Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель данной работы – анализ особенностей интеграции литературы и других видов искусств при изучении творчества А. П. Чехова.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) проанализировать особенности интегрированных уроков как метода налаживания межпредметных связей;
2) выявить особенности интеграции литературы и других видов искусства, как способа активизации познавательной деятельности школьников;
3) рассмотреть возможности интеграции литературы и других видов искусства на примере творчества А.П. Чехова;
4) разработать интегрированный урок по творчеству А.П. Чехова на примере повести «Дама с собачкой».
На наш взгляд, выбранная тема является актуальной, так как проблематика интегрированного обучения в школе чрезвычайно современна, ведь в обществе, а значит, и в школе, появляются новые социальные запросы, требования к межпредметному взаимодействию, помогающему современному школьнику глубже понимать связи между различными искусствами, общественными и естественными, точными науками, историей и географией.
В классической школьной системе обучения все предметы обособлены, и, хоть и выстроены в программе обучения по годам и по периодам, но не имеют четкой и видной невооруженным взглядом взаимосвязи, которая могла бы помочь школьнику составить целостную картину исторического процесса, взаимосвязи явлений и событий из самых разных предметных областей.
Эта разобщенность предметов мешает сформировать у учащихся целостную картину мира, целостную культурную картину, в которой все события и эпохи, все художественные, литературные течения, исторические события были бы выстроены в единое целое и поняты в их взаимопроникновении и взаимозависимости. Именно система интеграции между литературой и другими предметами сферы искусства может помочь в создании подобной картины, в воспитании гармоничной высокоразвитой личности в нынешнем школьнике.
Несомненно, творчество А.П. Чехова, выдающегося представителя русской литературы и драматургии, мощнейшего культурного деятеля конца 19-начала 20-го столетий, позволяет применить интеграционную технологию в полной мере, так как литературное творчество А.П. Чехова неотделимо от музыкальной, художественной среды его эпохи, а также от последующего его переосмысления в кинематографе.
Объект работы – интеграция как инновационная форма работы на уроках литературы.
Предмет работы – интегрированные уроки литературы и других видов искусства по творчеству А.П. Чехова как реализация процесса интеграции учебных предметов.
Методами, используемыми в нашей работе, являются: изучение и анализ литературы, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются общие вопросы интеграции на уроках, как важной современной технологии проведения уроков для создания полноценной картины мира у современных школьников и симуляции их познавательного процесса.
Во второй главе рассматривается интегративный подход к творчеству А.П. Чехова, а также приводится собственная разработка урока по повести «Дама с собачкой» с применением интегративного подхода.
Список литературы состоит из 28 источников.
В приложения вынесены художественные и фотографические материалы, необходимые для урока: фотографии Ялты, портреты А.П. Чехова, написанные его современниками, женские и мужские портреты Серова, Левитана, Коровина, фотографии актеров МХТ, К. С.Станиславского и О. Книппер.
Глава 1. Теоретическое обоснование использования интегрированных уроков литературы и изобразительного искусства
1.1. Интегрированные уроки как метод налаживания межпредметных связей
Зачастую как в младшей, так и в старшей школе учитель сталкивается с важной проблемой: ученики не имеют целостной картины мира, не представляют себе весь ход развития истории, литературы, живописи, музыки, других видов искусства в неразрывной взаимосвязи, в связи с чем путаются в эпохах, именах творцов, особенностях направлений в искусстве. При этом понимания того, что весь ход культурного развития мира есть неразрывная логическая и событийная цепочка, понимание которой создает целостную картину мира и целостное понимание современности, у учеников нет, так как разрозненные сведения, получаемые ими на разных предметах, не предназначены изначально для создания подобной картины. Именно для того, чтобы решить эту проблему, и необходима интеграция предметов.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние в одной учебной теме знаний по самым разным направлениям. Например, при изучении литературы необходимо, на наш взгляд, обращаться к изучению искусств для того, чтобы показать всю полноту творческого и культурного процесса, происходившего в изучаемый период, равно как необходимо и привлечение знаний о естественных науках, географии, биологии, истории для того, чтобы школьник представлял себе развитие мира в целом в изучаемую эпоху .
Л.М. Вавилова, исследовавшая вопросы интегрированного обучения, в частности считает, что интегративный подход к обучению является подходом будущего, инновацией в образовании, которая необходима для воспитания нового человека, нового гражданина России, умеющего анализировать, синтезировать полученные знания и полноценно применят их на практике .
Н. В. Дьяченко также видит в интеграции предметов новейший и наиболее актуальный подход к современному образованию, ведь интеграция знаний – это возможность создания целостной личности.
Можно привести следующие определения интеграции в образовании :
1) под интеграцией как средством обучения понимают формирование у школьников целостного представления об окружающем мире;
б) под интеграцией как средством обучения понимают поиск и установление общего поля знаний.
По мнению Г.Ф. Федорца, интеграция в образовании имеет ряд функций :
1. Методологическая функция, а именно формирование у школьников наиболее современных взглядов на изучаемые предметы;
2. Образовательная функция, а именно формирование системного взгляда на мир, понимания системной взаимосвязи между частями изучаемого мира, между предметами в школьной программе, на первый взгляд, не имеющими таких связей (например, между математикой и историей);
3. Развивающая функция, то есть, формирование познавательной активности школьника, активизация его мышления, расширение его кругозора;
4. Воспитательная функция, то есть, ориентация на политехнические знания;
5. Конструктивная функция, то есть, максимальное совершенствование, оттачивание форм подачи учебного материала
Интегративный подход необходимо в учебном процессе сочетать с синтезирующим, так как анализ и синтез помогают школьнику осознать системность подхода к знаниям. Кроме того, интегративный подход можно условно, по мнению О.Ю. Ужан, разделить на две составляющие: вертикальное и горизонтальное интегрирование:
1) Горизонтальное интегрирование – это интегрирование предметов одного года обучения;
2) Вертикальное интегрирование – это интегрирование однородного материала из разных годов обучения .
Все школьные дисциплины так или иначе предполагают в современной школе максимальное взаимодействие, однако, именно учитель может в полной мере составить для школьников программу интеграции, позволяющую выполнить все необходимые в обучении функции.
Возможна работа на уроке одного учителя, который организует процесс интегрирования предметов. Следует отметить, что наибольшую ценность в интеграционном обучающем процессе имеет исследовательская работа школьников, так как каждый школьник может выбрать интересующее его направление интеграции, исследовав поставленную перед ним цель .
Другим способом проведения интегрированного урока является работа нескольких учителей на уроке, что позволяет создать более гибкий план урока и провести его одновременно в разных, свойственных каждому из учителей, манерах, что помогает школьнику гибко переключаться с предмета на предмет, вместе с учителями выстраивая межпредметные связи.
1.2. Интеграция литературы и других видов искусства, как способ активизации познавательной деятельности школьников
Интегративный процесс непосредственно связан с межпредметными связями в программе обучения, которые являются стимулом к активации познавательной деятельности школьника.
Решая межпредметные познавательные задачи, школьник либо активизируется в направлении поиска неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формировании новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей.
В психологии познавательную активность непосредственно связываю с понятием деятельности, поэтому, на наш взгляд, необходимо ввести понятие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность личности делится, согласно исследованиям, на два класса – общий класс и специфический класс .
К общему классу познавательной деятельности принято относить разного вида логические приемы (или приемы логического мышления), независимые от конкретного изучаемого материала, такие как:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахматова Е.Л. Школьный предмет литература как интегрированная система // Вестник МГПУ. - 2009. - №2. - С. 94 - 97.
2. Белова Н.А. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании. - М.: МАНПО, 2005. - 272 с.
3. Белова Н.А. Теория и практика обучения студентов-филологов моделированию интегрированного урока. - М.: МАНПО, 2007. - 264 с.
4. Вавилова Л.М. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование, карьера, общество. 2017. - № 3. – С. 45 – 51.
5. Викулов А.В. Формирование диалектичности мыслительной деятельности старшеклассников на основе межпредметных связей. - Балашов: Изд-во Балашовского гос. пед. ин-та, 2000. - 136 с.
6. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов // Современная педагогика. - 2008. - №9. - С. 42 - 47.
7. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: Уч. пособие.–М.:Флинта: Наука, 2002.- 368 с.
8. Дьяченко Н.В. Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности // Концепт. – 2016. - № 2. – С. 11-16.
9. Дюг Л.Т. Управление интеграцией основного и дополнительного образования в школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2003. - 22 с.
10. Жерносенко И.А. Культурологическая составляющая современного образовательного процесса //Сибирский социологический вестник. - 2002. - №2. - С.100-170 .
11. Кобелева Е.А. Иллюстрация к литературному произведению: Книжная иллюстрация на уроках литературы и развития речи: Уч.-методич. пособие. – Киров, 1999. - С.27-48.
12. Колокольцев Е.Н. Взаимодействие искусств в школьном изучении литературы: Дис… д-ра пед. наук. - М., 1993. - 441 с.
13. Концепция художественного образования// Искусство в школе. - 2002. - №1. - 129 с.
14. Кубанцева Е.И. Музыка в системе искусства //Искусство и образование. - 2001. - № 1. - С.10-25.
15. Любичева Е.В. Анализ художественного текста как средство реализации междисциплинарных связей предметов гуманитарного цикла// Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: Сб. научных статей. Выпуск 8.- СПб: ООО «СТАТУС», 2011 – С.20-25.
16. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
17. Моночиненкова Л.Ф. Музыка на уроках, посвященных изучению биографии писателя // Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ им. Ленина, 1987. - С. 80 - 86.
18. Оперетта «Гейша» // https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=gM6NO3um1yI&feature=emb_logo
19. Пурик Э.Э., Шакирова М.Г. Развитие художественного восприятия в процессе обучения изобразительному искусству [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2015. - № 2. – С. 285 – 290. URL: http: // www. arteducation.ru /sites/default/files/journal_pdf/ purik, shakirova _ 285-290.pdf
20. Свирина Н.В. Культурный контекст на уроках литературы. - СПб.: Глагол, Лита, 1999. - 150 с.
21. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработки по обновлению общего образования. - М., 2001. – С. 200-220.
22. Субботин Д.И. Методика изучения прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы: Дис. … к-та пед. наук. - М., 2004. - 225 с.
23. Ужан О.Ю. Роль и место интегрированных уроков в формировании творческих способностей обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - №1 (9). - С. 88 - 91.
24. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: Учеб. пособие к спецкурсу. - Л. : ЛГПИ, 1990. - 82 с.
25. Чайковский П.И Шестая симфония // https://my.mail.ru/mail/ekaterina.47/video/3970/116686.html
26. Чехов А.П. Дама с собачкой. Рассказы. - М.: Пан-пресс, 2008. – 180 с.
27. Шац О.М. Интегрированное изучение литературы и музыки в гуманитарных классах: Дис. … канд. пед. наук. - Якутск, 2000. - 186 с.
28. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.