Фрагмент для ознакомления
2
2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Основные экономические показатели деятельности предприятия
С целью выявления динамики финансовых показателей деятельности Кока-Кола заполним таблицу 2.
Таблица 2 – Основные экономические показатели деятельности фирмы
№ Показатели 1 год 2 год 3 год Отклонение Темп роста, %
п/п 2 года от 1 года 3 года от 2 года 2 к 1 3 к 2
1 Объем производства продукции, млн. руб. 2779,9 3263,16 3595,3 483,26 332,14 117,4 110,2
2 Выручка от продажи товаров, продукции, услуг, млн. руб. 2779,9 3263,16 3595,3 483,26 332,14 117,4 110,2
3 Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, млн. руб. 1731,3 2094,95 2333,9 363,65 238,95 121,0 111,4
в том числе материальные затраты, млн.руб 447,51 481,9 528,78 34,39 46,88 107,7 109,7
4 Прибыль от продаж, млн. руб. 863,03 962,4 1005,4 99,37 43 111,5 104,5
5 Чистая прибыль, млн. руб. 794,88 1486,91 925,04 692,03 -561,87 187,1 62,2
6 Среднегодовая численность персонала, чел. 366 362 355 -4 -7 98,9 98,1
в том числе рабочих 307 304 290 -3 -14 99,0 95,4
7 Фонд заработной платы персонала, млн. руб. 16,27 16,884 16,901 0,614 0,017 103,8 100,1
в том числе рабочих 11,86 12,33 12,35 0,47 0,02 104,0 100,2
8 Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. 3704,46 3886,74 3967,37 182,28 80,63 104,9 102,1
9 Среднемесячная заработная плата одного рабочего, руб. 3219,33 3379,93 3548,85 160,61 168,91 105,0 105,0
10 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. 579,27 589,35 603,17 10,08 13,82 101,7 102,3
11 Рентабельность продаж, % 31,05 29,49 28 -1,56 -1,49 95,0 94,9
12 Производительность труда одного рабочего, тыс. руб. 11342,5 13211,1 14614,9 1868,6 1403,8 116,5 110,6
13 Фондоотдача, руб./руб. 0,0048 0,0055 0,006 0,0007 0,0005 114,6 109,1
14 Рентабельность основных производственных фондов, % 0,15 0,16 0,17 0,01 0,01 106,7 106,3
15 Материалоемкость продукции, руб./руб. 0,16 0,15 0,15 -0,01 0 93,8 100,0
На основании информации из таблицы 2 можно сделать следующие выводы:
- Выручка в рассматриваемом периоде имеет положительную динамику роста, однако рост себестоимости превышает рост выручки (на 1-4%).
- Незначительный рост зарплаты и опережающий ее по темпу рост производительности свидетельствует о мотивированности работников на повышение результативности своего труда.
- Рентабельность основных производственных фондов стабильно растет, что свидетельствует об эффективном использовании данного вида ресурсов.
- Рентабельность продаж несмотря на рост выручки (за 2й года – на 17%, за 3 год – на 10%) имеет небольшую тенденцию к снижению, что связано с ростом себестоимости, темп которой опережает темп роста выручки.
- Низкие коэффициенты фондоотдачи и рентабельности ОПФ свидетельствуют о том, что предприятие производит фондоемкую продукцию.
2.2 Анализ производства и реализации продукции
Для анализа показателей производства и реализации продукции заполним таблицу 3.
Таблица 3 - Взаимодействующие факторы использования производственных ресурсов, влияющие на изменение объема производства продукции
Показатели 1 год 2 год 3 год Отклонение Темпы роста, %
2 от 1 3 от 2 2 к 1 3 ко 2
1. Объем производства продукции, млн. руб. 2778,916 3263,13 3595,27 484,21 332,14 117,42 110,18
2. Среднегодовая численность рабочих, чел. 307 304 290 -3,00 -14,00 99,02 95,39
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. 579,277 589,349 603,17 10,07 13,82 101,74 102,35
4. Материальные затраты, млн. руб. 447,51 481,9 528,78 34,39 46,88 107,68 109,73
5. Среднегодовая выработка одного рабочего, млн. руб. 11,34 13,21 14,61 1,87 1,40 116,49 110,60
6. Фондоотдача, руб./руб. 0,0048 0,0055 0,006 0,0007 0,0005 114,58 109,09
7. Материалоотдача, руб./руб. 6,21 6,77 6,8 0,5600 0,0300 109,02 100,44
Чтобы оценить влияние некоторых факторов на изменение объема производства продукции следующие факторные модели (таблица 4).
Таблица 4 – Влияние факторов на изменение объема производства.
Модель изменение 2_1, млн.руб. 3_2, млн. руб Доля 2 к 1,% Доля 3 к 2, %
1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования: Объем пр-ва=среднегод.числ-ть*Среднегод.выраб-ка _численности -27,16 -150,3 -5,62 -45,26
_ выработки 510,4 482,4 105,68 145,31
2.Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования: Объем пр-ва=Среднегод.ОПФ*Фондоотдача _ фондоотдачи 427,4 249,8 88,5 75,23
_ОПФ 55,8 82,4 11,56 24,81
3.Обеспеченность предприятия материальными затратами и эффективность их использования:
Объем выпуска=Материалоотдача* Мат.расходы _материаотдача. 250,4 13,4 51,84 4,03
_ мат. затрат 232,9 318,7 48,21 96,01
Исходя из данных таблицы 4 можно сделать следующие выводы:
- Для роста объема выпуска определяющим будет рост выработки продукции (105 -145%),
- На объем выпуска продукции в большей степени влияет фондоотдача (75-88%) и в меньшей степени стоимость основных производственных фондов (11-24%).
- Вполне закономерно, что темп роста объема выпуска зависит на 96 % от темпов роста материальных затрат.
На результаты хозяйственной деятельности существенное оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции.
Рассмотрим динамику производства продукции (таблицы 5-7).
Таблица 5 - Производств продукции в натуральном выражении
Ассортимент продукции Ед.
Объем производства Отклонение Темпы роста, % Отклонение 3 года к 1 году
1 год 2 год 3 год 2 года от 1 года 3 года от 2 года 2 к1 3 к 2
Sparkling Bev Core упак 4548172 5430850 5991513 882678,0 560663,0 119,4 110,3 131,7
RTD Tea упак 1014913 1245469 1299699 230556,0 54230,0 122,7 104,4 128,1
Water Regular упак 1160233 1032904 863057 -127329 -169847,0 89,0 83,6 74,4
Sparkling Bev Non-premium упак 1298125 987399 696577 -310726 -290822,0 76,1 70,5 53,7
Water Flavoured упак 396820 388432 299341 -8388,0 -89091,0 97,9 77,1 75,4
Энергетические напитки упак 248242 267118 320919 18876,0 53801,0 107,6 120,1 129,3
Sparkling Bev Local упак 260106 209536 106083 -50570,0 -103453,0 80,6 50,6 40,8
Sport Drinks упак 59668 50989 62118 -8679,0 11129,0 85,5 121,8 104,1
Всего продукции 8986279 9612697 9639307 626418 26610
Таблица 6 - Производство продукции в стоимостном выражении
Ассортимент продукции Объем продукции, млн. руб. Отклонение, млн.руб Темпы роста, %
1 год 2 год 3 год 2 от 1 3 от 2 2 к 1 3 к 2
Sparkling Bev Core 1 551,24 1 953,42 2 302,84 402,18 349,42 125,93 117,89
RTD Tea 390,77 487,88 517,85 97,11 29,97 124,85 106,14
Water Regular 266,68 259,44 268,26 -7,24 8,82 97,29 103,40
Sparkling Bev Non-premium 164,72 141,82 133,23 -22,90 -8,59 86,10 93,94
Water Flavoured 180,29 185,53 154,79 5,24 -30,74 102,91 83,43
Энергетические напитки 152,27 174,84 145,98 22,57 -28,86 114,82 83,49
Sparkling Bev Local 50,71 40,73 44,00 -9,98 3,27 80,32 108,03
Sport Drinks 22,23 19,47 28,32 -2,76 8,85 -31,08 11,61
Итого 2 778,91 3 263,13 3 595,27 484,22 332,14 701,13 707,94
Таблица 7 - Структура ассортимента продукции по годам
Ассортимент Объем продукции, тыс. руб. Структура продукции, % Отклонение, %
продукции 1 год 2 год 3 год 1 2 3 2 года от 1 года 3 года от 2 года
Sparkling Bev Core 1 551 245,02 1 953 422,44 2 302 838,02 55,82 59,86 64,05 125,93 117,89
RTD Tea 390 771,95 487 875,12 517 852,07 14,06 14,95 14,40 124,85 106,14
Water Regular 266 679,56 259 444,83 268 255,38 9,60 7,95 7,46 97,29 103,40
Sparkling Bev Non-premium 164 719,08 141 820,12 133 227,32 5,93 4,35 3,71 86,10 93,94
Water Flavoured 180 291,20 185 530,66 154 789,23 6,49 5,69 4,31 102,91 83,43
Энергетические напитки 152 269,16 174 839,42 145 979,63 5,48 5,36 4,06 114,82 83,49
Sparkling Bev Local 50 710,27 40 729,61 44 009,59 1,82 1,25 1,22 80,32 108,05
Sport Drinks 22 229,91 19 470,15 28 320,22 0,80 0,60 0,79 87,59 145,45
Итого 2778916,15 3263132,35 3 595 271,46 100,00 100,00 100,00
Рисунок 1 – Структура ассортимента продукции за 3 года
На рисунке 1 графически проиллюстрированы изменения в ассортименте выпускаемой продукции, произошедшие в течение трех лет. На основании этих данных можно сделать следующие выводы:
- Как видим, безусловным лидером продаж на протяжении трех лет является продукция «Sparkling Bev Core», делая от 56 до 64 % от общего объема продаж, на втором месте- «RTD Tea» - обеспечивает стабильные 14 % выручки, на третьем –«Water Regular» - от 7,4% до 9,6%.
- продукция «Sport Drinks», занимавшая на протяжении трех лет по объемам продаж последнее место, ускорила темп роста выручки за последний период на 66 %, опередив все продукты по темпу прироста. Сохранение для этого продукта тенденции по темпам роста выручки послужит предпосылкой к росту доли его продаж в общем объеме выручки компании.
- лидируют продажи газированных напитков, их продажи делают 95 % выручки компании,
- доля энергетических напитков составляет 5%, в третьем периоде снизилась до 4%,
- доля спортивных напитков невелика – менее 1%, но стабильна, а значит, этот тип продукции нашел своего потребителя.
Равномерность выпуска продукции можно оценить, используя два основных показателя: коэффициент ритмичности и коэффициент вариации (таблицы 8-10).