Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире большое внимание уделяется эмоциональному компоненту в межличностных отношениях. Эмоциональный интеллект занимает значимую позицию в жизни человека, включая в себя умение понимать свои и чужие эмоции, так же управлять ими. Данные компоненты эмоционального интеллекта влияют не только на взаимоотношения с окружающими, но и на психологическое здоровье самого индивида и на эффективность его деятельности.
Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой. В настоящее время существует несколько подходов к формулированию понятия эмоциональный интеллект, которые, с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой противоречат друг другу.
Исследованием эмоционального интеллекта занимались такие научные деятели, как: Д. Гоулман, Дж. Мейер, П. Саловей, Д. Карузо, Р. Бар-Он, Р. Стернберг, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева, О.В. Белоконь, Д.В. Ушакова, О.А. Гулевич, и др.
В основном проводятся исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и интеллектуальной активности (обыденный интеллект), творческих интеллектуальных возможностей (креативности), эффективности социального познания (социальной компетентности). Значительно меньше исследований эмоционального интеллекта и основ профессиональной деятельности человека.
У работников в сфере управления предполагается определенная степень вовлечения в жизнь других людей, что приводит к возникновению особого типа взаимоотношений. Наличие дисбаланса между личностью и его профессиональной средой предопределяет широкий спектр эмоциональных переживаний, нередко ведущих к конфликтам, стрессу, выгоранию. В тоже время умения различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению, то есть высокий уровень эмоционального интеллекта может быть существенным фактором, препятствующим возникновению эмоциональных нарушений и коммуникативных отклонений.
Цель исследования: выявить роль эмоционального интеллекта в деловом взаимодействии.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: роль эмоционального интеллекта в деловом взаимодействии.
Гипотеза исследования: Предполагается, что уровень эмоционального интеллекта менеджеров взаимосвязан с конструктивной направленностью их делового взаимодействия.
Задачи исследования
1. Проанализировать теоретические основы изучения эмоционального интеллекта в управлении персоналом.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование роли эмоционального интеллекта в деловом взаимодействии.
3. Выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и направленности делового взаимодействия.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические, математико - статистические методы.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 20 испытуемых в возрасте 27 - 45 лет, из них 12 женщин и 8 мужчин. Все испытуемые занимают должность менеджеров.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
1.1 Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение
Понятие о эмоциональном интеллекте взяло свое начало в изучении социального интеллекта такими учеными как Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Х. Гарднер.
К одной из современных концепций эмоционального интеллекта относится модель «множественного интеллекта» Х. Гарднера. Данная модель включает в себя семь основных форм интеллекта, в которые помимо традиционных вербальных и логико-математических, входят музыкальный, пространственный, телесно – кинестетический, межличностный и внутренний интеллекты .
Первыми, кто ввел понятие «эмоциональный интеллект» были Майер и П. Сэловей в 1990 году. По их мнению эмоциональный интеллект определяется усвоением, пониманием, умением воспринимать и выражать эмоции, это относиться как к своим эмоциям, так и к эмоциям других. Этот термин часто стали употреблять в англоязычной литературе после работ Д. Гоулмана. Эмоциональный интеллект представлял собой сложный конструкт, состоящий из трех типов способностей:
1) Способность к пониманию и выражению эмоций: вербальные и невербальные компоненты; невербального восприятия и эмпатии.
2) Способность к восстановлению эмоций: регуляция своих эмоций; регуляция чужих эмоций.
3) Способность к использованию эмоций в мышлении и деятельности (гибкое планирование, творческое мышление, перенаправление внимания и мотивации).
Позднее ученые доработали эту модель. Улучшенный вариант основан на том, что информацию о связи с предметом или объектом человек получает с помощью эмоций, то есть эмоции передают информацию о характер этих связей. В случае изменения этих связей с объектом, меняются и эмоции, переживания, испытываемые по отношению к этому объекту. Исходя из выше сказанного «эмоциональный интеллект» это способность обрабатывать получаемую с помощью эмоций информацию, способность определять значение и связь между эмоциями.
П. Сэловей и Дж. Мэйер выделили четыре «ветви», которые представляют устройство эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, ступени которой осваиваются в онтогенезе последовательно.
1. Распознание эмоций. Включает в себя способность воспринимать эмоции, то есть факт их наличия, распознавать, адекватное выражать и различать подлинных и ложных эмоций. Маленький ребенок познает эмоции через выражения лица, мимику. Поскольку родители более четко выражают чувства, ребенок наблюдает эмоции отраженные на их лицах. В ходе взросления ребенок начинает различать искренние чувства, например вежливую улыбку. Немало важным фактом является то, что люди генерализируют эмоции касающиеся объектов.
2. Эмоции, как ресурс для повышения продуктивности умственной деятельности. Освоение эмоций, набор опыта включает в себя умственный процесс. Эмоциональное переживание сохраняется в сознании, позволяя в будущем сравнивать его с похожим чувством.
3. Понимание эмоций. Несет в себе способность понимания и рассуждения об эмоциях. Эмоциональный интеллект дает способность распознавать эмоции и адекватно рассуждать о них.
4. Управление эмоциями. Самый высокий уровень эмоционального интеллекта. На этом этапе человек может управлять и регулировать эмоциональными состояниями в себе и в других. Например, умение успокоить себя в ситуации гнева либо умение успокоить человека после гнева .
Д. Гоулмен представил структуру эмоционального интеллекта, которая включила в себя набор разнонаправленных параметров, таких как: понимание собственных эмоций, целей, результатов своего поведения, и одновременно, понимание эмоций и поведения других людей, умение контролировать свои эмоции, поведение и оказывать влияние на поведение других людей.
Так же Д. Гоулмен определил четыре характеристики эмоционального интеллекта:
1) самосознание (эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе);
2) самоконтроль (контроль эмоций, оптимизм, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность);
3) социальная чуткость (сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность);
4) управление отношениями (воодушевление, помощь в самосовершенствовании, влияние, урегулирование конфликтов, командная работа сотрудников) .
Данные качества относятся в одной сфере, при этом, они являются разнонаправленными, следовательно представлены различным образом у одного и того же индивида.
Разнообразие моделей эмоционального интеллекта привело к необходимости их классификации. Дж. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей, где эмоциональный интеллект определяется когнитивными способностями, и смешанные модели, где эмоциональный интеллект определяется не только когнитивными способностями, но и личностными характеристиками.
Вторая попытка классифицировать модели принадлежит К.В. Петридесу и Э. Фёрнхему. Они предложили более широкую классификацию, разделяя понимание эмоционального интеллекта как способности и как черты.
К.В. Петридес и Э. Фёрнхем отмечают, что характер модели определяется методами измерения эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект проявляется как черта устойчивое поведение в различных ситуациях, для его измерения применяют опросники. Эмоциональный интеллект как способность относиться к традиционной психологии интеллекта, отсюда следует, что для измерения эмоционального интеллекта следует применять задачи, на подобии задач в интеллектуальном тесте .
В отечественной психологии развитие и становлении понятия эмоциональный интеллект, описывается в работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева.
Л.С. Выготский говорил о существовании динамической смысловой системы, представленной в виде совокупности аффективных и интеллектуальных процессов. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского указал на то, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального .
Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах Д.В. Люсина, И.Н. Андреевой, О.В. Белоконь, Д.В. Ушакова, О.А. Гулевич и других.
И.Н. Андреева отмечает, что уровень эмоционального интеллекта связан с индивидуальным проявлением самоактуализации. Также она показывает, что высокий уровень развитости внутреннего эмоционального интеллекта сопутствует естественным эмоциональным проявлениям и позитивному самоотношению, вследствие чего устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми становиться намного проще .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интел-лект» // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С 83 – 95.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
3. Белоконь О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: экспе-римент «Строим вместе» // Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5, № 3. - С. 137–144.
4. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов вузов / Н.П. Беляцкий. Мн.: Интерпресссервис, 2016. — 352 с.
5. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. – 512с.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. – М. : Манн, Иванов и Фербер.- 2013. – 123с.
7. Зимина Н.А. Психологическая диагностика коммуникативного потен-циала личности: методические рекомендации для студентов. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. - 42 с.
8. Исаева О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 244 c.
9. Карпов А.В. Исследование влияния эмоционального интеллекта на дея-тельность руководителя / А.В. Карпов, А.С. Петровская. // Вестник интегра-тивной психологии. - Ярославль, М.: Международная Академия Психологи-ческих Наук, 2017, Выпуск 5. - 323 с. - С.32-35.
10. Кричевский P.Л. Психологические факторы эффективности руковод-ства первичным коллективом / P.Л. Кричевский, A.B. Маржине. Кишинев: Штиинца, 2017. - 128 с
11. Осипов Г.В. Математические методы в современных социальных науках: Учебное пособие / Г.В. Осипов, В.А. Лисичкин. - М.: Норма, 2018. - 224 c.
12. Основы менеджмента / Галенко Е.В., Карлинский В.Л., Киселева Л.С., Конев П.А., Саяпина Н.Н., Чижикова Е.С. – Нижний Новгород: НОО "Про-фессиональная наука", 2018. – 234 с.
13. Покотыло М.В. Культура речи и деловое общение: учеб. пособие. – Ростов н/Д, 2016. – 196 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2012. – 704с.
15. Русалинова A.A. Некоторые характеристики руководителя как субъек-та управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как объект и субъект управления / ред. A.C. Пашков.-Л., 2016.-С. 97-113.
16. Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Кару-зо «Эмоциональный интеллект». Руководство. - М. - 2010. - 73с.
17. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П Фетискин., В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Ин-ститута психотерапии, 2002. - 490с.
18. Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 176с.
19. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С. Ша-банов, А. Алешина. – М. : Манн, Иванов и Фербер.- 2014. – 429с.
20. Шунейко А.А. Основы успешной коммуникации: Учебное пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко. - М.: Флинта, 2016. – 192с.
21. Юрьева Ж. А. Изучение речевой стратегии и тактики, исследование вы-бора стратегии поведения языковой личности в конфликтной ситуации // Вестник Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды. - 2018. - № 2 (64). - С. 20 - 25.