Фрагмент для ознакомления
2
свою партию как художественно и текстово самостоятельную, отдельную, вполне оконченную, одновременно помня о том, что она является частью более глобального целого, частью всего художественного образа.
Подобный подход помогает каждому участнику ансамбля прочувствовать именно свою партию, выявить в ней характер, музыкальные особенности, однако, не выйти за рамки всего произведения в целом.
Следующее затем сведение партий в единое целое музыкального произведения помогает участникам ансамбля ощутить взаимодействие, реагировать остро и точно на партии других участников, полноценно овладеть музыкальным материалом и вжиться в художественный образ, предложенный хормейстером.
На пятом этапе руководитель вокального ансамбля помогает участникам ансамбля создать сценический образ, что, по сути, является предконцертным этапом подготовки. На этом этапе все участники ансамбля на основании образа, созданного руководителем вокального ансамбля, создают костюмы, разрабатывают грим, систему движений, систему взаимодействия на сцене.
Наконец, шестой этап – это, непосредственно, выступление ансамбля на публике, где ансамбль демонстрирует уровень взаимодействия, освоения музыкального материала, вокально-технические и артистические возможности коллектива.
Все этапы в работе руководителя ансамбля должны проходить в постоянном соприкосновении со всеми участниками коллектива, в доброжелательной обстановке, при этом от руководителя требуется соблюдать высокую организацию процесса репетиций и предъявлять высокие требования ко всем участникам ансамбля, не забывая и об их личных сложностях и возможностях.
Подобный личностно-ориентированный подход поможет руководителю вокального ансамбля воспитать в участниках коллектива ответственное отношение к репетициям и выступлению, дисциплинированность в посещении репетиций и заинтересованность в итоговом выступлении на концерте или в конкурсной программе.
Глава 2. Репетиционный ансамблевый процесс: этапы, методика
и методология проведения
2.1. Классификация видов репетиций и процесс их проведения
Репетиционная работа с вокальным ансамблем начинается только после того, как руководитель в полной мере сформировал представление о новом произведении для разучивания и вступления, о том, какой художественный образ необходимо выстроить в этом произведении и о том, каковы вокально-технические средства его ансамбля, позволяющие или не позволяющие ансамблю выступить с этим произведением.
Наиболее полная классификация репетиций такова [14]:
а) по составу исполнителей:
- по голосам ансамблевых партий (S, A,T,B);
- репетиции по группам (женские группы, мужские группы);
- свободные репетиции (общеансамблевая), с концертмейстером, с оркестром или другим составом исполнителей);
б) по этапам работы над репертуаром:
- репетиция предварительного разбора (когда происходит знакомство ансамбля с произведением, чтение с листа, анализ, дискуссия и комментирование, обсуждение художественного образа);
- репетиции детальной проработки каждой из партий музыкального произведения;
- репетиция по впеванию музыкального произведения в ансамбле;
в) по характеру деятельности:
- рабочие – те, на которых непосредственно занимаются проработкой партий, осознанием художественного образа;
- прогонные – те, на которых решаются локальные проблемы и сложности с исполнением произведения для того, чтобы улучшить исполнительскую манеру ансамбля в целом;
- генеральные – репетиции, непосредственно подготавливающие к выступлению.
В любом из указанных видов репетиций есть общие этапы, которые обязательно присутствуют в любом из занятий ансамбля:
1) распевание ансамбля – это самое начало репетиции, обычно на него уходит 10-15 минут занятия, когда вокальный аппарата участников ансамбля необходимо максимально подготовить к последующей репетиции. Это происходит с помощью вокально-технических упражнений, которые направлены на улучшение звучание голосов, выстраивание интонации и голоса в отдельных партиях и во взаимодействии всего ансамбля в целом. Распевание проводится при минимальной поддержке концертмейстера или вообще a capella.
Процесс распевания необходимо начинать с демонстрации руководителем вокального ансамбля конкретного упражнения, а также подробного пояснения его строения, необходимости его выполнения, а также постановки вокально-технических задач. Распевание ансамбля строится обычно на основе упражнений унисонного и унисонно-октавного порядка, их начинают со среднего регистра, постепенно хроматически восходя к верхнему регистру и хроматически спускаясь к нижнему в заданной динамике.
Специалисты рекомендуют следующую последовательность упражнений для распевания [8, с. 25]:
- пение с закрытым ртом, как наиболее удобный прием для собирания звука, при котором каждый певец с наибольшей точностью направляет свой звук, однако необходим слуховой контроль над проявлением звучности, так как направленность звука в носовую полость влечет за собой гнусавое пение;
- пение на открытый гласный звук, рекомендуется определенная последовательность гласных (а-э-и-о-у и у-о-и-э-а), при исполнении гласных необходимо наблюдать за правильностью артикуляции и атаки звука;
- пение на отдельные слоги (ма-ме-ми-мо-му; ла-ле-ли-ло-лу; и так далее), различные комбинации двух согласных звуков – звонкого и глухого (да-де-ди-до-ду; та-те-ти-то-ту;), двух звонких (бра-бре-бри-бро-бру), в данном случае следует следить за артикуляцией, произношением и атакой звука.
- 2-хголосные или 3-хголосные упражнения, включающие каждого участника ансамбля в общее пение, что позволяет выстроить ансамблевую вертикаль.
2) задавание тона – то есть, введение ансамбля в необходимую для исполнения произведения тональность, что можно сделать различными способами: голосом руководителя (обычно при исполнении ансамблем a capella), камертоном (обычно на репетиции), с помощью концертмейстера (обычно на репетиции или на концерте);
3) разучивание/доучивание произведения всем составом ансамбля.
Остановимся на последнем этапе подробнее, так как именно в нем заключается основная часть методики ансамблевой репетиции.
Этот этап – этап разучивания/доучивания музыкального произведения - можно условно поделить на несколько частей.
1. эскизная – начальная часть разучивания музыкального произведения;
2. технологичная – подготовительная, в которой детально прорабатываются партии и образы;
3. художественная – заключительная часть разучивания музыкального произведения [6, с. 32].
Целью эскизной или начальной части репетиции является знакомство ансамбля с выбранным его руководителем музыкальным произведением. Руководитель дает участникам ансамбля историческую справку, рассказывает о произведении, его авторе, подробно рассказывает о том художественном образе, который он видит в этом произведении, о том, как именно его необходимо раскрыть, а также подробно освещает текстовые и музыкальные специфические черты этого произведения, затем исполняет произведение сам или с помощью концертмейстера, либо включает запись
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андрианова Н. З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. - М., 1999. - 82 с.
2. Апраскина О.А. Музыкальное воспитание в школе. - М., 1978. - С. 58-59.
3. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. – Новосибирск: САФБД, 2008. - 260 с.
4. Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. - 299 с.
5. Маслакова М.А. Коллективные формы музицирования: особенности работы в классе ансамбля // Казанская государственная консерватория В. И. Яковлева. - 2018. - № 13 . - С. 406 - 410.
6. Охомуш Т.В. Методика вокальной работы в детской эстрадной студии. - М., 2003. - 125 с.
7. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала. - СПб., 2007. - 56 с.
8. Ручинская М.И. Методическая разработка «Основы вокальной методики». - СПб, 2001. - 67 с.
9. Савельева И.П. Значение вокальной подготовки в профессиональном становлении учителя музыки //Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: Материалы международной очнозаочной научно-практической конференции (Нижневартовск, 29 марта 2006 года). Нижневартовск: изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та. - 2006. - № 14. - С. 149–156.
10. Савельева И.П., Слинкина А.А Работа над формированием вокальной культуры в ансамбле // Нижневартовский государственный университет. - 2019. - № 7. - С. 195-197.
11. Смелкова Т.Д. Вокально-исполнительская культура в современном образовательном пространстве // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 1. Электронный ресурс. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/2/2014_1/smelkova_1_14_56_60.pdf
12. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.,1992. - 143 с.
13. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М., 1961. - 314 с.
14. Ушакова В. В. Основные этапы работы со студентами кафедры вокального искусства в классе вокального ансамбля и организация творческого процесса // Челябинский государственный институт культуры. - 2019. - № 6. - С. 340-342.