Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в России в пору бурного развития экономических отношений и постоянно меняющегося законодательства, проблема правильной постановки учета расчетов с покупателями и заказчиками становится наиболее актуальной. В современных условиях ориентация организаций на расширение клиентской базы является неотъемлемой частью для их успешной предпринимательской деятельности и конечный финансовый результат это ни что иное как важнейший показатель эффективности работы организации, а положительный рост продаж - источник его жизнедеятельности. Рост динамики реализации услуг покупателям и заказчикам приводит к росту прибыли, которая свою очередь создает прочную финансовую основу для развития и расширения масштабов деятельности предприятия. Увеличение продаж приводит к росту доходов как учредителей при распределении прибыли, так и заработной платы сотрудников. Не говоря уже о том, что счет выручки исполняются обязательства организации перед контрагентами. Поэтому достоверность отражения информации расчетов с покупателями и заказчиками напрямую влияет на достоверность финансовой отчетности и становится важнейшей задачей бухгалтерского учета.
Аудит является по сути видом финансового контроля, который проводится с целью оценки надежности, достоверности и эффективности существующей в коммерческой организации системы бухгалтерского учета, а аудиторы, призваны непредвзято и профессионально провести такую оценку. Цель аудиторской проверки заключается в предупреждении и предотвращении ошибок, влияющих на достоверность отчетности компании в будущем, а также предложений, направленных на улучшение качества ведения бухгалтерского учета.
Целью написания курсовой работы заключается в проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Инфо Контент».
Задачи исследования:
-рассмотреть учет расчетов с покупателями и заказчиками как объект аудита;
-раскрыть цель, задачи, источники информации и аудиторские процедуры, используемые при проверке;
-изучить нормативно-правовое регулирование обеспечение аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками;
-дать краткую экономическую характеристику ООО «Инфо Контент»;
-оценить систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
-рассчитать уровень существенности и распределение по значимым статьям;
-разработать программу аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками;
-дать основные направления проверки;
-обобщить результаты проверки и формирование выводов;
-сформировать информацию руководству.
Объект исследования - ООО «Инфо Контент», специализирующиеся на деятельности центров обработки телефонных вызовов.
Предмет исследования – аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
Теоретической и методической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статьи, опубликованные в периодической печати, а также практические материалы ООО «Инфо Контент». В практические материалы исследуемой компании входили: Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за 2016-2017 годы.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Учет расчетов с покупателями и заказчиками как объект аудита
Для раскрытия темы расчетов с покупателями и заказчиками необходимо определить сущность указанных понятий. Так в экономической литературе покупатель – это юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), который на основании договора купли-продажи получает в собственность продукцию (работы, услуги), находящееся на праве собственности пользования и распоряжения у поставщика, который в свою очередь обязуется поставить продукцию (работы, услуги) в срок, указанный в договоре купли-продажи товара, работы или услуги .
Заказчиком же может выступать также юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель), который в силу иного договора, к примеру, договора подряда обязуется принять выполненную работу (услугу) от исполнителя и оплатить ее в сроки, указанные договором. По договору подряда, заключенному на выполнение работ, подрядчик передает права на нее заказчик у.
Отличительной особенностью понятий покупателя и заказчика, схожи в порядке определения расчетных отношений, объединённых договором, но отличием этих договоров является то, что предметом договора у покупателя является переход права собственности на материальные ценности, а предметом договора подряда выступают принятые заказчиком работы или услуги, которые не имеют материально-вещественной формы. И взаимоотношения с заказчиками применимы в основном в такой отрасли как строительство, а с поставщиками в остальных отраслях.
Как уже было указано выше объединяет взаимоотношения как покупателей, так и поставщиков одинаковые условия договора в аспекте основных условий таких как: порядок поставки и оплаты товара (работ или услуг); ответственность за невыполнения условий договора, в том числе санкции за их невыполнение; срок действия договора; права и обязанности и реквизиты сторон. Договор считается заключенным если сторонами достигнуто соглашение по существенным условиям договора. Договоры купли-продажи считается согласованными, если позволяет определить наименование и количество продукции (товаров) и порядок оплаты.
В обязанности продавца входит передача продукции покупателю на основании договора купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец должен одновременно с передачей товара (работы или услуги) передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней сопутствующие документы, предусмотренные законодательными и иными документами.
Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками в организации неизбежно влечет за собой в ключевом аспекте дебиторскую и кредиторскую задолженность которая представляет собой обязательство третьих лиц (клиентов, контрагентов и прочих) перед хозяйствующим субъектом, погашенное в установленный срок в оговоренном объеме.
Учетный процесс расчетов с покупателями и заказчиками отражается на счетах бухгалтерского учета и включает в себя документирование фактов хозяйственной деятельности, необходимых для отражения данных в итоговой бухгалтерской отчетности. Учет расчетов с покупателями и заказчиками представлен в таблице 1.1.
В условиях современной рыночной экономики, когда многие контрагенты то и дело «прогорают», перед предприятиями встает вопрос о невозможности получить оплату от дебитора. В итоге на балансе компании возникает задолженность, возможность погашения которой вызывает сомнения. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах деятельности расчеты с покупателями и заказчиками согласно Приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» разделяется на следующие блоки, представленные на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Отражение расчетов с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности
Документооборот операций расчетов с покупателями и заказчиками при реализации продукции определяется следующим составом документов: товарной накладной, товаротранспортной накладной, и счетом-фактурой. При оказании услуг или работ: актами, счет фактуры. Оплата за продукцию (работы или услуги) безналичным способом сопровождается такими документами как: выписка с расчетного счета, платежное поручение, а при наличном - кассовый чек и приходный ордер .
Оплата за продукцию (работы или услуги) безналичным способом сопровождается такими документами как: выписка с расчетного счета, платежное поручение, а при наличном - кассовый чек и приходный ордер.
1.2 Цель, задачи, источники информации и аудиторские процедуры, используемые при проверке
Аудит составляет неотъемлемую часть инфраструктуры рыночной экономики государства. Как экономическая деятельность, аудит представляет собой общественные отношения по осуществлению аудиторских услуг, направленных на удовлетворение потребностей в информации о финансово-хозяйственной деятельности участников рынка, и тем самым способствует его нормальному функционированию.
Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций с покупателями и заказчиками является важным и трудоемким этапом проверки. Контроль расчетов с покупателями и заказчиками – это лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Цель проверке учета расчетов с покупателями и заказчиками - достижение уверенности в том, что задолженность контрагентов числятся на счетах учета в реальных значениях .
Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с покупателями и заказчиками, так как операции, например, с дебиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками включает проверку:
-наличия необходимых первичных документов, договоров, расчетных документов, актов сверки расчетов и т.д.;
-соответствия данных первичных документов данным аналитического учета, взаимного соответствия данных аналитического и синтетического учета, бухгалтерской отчетности;
-наличия инвентаризации расчетов согласно учетной политике организации или законодательству;
-мер по взысканию дебиторской задолженности;
-своевременности списания просроченной задолженности на финансовые результаты;
-правомерности и своевременности отражения в учете прекращения обязательств неденежными формами расчетов (зачет, векселя, отступное, уступка права требования и т.д.).
Таким образом, целью аудита заключается в формировании мнения о достоверности итоговых данных о расчетах с покупателями и заказчиками в бухгалтерской отчетности, а также оценка соответствия отражения произведенных за отчетный период расчетов требованиям нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Источниками информации для аудита расчетов с покупателями и заказчиками, по ее мнению служат договоры поставки, акты сверки расчетов, акты инвентаризации расчетов, копии банковских и иных платежных документов, книга покупок, книга продаж, учетные регистры по счетам 50, 51, 62, 76, и т.д., главная книга, бухгалтерская отчетность и т.д.
Источниками информации для поведения проверки расчетов с покупателями и заказчиками:
- отчетность (баланс (ф. № 1) и отчет о финансовых результатах (форма №2);
-регистры синтетического и аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками;
-первичные документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками (накладные, акты, счета-фактуры, договора).
На основном этапе осуществляется проверка соответствия показателей отчетности сальдо по счетам учета расчетов с покупателями и заказчиками. В ходе аудита необходимо обратить внимание на задолженность, срок исковой давности по которой истек (три года с момента исполнения должником своих обязательств). В этом случае организация имеет право списать указанную задолженность. Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения расчетов с покупателями:
- отсутствие договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), первичных документов, подтверждающих возникновение дебиторской задолженности;
- нарушение порядка составления бухгалтерской отчетности в части формирования показателей о размере дебиторской задолженности, нарушения в части составления первичных документов, подтверждающих формирование показателей о дебиторской задолженности;
- отсутствие или ненадлежащее ведение аналитического учета, инвентаризации дебиторской задолженности;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» № 149-ФЗ. Электронный ресурс]: Режим доступа. – www.consultant-plus. Дата обращения 05.04.2020.
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ Электронный ресурс]: Режим доступа. – www.consultant-plus. Дата обращения 05.04.2020.
4. Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32079) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. Дата обращения 05.04.2020.
5. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 34н (ред. от 08.07.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. Дата обращения 05.04.2020.
6. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н (ред. от 08.11.2010 г.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. Дата обращения 05.04.2020.
7. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790) [принят 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015). [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. Дата обращения 05.04.2020.
8. О формах бухгалтерской отчетности организаций: утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.04.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
9. Учетная политика организации: ПБУ 1/2008 утв. приказом Минфина РФ, 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. Дата обращения 05.04.2020.
10. Аудит [Электронный ресурс]: Учебник / В.И. Подольский - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 744 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=390320.
11. 2. Аудит [Электронный ресурс]: Учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php?book=436121.
12. 3. Аудит [Электронный ресурс]: Учебник / И.В. Федоренко, Г.И. Золотарева - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. – 272 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php?book=261330.
13. 4. Аудит [Электронный ресурс]: Учебник / Под ред. Р.П. Булыги - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 431 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php?book=390315.
14. 5. Аудит [Электронный ресурс]: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: Уч. пос. / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2015 - 560 с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php?book=365145.
15. 6. Аудит [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Е.Р. Баханькова. – М.: ИЦ РИОР НИЦ Инфра-М, 2018 - 201 с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php?book=372059.
16. 7. Аудит [Электронный ресурс]: Учебное пособие / О.А. Заббарова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2018 - 216 с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php?book=433427.
17. 8. Учет, анализ, аудит [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под общ. ред. Т.Ю. Серебряковой – М.: НИЦ Инфра-М, 2017 - 354 с. Режим доступа: http://znanium.com/ bookread2.php? Book=398291.
18. Вагапова А.В. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками // Финансовая газета. 2015, № 7, С.17
19. Курева О.Е. Направляем сотрудника в командировку // Современный бухгалтер, 2018, № 11, С.15
20. Мельникова Л.А. Расчеты с покупателями и заказчиками // Современный бухучет, 2009, № 6, С.14
21. Николаева К.С. Дебиторская задолженность // Бухгалтерский учет и налогообложение, 2015, № 6, С.28
22. Полякова Е.В. Расчеты с покупателями и заказчиками // Бухгалтерский учет и налогообложение, 2018, № 4, С.16
23. Пыжова Л.Д. Оформление расчетов с покупателями и заказчиками // Аудит и налогообложение, № 7, 2015, С.47
24. Филимонова Е.М. Дебиторка: неоднозначные проблемы учета // Главная книга, 2018, № 18, С.23