Фрагмент для ознакомления
2
механизма развития и саморазвития личности: чувства совести и долга. Эти понятия традиционно рассматриваются как обозначающие очень важные нравственные качества, которые необходимо сформировать у каждого человека.
Они указывают на уровень принятия индивидом тех требований, которые к нему предъявляют родители, друзья, учителя, коллеги по работе. Однако само содержание долга и совести может быть очень разным. Человек, например, считает себя должным только перед близкими людьми, отвергая наличие какого-либо долга перед той организацией, в которой работает, своим народом, страной. Проявляется особый эгоизм, поскольку вся активность личности направлена только на заботу об избранных людях, число которых крайне ограниченно.
Ради их блага он может злоупотреблять своим служебным положением, обманывать, воровать и т.п. Также переживание чувства совести может проявляться, например, лишь в отношениях с друзьями, а при взаимодействии с другими людьми отсутствовать. Долг и совесть, являясь элементами общего механизма саморазвития личности, ориентируют на самосовершенствование при общении с разными индивидами, малыми и большими общностями. Без чувства долга и совести невозможно постоянно повышать качество труда, приобретать новые знания и навыки об окружающем мире, активно проявлять умственные и физические способности.
Существует четкая связь этих образований с такими элементами механизма развития и саморазвития, как гордость и стыд. Многовековая практика доказала, что у людей с заниженной или завышенной гордостью крайне сложно, а в ряде случаев невозможно выработать чувство долга, вызвать угрызения совести.
Причина в том, что у них отсутствует опыт переживания стыда, так как люди с заниженной гордостью привыкают к постоянному осуждению их поступков и уже на него не реагируют. Гордыня не позволяет признать какие-либо недостатки в своем поведении. Человек всегда оправдывает себя, воспринимая критикующих его людей как врагов. Только нормативная гордость, возникающая в результате похвалы за реализацию определенных правил поведения благодаря воле, терпению, самоконтролю, создает основу для возникновения чувства стыда. Переживая его при негативной внешней оценке своих поступков, ребенок в 5–6 лет оказывается способным самостоятельно определить, что в них соответствует или противоречит норме.
Он одновременно является тем, кого оценивают, и тем, кто оценивает совершаемые действия. Такая способность сознания прежде отсутствовала у ребенка. Совесть представляет собой возникшее в процессе самооценки переживание как достижений в реализации норм культуры сотрудничества, так и отступлений от них в конкретной жизненной ситуации.
Ошибочно сводить совесть только к негативным чувствам, возникающим в результате нарушений определенных, правил чаще всего из-за снижения самоконтроля. Угрызения совести сильнее ощущаются, вызывая внутреннюю боль, страдание. Оно ведет к раскаянию, в котором личность признается перед собой, что не хватило воли, терпения, мужества в утверждении того, что он уже принял для себя в качестве обязательной нормы. Происходит активное отрицание подобного поведения, усиливается готовность к тому, что в будущем в схожей ситуации человек не проявит слабость и продемонстрирует внутреннюю силу, утверждая должное. Положительная самооценка тех поступков, в которых удалось обеспечить нормативное поведение, также составляют элемент совести.
Переживая гордость за себя, личность укрепляет установку на обязательное выполнение требований той группы, в которой происходит его самоутверждение. Чувство долга возникает в результате внутреннего конфликта между необходимостью выполнять конкретные обязанности, реализация которых требует определенных усилий, времени от человека, и собственными желаниями. Обязанности у ребенка появляются в результате того, что, становясь взрослее, он демонстрирует возможность взять на себя часть тех дел, которые прежде осуществляли другие люди: родители, родственники, работники школьной организации.
Расширяя поле его самостоятельной деятельности, взрослые поручают выполнять совокупность трудовых операций, направленных на реализацию интересов семьи, сверстников в группе. Происходит особое разделение труда, которое прежде отсутствовало, позволяя заниматься ребенку преимущественно тем, что ему нравилось. В новой ситуации требуется делать то, что не соответствует желаниям, вызывает внутреннее отторжение. Надо научиться в конкретной ситуации прерывать или откладывать на другое время занятия, направленные на реализацию индивидуальных интересов. Происходит активное преодоление эгоистических побуждений. Ребенок уже имеет опыт переживания конфликта, вызванного тем, что он не всегда оказывал помощь взрослым. Уровень умственного развития позволяет понять имеющуюся зависимость от тех людей, которые накладывают на него определенные обязанности. Они обеспечивают, по мере возможности, тем, что требуется для поддержания его здоровья, физического существования, умственного развития.
Поэтому надо, несмотря на все трудности, подавляя свои индивидуальные желания, сделать то, что облегчит домашнюю работу родителей, создаст приятное общение со всеми членами семьи, со сверстниками, другими людьми. Необходимость подчиняется тому, что требуется, возникает и в том случае, когда личность ставит перед собой высокие цели, задачи, реализация которых невозможна без подавления каких-то сиюминутных индивидуалистических побуждений, жесткого контроля своих поступков.
Он понимает, что в одиночку прожить невозможно. Зависимость от условий жизни, людей, с которыми постоянно взаимодействуешь, носит объективный характер и выступает в качестве главного фактора, побуждающего человека ставить общественные интересы выше личных, искать компромиссы при разрешении конфликтов. Сами моральные нормы возникли в процессе поиска способов обеспечения приемлемых для большинства людей форм сотрудничества, взаимопомощи, улучшения условий жизни.
Выводы
1. У ребенка дошкольного возраста появляется долг перед самим собой, заключающийся в том, чтобы сделать себя более знающим, обладающим особыми способностями человеком. Возникает внутренняя борьба с ленью, слабоволием, неумением управлять негативными эмоциями, чувствами и т.п. Долг представляет собой переживание необходимости подчиняться обстоятельствам, людям, самому себе в процессе саморазвития, нравственного самосовершенствования. Включение в этом процесс позволяет ребенку осознать ту зависимость от окружающих людей, которая существует у каждого человека.
2. Долг и совесть, являясь элементами общего механизма саморазвития личности, ориентируют на самосовершенствование при общении с разными индивидами, малыми и большими общностями. Без чувства долга и совести невозможно постоянно повышать качество труда, приобретать новые знания и навыки об окружающем мире, активно проявлять умственные и физические способности.
Выводы по главе 1
Ребенка до 5 лет обычно не включают в постоянную совместную деятельность с членами семьи. Он не ощущает прямой зависимости своего положения от тех, кто заботится о нем. Появление возможности выполнять посильные для него виды домашних работ ведет к тому, что он должен проявить определенную заботу о других, чтобы получить от них желаемые условия жизни. Ребенок включается в систему взаимной помощи, выполняя
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М. : Юрайт, 2010. – 811 с.
2. Акулова, Е.Ф. Влияние психологических особенностей на формирование социальных качеств в дошкольном возрасте [Текст] / Е.Ф. Акулова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 3. – С. 5-17.
3. Анисимова, В.П. Эмоциональная отзывчивость как предмет педагога [Текст] / В.П. Анисимова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8. Ч. 3. – С. 496-499.
4. Баранникова, Е.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников [Текст] / Е.А. Баранникова, В.А. Петьков // Культурная жизнь Юга России. – 2008. – № 2. – С. 58-60.
5. Безрукова, В.С. Социальная ориентация старшего дошкольника: условия и результат формирования [Текст] / В.С. Безрукова // Интеграция образования. – 2010. – Т. 58 – № 2. – С. 61-66.
6. Белова, Е.С. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом / Е.С. Белова, Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 14-23.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович : Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – СПб. : Речь, 2009. – 352 с.
9. Бреслав, Г.М. Психология эмоций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» / Г.М. Бреслав. – 3-е изд., стер. ; Гриф МО. – М. : Академия, 2007. – 542 с. 59
10. Васильева, Н.Л. Эмоциональное здоровье ребенка в детском саду [Текст] / Н.Л. Васильева // Детский сад: теория и практика – 2013. – № 5. – С. 36-44.
11. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 8. – С. 264-273.
12. Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Вилюнас. – Гриф УМО. – СПб. : ПИТЕР, 2004. – 496 с.
13. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 – Психология). В 2 ч. Ч. 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова ; под ред. Б. С. Волкова. – Гриф УМО. – М. : Владос, 2010. – 366 с.
14. Волков, Б.С. Детская психология [Текст] : от рождения до школы / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. – 4-е изд., перераб. – СПб. : Питер, 2009. – 240 с.
15. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – 1136 с.
16. Гольцова, Т.В. Сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Гольцова // Детский сад: теория и практика –2013. – № 5 – С. 52-60.
17. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 64 с.
18. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание. – 2010. – N 2. – С. 67-71.
19. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности [Текст] : монография / И.В. Груздова. – Тольятти : ТГУ, 2010. – 203 с.
20. Детская практическая психология: Учебник [Текст] / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М. : Гардарики, 2012. – 255 с.
21. Детская психология [Текст] : сборник тестовых заданий / [авт.-сост. Е.Ф. Акулова]. – ТГУ. – Тольятти : ТГУ, 2006. – 81 с.
22. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 12. – С. 12-17.
23. Довгая, Н. Проблема осознания и вербализации эмоций в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Довгая, О. Македонская // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3. – С. 15-20.