Фрагмент для ознакомления
2
внешний вид; любовь к Богу; моральные нормы. Авторы методики отмечают, что перечисленные семь основ самооценки не исчерпывают всего многообразия возможных направлений, важных для самооценки, указывая на перспективы дальнейших исследований и разработки дополнительных методов. При обсуждении вопроса о значимых сферах и основных основах самоуважения речь обычно идет об изучении уровня частной самооценки. Традиционное разделение самооценочных суждений на глобальные и частные самооценки впервые было выявлено в исследовании М. Розенберг и его коллеги. Глобальная самооценка-это «позитивное или негативное отношение к себе вообще». , а частные самооценки-это ценностные суждения об определенных качествах собственной личности в определенной области. При формировании реальности самооценки тесно связаны глобальные и частные самооценки. Характер этой взаимосвязи во многом определяется иерархией личностных ценностей/значимых сфер жизнедеятельности, которая, в свою очередь, определяет сферы, имеющие наибольшее значение в процессе самооценки.
Среди множества моделей самооценки и подходов к ее изучению, накопленных в психологии на сегодняшний день, модель профессора психологии Кристофера Мрука является относительно новой и заслуживает особого внимания. К. Мрук разработал двухфакторную модель самооценки, в основе которой лежат компетентность и чувство собственной значимости (компетентность, достойность), которые взаимосвязаны и обусловливают ее динамический характер. В этой модели К. Мрук, продолжая традицию С. Куперсмита, делит самооценку на истинную/аутентичную и защитную/псевдо-самооценку. Защитная самооценка возникает тогда, когда один из компонентов модели («компетентность» или «ценность») является недостаточным или отсутствует.
Автор выделяет два типа защитной самооценки. Первый тип соответствует достаточно высокому уровню самооценки, с низким уровнем компетентности. Со стороны это выглядит как самоудовлетворение в связи со своими достижениями (люди высоко оценивают себя), при отсутствии реальных доказательств наличия или значимости достижений. Второй тип защитной самооценки характеризуется несоответствием между компетентностью личности и низким уровнем самооценки. В этом случае развитие компетентности в различных областях становится защитным механизмом и важной основой самооценки, маскирующей отсутствие опыта ценностного отношения к собственной личности и приводящей к возникновение своеобразной формы зависимости от собственных достижений (например, трудоголизм)..
Вывод по 1 главе
В заключении необходимо отметить, что большинство авторов указывают на то, что ценностные ориентации являются важной составляющей развития человечества, которые также оказывают влияние на самооценку индивида.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и проведение исследования
Для того, чтобы доказать гипотезу о взаимосвязи между самооценкой и ценностными ориентациями в юношеском возрасте, необходимо было провести исследование, которое состояло из нескольких этапов:
На диагностическом этапе для проведения исследования следующие методики:
1. Методика С. Шварца для изучения ценностей личности (адаптация В.Н. Карандашева).
2. Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев).
Второй этап предусматривал анализ результатов проведенного исследования.
Опишем используемые методики.
Методика С. Шварца для исследования ценностей личности (адаптация В.Н. Карандашева)
История создания и применение.
В ходе разработки русской версии данного опросника ценностей специалисты по адаптации проводили консультации с автором оригинальной версии профессором Ш. Шварцем. Русская версия опросника была проверена им при помощи обратного перевода, который выполнялся сотрудником, владеющим английским и русским языками. В результате этого полная адекватность смысла перевода языку оригинала была подтверждена. Окончательный вариант и методические рекомендации к нему также были одобрены Ш. Шварцем и рекомендованы им для научно-практической работы в России.
С. Шварц и В. Бильский утверждают на базе анализа определений психологических ценностей в широком перечне исследовательской работы, что, невзирая на немалое число дефиниций «ценность», практически все они имеют схожие черты.
Авторы построили теорию «универсальных типов ценностей», основой которой стала гипотеза о том, что люди любой культуры имеют «универсальную ценностную структуру», состоящую из отдельных «мотивационных областей». Они рассматривают ценности как когнитивные репрезентации трех универсальных групп потребностей: биологических (витальных) потребностей; взаимодействия, необходимого для межличностной координации; и социальных потребностей, необходимых для группового благополучия и выживания. На основе данного материала, авторы впервые дали концептуальные и операциональные определения восьми мотивационных областей этих потребностей: наслаждение; безопасность; социальная власть; достижение; самоопределение; социальные нормы; конформизм; зрелость. В последствии потребовалось квалифицировать ценности по интересам, которым они служат (индивидуально - коллективные), и по классам целей, к которым они относятся (терминально - инструментальные). Типы ценностей в теории позволяют расширять понятие мотивационной сферы и понимаются как некоторые критерии.
Авторы начали проверять свою теорию в 1985-87 годах на выборках в Израиле (455 испытуемых) и в Германии (331 испытуемый) с помощью опросника С. Шварца, который был разработан на основе известной методики М. Рокича (Rokeach Value Survay - RVS). Из 36 ценностей списков М. Рокича в опросник С.Шварца вошли только 21. Однако список терминальных ценностей был расширен до 30-ти, а список инструментальных - до 26-ти. Некоторые ценности затем были добавлены авторами в список М. Рокича для того, чтобы изучать структуры ценностей в разных культурах и сравнивать их относительно культур, социальных структур и т.д. На современном эатпе в опроснике обозначены 57 ценностей. (см. прил.1)
Анкета может быть использована для изучения индивидуальных ценностей, начиная с 14-летнего возраста. Проведение исследования ценностей подростков в возрасте до 14 лет представляется нецелесообразным по ряду причин.
Во-первых, в этом возрасте ценности находятся в процессе формирования.
Во-вторых, сама процедура ранжирования в первой части анкеты может быть сложной для испытуемых.
В-третьих, может понадобиться большое количество объяснений значения используемых слов и утверждений.
Опросник Шварца предполагает самостоятельную работу испытуемого с ним и может применяться как индивидуально, так и в группе.
Описание метода
Хотелось бы представить шкалы (мотивационные типы) С.Шварца. В скобках даны оригинальные (английские) наименования шкал. Значения шкал (переменных 1-12) вычисляются по ключу. 1) Наслаждение (hedonism); 2) Достижения (achievement); 3) Социальная власть (social power); 4) Самоопределение (seft direction); 5) Стимуляция (stimulation); 6) Конформизм (restrictive conformity); 7) Социальность (prosocial); 8) Безопасность (security); 9) Зрелость (maturity); 10) Поддержка традиций (tradition maintenance); 11) Социальная культура (сulture specific values); 12) Духовность (spiritual). Вводится классификация этих мотивационных сфер ценностей по трем категориям: индивидуальные (1-5 шкалы), коллективные (6-8 шкалы) и двойные - индивидуальные и коллективные (9-12 шкалы) интересы..
Общее количество графиков для оценки составляет 57 строк, вариантов оценки каждого и значения: - 1-противоположно принципам, 0-совершенно безразлично, 1-не важно, 2 – не очень важно, 3 – не очень важно, 4 – Важно, 5 – довольно важно, 6-очень важно, 7-самое важное. (см. Приложение 1)
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Добрынин Н. Ф. и др. Возрастная психология. — М.: Просвещение,1969. — 262 с.
2. Краковский А. П. Психологические основы индивидуального подхода к младшему подростку, «Советская педагогика», 1963.
3. Шапкина, Е. А. Психологические особенности среднего школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22162/ (дата обращения: 13.04.2020).
4. Кимбарова, К. У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности / К. У. Кимбарова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (115). — С. 1808-1810. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30381/ (дата обращения: 13.04.2020).
5. Любемова Т. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. — М., 1970. Ольxанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. — Т. 1. — М., 1965.
6. Здравoмыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.П. — М., 1965.
7. Водзянская В. В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Философские науки. — 1968. — № 2.
8. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцил., 1989. Словарь практического психолога. — Минск, 1997.
9. Зoтава О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
10. Словарь практического психолога. — Минск, 1997.
11. Жукав Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. — М., 1976.
12. Алегсеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. – № 5.
13. Журавтлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. — 2006. Т. 27. — № 1.
14. Адыкалов А. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности учащихся УШ — Х классов: Автореф. дис. канд. психолог. наук. — М., 1990. — 26 с.
15. Попава И. М., Моен В. Б. Сознание и трудовая деятельность. — Киев, Одесса, 1985.
16. Рущка А. А. Социальные ценности и нормы. — Киев, 1976.
17. Сурина И. А. Социология молодежи: Энцикл. словарь. — М., 2008. Человек и его работа. — М.: Мысль, 1966.
18. Кузминов М. Ю. Формирование ценностных ориентаций личности в условиях развитого социалистического общества: Автореф. канд. дис. — М., 1983.