и читательские интересы современных учеников;
- модернизация содержания школьных учебных программ по русской литературе с обязательным учетом результатов проведенного исследования по выяснению читательских интересов школьников в условиях информационного общества;
- разработка и утверждение литературного канона как основы для создания учебных программ по русской литературе;
- создание и применение технологий обучения литературы, что давать ученикам возможность самостоятельно и свободно, удачно находить в учебно-воспитательном процессе пути решения конкретных дидактических задач, выявляя при этом нетрадиционное мышление и способность к нестандартным решениям, что и обеспечивает условия для самоизменения и самосовершенствования человека;
- подготовка качественного инновационного учебно-методического обеспечение изучения русской литературы, в том числе обеспечение учащихся новыми учебниками, пользование которыми развивают у них интерес к произведениям литературы;
- повышение профессионального уровня современного учителя-словесника, позиционирование его как высокообразованного, эрудированного специалиста, который творчески владеет арсеналом эффективных методов и приемов организации учебной деятельности, формирование компетентного ученика-читателя;
- проведение массовых научно-практических мероприятий по актуализации проблемы детского и юношеского чтения в условиях информационного общества.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / М. Адлер. – М.: Иванов и Фербер, 2014. – 344 с.
2. Беленькая Л.И. Ребенок и книга / Л.И. Беленькая. – М.: ВЦХТ, 2015. – 144 с.
3. Беляева И. Н. Пути повышения интереса к обучению / И. Н.Беляева. – Новосибирск, 2018. – 95 с.
4. Бестимец Т.Г. Воспитание у детей интернета к самостоятельному чтению / Т.Г. Бестимец // Библиотека учителя начальных классов. – 2018. - №21-22. – С. 4-7.
5. Брякова И.Е. Проблема формирования «человека читающего» / И.Е. Брякова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – С. 234-236.
6. Виноградова Н. В.С чего начинается любовь к книге/ Н.в. Виноградова // Школьная библиотека. – 2011. - №11. – С. 65-67.
7. Воронцов А.В. Чтение как социальная проблема / А.В. Воронцов // Вестник Герценовского университета. – 2014. – № 11. – С. 24-33.
8. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования / Т.Г. Галактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2016. – С. 177-190.
9. Граник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.: Мой учебник, 2017. – 256 с.
10. Калашникова Г. В. Как воспитывать у детей интерес к чтению? / Г. В. Калашникова // Начальная школа. – 2015. - №7. – С. 71-72.
11. Как приучить ребенка к книге // учит. газ. – 2014. - 24 февр. (№ 7). – C. 4-5.
12. Кувик П. Дайте ребенку правильную книгу. [О роли книги, библиотеки, чтение] / П. Кувик // Образование. – 2016. - №5. – С. 7.
13. Кушнир А. М. Выберем книгу вместе / А. М. Кушнир // Школьная библиотека. – 2018. - №10. – С. 74.
14. Копчук А. М. Воспитание читательских интересов учащихся / А. М. Копчук. – К.: Знание, 2015. – 46 с.
15. Новосельцев В. Новые подходы к пропаганде книги и развитию литературных интересов учащихся (из опыта работы) / В. Новосельцев // Воспитание школьников. – 2013. – № 3. – C. 9–12
16. Светловская Н.Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н.Н.Светловская, Т.С. Пичеол. – М.: Аркти, 2016. – 54 с.
17. Сметанникова Н.Н. Инновации в чтении и практике чтения / Н.Н. Сметанникова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24-25 сентября 2015 г.): 62 материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – С. 16-21.
18. Сметанникова Н.Н. Роль чтения в современном обществе: через чтение в мировое образовательное пространство / Н.Н. Сметанникова. – М.: Наука, 2011. – 180 с.
19. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению / Н.Н. Сметанникова. – Москва: Шк. б-ка, 2015. – 509 с.
20. Тимофеева И. Н. Чтение современных детей в свете традиций отечественной педагогики / И. Н. Тимофеева, Н. Н. Мазняк // Школьная библиотека. – 2013. – № 1. – С. 58-63.
21. Тихомирова И.И. О развитии творческого чтения в России: к истории вопроса / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2018. - № 1. – С. 68-76.
22. Тихомирова И. И. Интерес, или сила, влекущая к чтению / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С. 20-24.