Фрагмент для ознакомления
2
позиции процессов разработки и принятия управленческого решения в государственной сфере нет.
В связи с вышеуказанным представляется важным определить какая методология используется при разработке управленческих решений в целом и какие ее аспекты актуальны и применимы в системе государственного управления.
Процесс управления включает различные этапы: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению. Целеполагание – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния системы, это представление о том, чего мы хотим достичь. Ситуация – это состояние управляемой системы, т.е. реальное положение дел. Проблема в процессе управления – это главное противоречие в ситуации, разрешение которого изменит ситуацию в направлении поставленной цели.
Разработка управленческих решений – необходимое условие обеспечения эффективного функционирования какой-либо системы, формирования рациональных организационных структур, проведения разумной политики, создания положительного имиджа и др.
В общем виде управленческое решение определяет программудеятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейсяпроблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования,оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
1.2. Организационная система управления государства
Создание организационной системы управления серьезно затрудняется отсутствием стабильной, внутренне непротиворечивой системы законодательства, необходимого для недвусмысленного определения организации задач, функций, полномочий субъектов управления как одного из условий самостоятельности в их работе. Именно качественное законодательство призвано предупредить поспешность, импровизации, субъективизм и волюнтаризм в создании управленческих систем.
Организационная структура управления – это логически построенные взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений организации.
В более расширенном понимании под структурой управления организацией понимается «упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого» .
Элементами структуры управления являются:
1. Звено - должность или подразделение.
2. Связи. Структура управления характеризуется наличием связей между её элементами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, т.е. по всем вопросам управления. Функциональные имеют место при подчинении по определённой группе проблем функциональному руководителю.
3. Уровни управления.
В рамках структуры происходит управленческий процесс, между участниками которого распределяются функции и задачи управления.
Процесс формирования организационной структуры управления обычно включает три основных этапа:
- определение типа организационной структуры (прямого подчинения, функциональная, матричная и др.);
- выделение структурных подразделений (аппарат управления, самостоятельные подразделения, целевые программы и др.);
- делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и ответственности (отношения руководства — подчинения, отношения централизации—децентрализации, организационные механизмы координации и контроля, регламентация деятельности подразделений, разработка положений о структурных подразделениях и должностях) .
Многие решения, касающиеся формирования системы управления, прямо зависят от принятия ряда законов. Правовой вакуум в прошлом привел к грубому извращению государственного управления, административно-правовой вакуум при современной идеологии социально-экономического развития общества влечет за собой дезорганизацию управления, его ослабление, хаос в обществе.
Отсутствие общего правового акта об управлении в РФ предопределило многообразие правовых актов по данной проблеме. Необходимость в подобном акте очевидна, несмотря на то (а быть может, именно потому), что регламентация организации управления должна учитывать неизбежные особенности задач, к решению которых она должна быть приспособлена. Это значит, что в принципе не может быть такого правового акта, который бы исчерпывающим образом регламентировал организацию управления. Ведь оно должно быть ориентировано па решение общих, отраслевых, межотраслевых, территориальных и отдельных крупных задач (освоение космоса и др.).
Массив действующих правовых актов, в той или иной мере относящихся к организации управления, велик (не смешивать с полнотой и качеством регламентации связанных с этим вопросов). Они могут быть с допуском условности классифицированы по ряду критериев: по юридической силе; в зависимости от принципа федерализма; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления. Классификация правовых актов по этим критериям позволяет расширить представление о правовых основах организации управления, их сложной структуре в современных условиях.
В регулировании организации и осуществления функций государственного управления важная роль принадлежит утверждаемым Президентом РФ и Правительством РФ положениям об отдельных органах федеральных органов исполнительной власти, а также их регламентам.
Типовой регламент устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.
Регламент каждого федерального органа исполнительной власти утверждается его руководителем и устанавливает правила организации осуществления полномочий этого органа.
Административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг, должностные регламенты гражданских государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Они определяют последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий.
Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг утверждаются федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, государственными внебюджетными фондами по согласованию с министерствами, координирующими их деятельность.
Регламент данного органа, указанные административные регламенты в своей совокупности составляют его административный регламент. Следует иметь в виду, что регламентами регулируются разнообразные вопросы. Например, Типовой регламент содержит правила разработки проектов совместных актов федеральными органами исполнительной власти, порядок исполнения ими поручений Президента РФ и Правительства РФ, порядок организации и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и др.
Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, который устанавливает общие правила внутренней организации данных органов и применяется совместно с типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
Организация управления в отраслях и сферах обеспечена законами в разной степени. Во многих случаях она регламентируется указами Президента РФ и другими подзаконными актами.
В последнее время принято немало специальных, в том числе отраслевых, федеральных законов, в которых закрепляются основы организации управления в соответствующих областях уже применительно к современным условиям. Например, федеральные законы: от 19 июля 1995 г. «О естественных монополиях»; от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»; от 15 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»; от 18 июня 2003 г. «О связи»; от 21 ноября 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»; от 21 ноября 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»; Таможенный кодекс РФ и др. В законах по-разному регулируется организация управления (регулирования) в сферах их действия: либо путем группировки полномочий, которые, естественно, предполагают наличие
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. – 188с.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Информационная система «КонсультантПлюс»
3. Указ от 28.04.2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» № 6076// Консультант Плюс
Монографии, научные статьи
4. Акимова Т.А. Теория организации: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 45
5. Грунин O.A., Куприн A.A. Формирование адаптивности систем управления организацией предпринимательского типа. — СПб: Изд-во «Астерион», 2010. С.62
6. Данчул А.Н., Корнеенко В.П. Системный анализ управления экономическими процессами: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С.9
7. Денисов И., Волнухин А., Резе А. Информатизация как механизм достижения конкурентного преимущества в первичном звене здравоохранения за рубежом // Врач. 2014. №9. С. 87-88.
8. Доклад Правительства РФ о ходе работы по выполнению Указа Президента России от 21 августа 2012 года №1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Консультант Плюс
9. Зайцев К.А. Прикладная методика анализа систем управления // Социологические науки, 2012. - №5. – С.51 .
10. Жирнов Н. Концептуальные подходы и принципы управления государством. URL:http://ido-rags.ru/?p=5948(дата обращения 08.03.2020)
11. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 31
12. Квачахия Л.Л. Об эффективности модели отечественной системы здравоохранения в сравнении с развитыми странами // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №3 (36). URL: http://www.innov.ru/science/economy/ob-effektivnosti-modeli-otechestven/ (Дата обращения: 08.01.2019 г.)
13. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. С.29
14. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2015. – С. 38
15. Принятие и исполнение государственных решений: конспект лекций // Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2014. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F2094418484/Prinyatie.i.ispolnenie.gosudarstvennyh.reshenij.BAK.pdf(дата обращения 08.03.2020)
16. Политико-административное управление: Учебник. Под общ. ред. В.С.Комаровского, Л.В.Сморгунова. – М.: Издательство РАГС, 2014.
17. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011.- С.29
18. Теория управления: Учебник / Под общ. Ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – С. 105
19. Хашева И.А., Ковалева А.В. Оценка населением эффективности деятельности органов местного самоуправления как фактор развития гражданского общества // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции г. Новосибирск, 28 сентября, 25 октября 2016 г. С.57
20. Шамарина Л.В. Создание эффективной организационной структуры управления// ЭГО. – 2010. - №2.С.31