Фрагмент для ознакомления
2
одной сверх-веры, смешивающей элементы разных религий, чтобы удовлетворить различные требования времени.
Эти религии призывают к единству и при этом выглядят «вселенскими» или «экуменическими». Они обращаются к потенциальным членам, подчеркивают свои значительные отличия от старых конфессий. Эти отличия состоят в их объединяющем и терпимом характере. Тем не менее, чтобы достичь этого, обе веры устанавливают совершенно новый комплекс проблем в области плюрализма и межрелигиозной терпимости. Они по-прежнему используют другие религии, предполагая, что системы верований, такие как христианство, были частью неизбежного процесса эволюции и что новые веры, а не любая другая вера, представляют более продвинутые системы. Это является своевременным духовным ответом глобализму. Данные религии претендуют на реализацию требования универсальности. Таким образом, мы можем увидеть, как процессы синкретизма действительно могут привести к концу религий, что будет показано на примере религиозного синкретизма в Латинской Америке.
Своего рода синкретизм всегда был элементом начала многих религий. Конечно, такая религия, как христианство, рассматривалась как часть иудаизма. Синкретический потенциал христианства был ограничен в глазах тогдашнего мира. Конечно, мы можем сказать, что эти более поздние синкретические тенденции находятся под влиянием глобализации, колониализации и смешения мировых культур. Данное смешение предполагает объединения ритуального и текстового пространства, где культуры могут встречаться. Это, безусловно, является причиной, почему религиозная деятельность была настолько сильна в таких странах, как Персия и Вьетнам. В конечном итоге, религиозный синкретизм — это процесс объединения религиозных традиций, позволяющий обеспечить выживание новой религии в качестве сакрального ориентира. На определенном этапе религиозная доктрина и богословие стабилизируют влияние на религию. После синкретического периода традиции стремятся к канонизации, а не к тому, чтобы оставаться открытым для продолжающегося религиозного развития. Данная тенденция касается Веры Бахаи и ее предсказания о тысячи лет доктринальной стабильности.
Итак, синкретизм с большей вероятностью был связан с новыми религиозными событиями, а также с религиями, проходящими через периоды кризиса. Кроме того, религиозных синкретизм часто ассоциируется или используется для улучшения тысячелетних надежд. Синкретизм был связан с разработкой макроистории, которая идеализирует конкретные религиозные истории мира. Можно сказать, что синкретизм - это скорее стадия развития, которую проходят все религии. Новый путь к заявлению об универсальности проявляется в том, что мы наблюдает рост будущих новых религий и провозглашения конца традиционных религий.
Глава 2. Особенности религиозного синкретизма в Латинской Америке
2.1. Плюрализм vs Синкретизм в Латинской Америке.
В Латинской Америке мы наблюдает уникальную ситуацию религиозного плюрализма. Например, в дополнение к католицизму, существует множество неопятидесятнических религий. Несмотря на попытки отрицать синкретизм и защищать определенную чистоту веры, они чрезвычайно синкретичны, особенно в ритуальных вопросах. Это ясно, например, при использовании популярной музыки в богослужении, в их хвалебных танцах и понимание христианской веры.
Латинская Америка по-прежнему включает бесчисленное множество других религиозных групп, которые, несомненно, важны для культурной конституции этих народов. Например, невозможно отрицать важность в Бразилии афро-бразильских религий, особенно кандомбле и умбанда , которые имеют свои корни в рабовладельческой колониальной эпохе и играют важную роль в современном народном религиозном сознании. Если в течение долгого времени Кандомбле и Умбанду считались противниками христианской религии и преследовались государственной властью и католической церковью , сегодня они воспринимаются как религии, достойный изучения. Даже письменное богословие было разработано. Одна, возможно, фундаментальная характеристика этих религий - это их мощный синкретизм с католическим христианством, спиритизмом, культами коренных народов, и, конечно же, африканскими религиозными традициями. .Помимо религий христианского и африканского происхождения, существуют также традиции, которые сохраняют культуру коренных народов, таких как андских этносов, особенно в Перу и Боливии, а также народности майя в Мексике, как это видно, например, из исследования Мануэля Марзала. Последний сравнивает синкретизм, присутствующий в Перу, Бразилии и Мексике. Совсем недавно в Латинской Америке наблюдался рост представителей восточных религий, в основном ветвей буддизма. Причем указанные последователи стремятся сохранить традиции, которые все же подпадают под влияние латинского образа жизни. Помимо всего этого религиозного разнообразия, существует также феномен двойной принадлежности, когда верующий активно участвует в нескольких религиозных культах. Например, в Бразилии, человек может исповедовать одновременной афро-религии и католицизм, или спокойно усваивать восточные религиозные принципы, утверждая, что он христианин. Несмотря на распространенность подобных явлений в Латинской Америке, религиозный синкретизм не всегда рассматривается положительно учеными, правительством и традиционными религиями. Он часто понимается как «неправильный» способ практики религиозности. Ряд авторов отвергают синкретизм и ратуют за более чистое выражение религиозности. В этом смысле изучаемое нами явление воспринимается как «зло само по себе», которое ведет к потере религиозной идентичности и размытости представлений. Вопреки подобной критике, синкретизм остается составляющей частью латиноамериканской народной религиозности. Более того, данное явление есть составная часть всей веры или религиозного опыта, поэтому феномены религиозного синкретизма должны быть приняты во внимание при формулировке плюралистической философской теории. Отстаивать необходимость и особенности такой теории, мы будем, отталкиваясь от ряда идей, предложенных как учеными, так и философами.
Рассматривая синкретизм, Леонардо Бофф предлагает различные способы его понимания . Среди них необходимо выделить дополнение, согласование, смешение, соглашение, перевод и переделка.
Первое понимание, дополнение, относится к случаям, когда есть только одно дополнение или чередование убеждения без их взаимодействия. Это типично для некоторых режимов двойной принадлежности, в которых верующий придерживается, например, как умбанды, так и католицизма, причем две системы верований и практик не взаимодействуют между собой.
Второй способ, согласование, может использоваться для объяснения стратегии выживания одной религии перед лицом господства другой религии. Это то, что произошло, например, среди африканских рабов в Бразилии, которые должны были ассимилировать верования и практику колониального католицизма в свои первоначальные верования и религиозные обряды.
Третий способ - это смешение или микс, в обозначении Л. Боффа. Он относится к поверхностным смесям, в которых нет единства или систематизации, а просто соединение верования, практик и обрядов. Для исследователя такой синкретизм является синонимом разбавления и путаницы.
Четвертый способ - это соглашение, заключающееся в том, чтобы религиозные обряды и действия привести в соответствие с разнообразием религий. В результате осуществляется попытка создания новой религии путём сопоставления с другими религиями.
Пятый способ - это перевод. В этом случае конкретная религия использует категории, культы и традиции других религий для общения и перевода своих
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.
2. Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретических процессов. Чебоксары, 1989.
3. Маторин Н.М К вопросу методологии изучения религиозного синкретизма. Л., 1934.
4. Носова Г.А. Язычество в Православии. М., 1975.
5. Романова С.А. Особенности формирования православно-языческого синкретизма мари//История христианизации народов Среднего Поволжья. 1(2), Чебоксары, 1988 с. 104-112
6. Успенский Б.А. К проблеме христианского-языческого синкретизма. Тарту, 1979.
7. Andrade, M. O. “A Religiosidade Brasileira: o pluralismo religioso, a diversidade de crenças e o processo sincrético.” CAOS - Revista Eletrônica de Ciências Sociais, 14 (2009), 106-118.
8. Boff L., Church: Charism and Power, Liberation Theology and the Institutional Church, trans. John W. Diercksmeier. Maryknoll: Orbis Books, 1985.
9. Boff, L. Igreja, Carisma e Poder. Petrópolis: Vozes, 1982.
10. Boff, L. Igreja, Carisma e Poder. Petrópolis: Vozes, 1982. P. 91.
11. Droogers, A. Syncretism: The Problem of Definition, the Definition of the Problem// Dialogue and Syncretism: An Interdisciplinary Approach, edited by Jerald D. Gort, Hendrik M. Vroom, Rein Fernhout and Anton Wessels, 7–25. Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans.1989
12. Ferretti, S. Repensando o Sincretismo. São Paulo: Edusp; Arché, 2013.
13. Harold Jap-A-Joe. Afro-Surinamese Renaissance and the Rise of Pentecostal-ism,” Exchange 34:2 (2005): 137-8.
14. Harrison, V. Internal Realism and the Problem of Religious Diversity// Philosophia, 34 (2006), pp.287-301.
15. Hick, J. An Interpretation of Religion: Humanitys Varied Response to the Transcendent. London: Palgrave Macmillan, 1989.
16. Hoornaert, E. Formação do catolicismo brasileiro, 1550-1800. Petrópolis, Vozes, 1974.
17. Hughes, D. A. Syncretism// New Dictionary of Theology, edited by Sinclair B. Ferguson and David F. Wright, 670. Downers Grove, IL: InterVarsity Press.1988
18. Imbach, S. R. Syncretism// Evangelical Dictionary of Theology, edited by Walter A. Elwell, 1062–1063. Grand Rapids, MI: Baker. 1984
19. MacEoin D. From Babism to Bahaism in Religion, 1983, Vol. 13.
20. Moreau, A. S. Syncretism// Evangelical Dictionary of World Missions, edited by A. Scott Moreau, 924–925. Grand Rapids, MI: Baker Books.2000.
21. Mullins, M. R. Syncretistic Movements// Dictionary of Asian Christianity, edited by Scott W. Sunquist, 809–810. Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans. 2001
22. Oliver V., Caodai Spiritism, Leiden, 1976
23. Phillips, D. Faith after foundationalism: critics and alternatives. Oxford: Westview Press, 1995.
24. Plantinga, A. A defense of Religious Exclusivism// The Philosophical Challenge of Religious diversity, 172-192, edited by Quinn, Philip and Meeker, Kevin, Oxford: Oxford University Press, 2000.
25. Rahner, K. Christians and the Non-Christian Religions// Christianity and Other Religions, 19-38. Edited by Hick, J. & Hebblethwaite, B. Oxford: One World, 2001.
26. Soares, A. M .L. Impasses da teologia Católica diante do sincretismo religioso afro-brasileiro” In Religião & Cultura Cenas da religião no Brasil. v1(1),2002, 66-76.
27. The Bahds, Oakham, Leicestershire, 1992
28. Vernooij J. Mapping Religious Suriname// Exchange 3(31),2002.
29. Wielzen D. Popular Religiosity as an Internal Dynamic for the Local Church: The Case of Suriname// Exchange 1(34). 2005.
30. Wittgenstein, L. On Certainty. New York: Harper & Row, 1972.
31. Wittgenstein, Ludwig. On Certainty. New York: Harper & Row, 1972.