Фрагмент для ознакомления
2
обстановкой в регионе, где трудится человек.
Также к подобной категории болезней относят различные виды травм, полученных на производстве.
Расследованию и учету подлежат острые и хронические заболевания, возникновение которых обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими производственных функций.
Право застрахованного на обеспечение возникает со дня наступления страхового случая - факта повреждения здоровья в результате несчастного случая либо профессионального заболевания - хронического или острого заболевания, являющегося результатом воздействия на него вредных производственных факторов, повлекших временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
На практике возникает много споров, в каком случае заболевание, полученное в результате вредных условий труда, является страховым случаем, а в каком - нет.
Если при рассмотрении дел о взыскании ежемесячных страховых выплат истец ссылается на необоснованность заключения МСЭ, то суд проверяет соблюдение процедуры проведения экспертизы, предусмотренной Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности, а в случае необходимости и выводов, содержащихся в заключении, на что указывает и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Так, Р. обратился в суд с иском о перерасчете страховых выплат, ссылаясь на то, что в период работы проходчиком с 15.09.1983 по 09.07.2005 на строительстве метрополитена получил профзаболевание, что подтверждается трудовой книжкой, санитарно-гигиенической характеристикой и актом о профзаболевании.
Связь между заболеванием и профессией установлена Областным центром профпатологии.
Р. указал, что первые признаки профзаболевания у него возникли еще 10 лет назад и это подтверждалось ответом руководителем профпатологии клиник. С заявлением о назначении страховых выплат истец впервые обратился в Фонд социального страхования в 2009 г., но просил взыскать страховые выплаты с впервые выявленным заболеванием - с 1998.
Определением Видновского районного суда от 05.09.2009 по ходатайству истца была назначена медико-социальная экспертиза, где ставился вопрос о наличии у истца утраты трудоспособности с момента фактического начала профзаболевания.
Заключением судебной экспертизы утрата профессиональной трудоспособности установлена с момента выявления первичного заболевания, т.е. с 1998. С учетом данных обстоятельств решением Видновского районного суда требования истца были удовлетворены. Расчет страховых выплат произведен из заработка на период установления первичного заболевания, но образовавшаяся задолженность взыскана за три года с момента обращения за получением страховых выплат.
2. Реализация прав граждан при медико-социальной экспертизе
2.1. Право на продление инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы
Гражданин признается инвалидом по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) при наличии определенных условий (ст. 7 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. п. 2, 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95).
По общему правилу инвалидность устанавливается на определенный срок (п. п. 9, 10 Правил; Письмо Минтруда России от 19.02.2018 N 5861/2018):
• инвалидам I группы - на два года;
• инвалидам II и III группы - на год;
• детям-инвалидам - на один, два года, пять лет, до достижения ими возраста 14 лет или 18 лет (день наступления указанного возраста входит в срок инвалидности).
По окончании указанных сроков необходимо пройти очередную МСЭ (переосвидетельствование).
При этом в отдельных случаях инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования (п. п. 9, 12, 13 Правил).
Чтобы продлить инвалидность (пройти переосвидетельствование), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится раз в два года, инвалидов II и III группы - раз в год, а детей-инвалидов - один раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».
По общему правилу пройти переосвидетельствование можно заблаговременно, но не более чем за два месяца до истечения установленного срока инвалидности (п. п. 39, 40 Правил).
Направление на переосвидетельствование осуществляется (п. п. 15 - 17, 38 Правил):
• медицинской организацией - после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, а в отношении гражданина, находящегося в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечностей и нуждающегося в первичном протезировании, - в течение трех рабочих дней после проведения указанной операции;
• ПФР или органом соцзащиты населения - при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Переосвидетельствование ранее установленного срока может проводиться в следующих случаях (п. 41 Правил):
1) по личному заявлению инвалида (заявлению его законного или уполномоченного представителя);
2) по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья инвалида;
3) при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро МСЭ контроля за решениями, принятыми бюро, главным бюро МСЭ соответственно.
Направление на МСЭ передается выдавшей его организацией (органом) в бюро МСЭ в форме электронного документа с использованием соответствующих информационных систем, а при отсутствии доступа к таким системам - на бумажном носителе. Медицинской организацией также направляются сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения МСЭ (п. п. 19(1) - 19(3) Правил).
В случае отказа в направлении на МСЭ выдается справка, на основании которой инвалид может самостоятельно подать заявление и документы для проведения МСЭ (п. п. 19, 24 Правил).
Для прохождения МСЭ потребуются, в частности, следующие документы (п. 24 Правил; п. п. 3, 28, 90 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н):
1) письменное согласие гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на проведение повторной МСЭ;
2) документ, удостоверяющий личность, либо его заверенная копия;
3) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя (при обращении через представителя);
4) заключение врачебной комиссии медицинской организации, подтверждающее, что по состоянию здоровья вы не можете явиться в бюро МСЭ, в связи с чем МСЭ необходимо провести на дому.
В случае проведения МСЭ на основании заявления помимо вышеперечисленных документов необходимо предоставить, в частности (п. п. 19, 41 Правил; п. п. 28, 31 Административного регламента ):
1) заявление о проведении МСЭ, подписанное вами либо законным или уполномоченным представителем;
2) справку об отказе в направлении на МСЭ (при наличии).
Обратиться в бюро МСЭ с необходимыми документами (при отсутствии направления на МСЭ) инвалид можете самостоятельно либо через своего законного или уполномоченного представителя, в том числе через Единый портал госуслуг (п. п. 3, 72 Административного регламента).
По результатам рассмотрения поступивших документов специалисты бюро МСЭ направят вам приглашение для проведения повторной МСЭ с указанием даты, времени и места проведения МСЭ.
Данное приглашение может быть передано на бумажном носителе, в форме электронного документа (в том числе посредством Единого портала госуслуг), а также, с вашего согласия, по телефону, в том числе посредством СМС-сообщений, либо заменено на талон (п. 24 Правил; п. п. 85, 87, 88 Административного регламента).
При этом не допускается приглашение гражданина для представления им
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Европейская социальная хартия» (ETS N 35) (Вместе со «Сферой действия социальной хартии в отношении лиц, находящихся под ее защитой»). Принята в г. Турине 18.10.1961. // СПС «КонсультантПлюс».
2. Конвенция о правах инвалидов. Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 23 июля.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗт»О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
7. Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 08.12.2014, N 49 (часть VI), ст. 6928.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
9. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
10. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
11. Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, N 43, 23.10.2000, ст. 4247.
12. Распоряжение Правительства РФ от 16.07.2016 N 1506-р «Об утверждении Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 01.08.2016, N 31, ст. 5040.
13. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
14. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
15. Указ Президента РФ от 06.05.2008 N 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 12.05.2008, N 19, ст. 2115.
16. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ, 27.02.2006, N 9, ст. 1018.
17. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» // Российская газета, N 148, 11.07.2011.
18. Приказ Минтруда России от 29.01.2014 N 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» // Российская газета, N 151, 09.07.2014.
19. Письмо Минтруда России от 29.05.2019 N 13-4/10/В-4132 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2018 г. N 18-П // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 17-П // Российская газета. 7 июля 2017 г.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2018 г. N 10-П // Российская газета. 2018. 16 марта.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. N 3.
24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 5, май, 2011.
25. Анищенко А.В. Охрана труда: обязанности работодателя. М.: Редакция «Российской газеты», 2018. Вып. 17. С. 56.
26. Анишина В.И. Правовые позиции Конституционного Суда России // Российская юстиция. 2000. N 7. С. 15 – 21.
27. Демидова И. Профессиональные заболевания на работе. Анализ споров // Трудовое право. 2020. N 1. С. 105.
28. Конституционная концепция социального государства: Кол. моногр. / Под ред. Ю.И. Скуратова. М.: Изд-во РГСУ, 2018. С. 30 - 39.
29. Свистунова Л.Ю., Святогорова А.Э. Содержательная характеристика правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2017. N 2. С. 84 - 90.
30. Сидоров В.Е. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2012.
31. Судебная практика в современной правовой системе России: Монография / Т.Я. Хабриева, В.В. Лазарев, А.В. Габов [и др.]; под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Норма; ИНФРА-М, 2017. С. 95 - 96.