Фрагмент для ознакомления
2
Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. На торжества приглашаются Архиепископ Майкопский и Адыгейский Пантелеймон, Епископ Ейский Тихон, духовенство, верующие. По окончании Литургии совершается Крестный ход, Митрополитом Исидором произносится приветственная речь, совершается братская трапеза с благословением святителя Кубанской земли с добрыми и благими пожеланиями каждому из присутствующих.
К великим христианским праздникам на Кубани относят Пасху и Рождество Христово. Эти праздники навсегда стали хранителями народного духа, мудрости, щедрости.
На основе исследования полевых материалов фольклорно-этнографических экспедиций 2012 — 2019 гг. (И. А. Бабенко, Н. Ф. Диановой, О. В. Матвеева и др.), которые хранятся в отделе фольклора и этнографии ЦНКК, воспроизведем современное празднование Рождества Христова на Кубани.
Шестое января в православном календаре обозначен как Рождественский Сочельник. В этот день в начале вечерней службы в соборах Кубани проходит особый вид церковной службы: читаются «царские часы» согласно религиозной традиции, так как- с древности на службе в Рождественский Сочельник всегда присутствовал император и члены его семьи. В этот день запрещается употреблять любую пищу, и даже пить воду до появления первой вечерней звезды, с которой в народе связывают рождение Иисуса Христа.
В современных кубанских станицах в Рождественский Сочельник у порога дома стелют сено и солому, а в религиозных семьях их разбрасывают на пол «в чистой комнате» которая символизирует ясли, куда Мария уложила своего первенца Иисуса Христа. Как правило, к вечеру в каждом доме заканчиваются приготовления к великому празднику: все тщательно убирается и вымывается, зажигаются лампада или свечи, накрывается праздничный стол, на котором главное место отводится кутье и узвару (взвар). При появлении первой звезды, в начале праздничного ужина, наливается первая рюмка, вспоминают отсутствующих членов семьи и родственников, находящихся вдали[6, с. 30].
В настоящее время кутью в основном готовят из зерен риса, но встречаются семьи, которые, как и в начале XX в. готовят кутью традиционно: из размоченных зерен пшеницы и овса. Кутью обязательно заправляют медом, что, по мнению современного сельского населения Кубани, делается для того, чтобы жизнь в наступившем году была богатой и счастливой. При отсутствии меда кутью поливают сахарным сиропом, украшают как в старину недорогими конфетами или ягодами из варенья или компота, а также изюмом.
Перед заходом солнца родители готовят для детей кутью: кладут ее в чашку или тарелку, сверху помещают несколько кусочков сладкого пирога и ложку, отправляют в первую очередь к крестным отцу и матери, затем к бабушкам и дедушкам, далее родным и близким по степени родства или по указанию родителей. Дети останавливается у порога дома и говорят: «Папка с мамкой прислали Вам вечерю, отведайте». Сначала хозяин дома, затем хозяйка «пробуют кутью», откладывают себе немного кутьи и кусок пирога, взамен дают свою и кусок пирога, одаривают «кутильщиков» сладостями, мелкими деньгами и т.д.
Отправляя детей с кутьей, родители просят вернуться к «наказанному» часу, обязательно до появления первой звезды. С её появлением зажигают свечу или лампаду, чтобы с помощью огня оградить себя от просыпающейся в то время нечистой силы.
Семья усаживается за стол, уставленный всевозможными блюдами, их число должно быть нечетным. Значительное место на столе должны занимать блюда, приготовленные из свинины (свежатины): сельдесон, холодец, домашняя колбаса и др. Традиционно во многих кубанских станицах под Рождество режут откормленного кабана. Вместе с тем отмечаем, что употреблять блюда, находящиеся на предрождественском столе до наступления праздника не разрешается. Главную роль играют ритуальные блюда, которые символически соединяют воспоминания о рождении (узвар) и смерти (кутья) Иисуса Христа. Наличие кутьи и узвара на праздничном столе в Сочельник считается обязательным.
Разместившись за столом, старший в доме мужчина перед образами зажигает лампаду или свечу, затем, повернувшись лицом на восток (жилище Бога) члены семьи молятся.
После этого хозяйка откладывает приготовленную для умерших кутью и наливает в стакан узвар. По завершению указанных обрядов приступают к «вечере», которую начинает старший в доме мужчина, передавая ложку для кутьи от старших к младшим.
Вопрос о том, какое место занимает хлеб в русской культуре, как используется этот продукт для удовлетворения каждодневных житейских потребностей, какое символическое значение обретает в различных обрядах и ритуалах, рассматривался в научных трудах неоднократно. Учеными отмечалось, что в народной среде хлеб воспринимался как «высшая жизненная ценность, “дар Божий”, главный ресурс жизни, символ достатка, здоровья и плодородия» [7, с. 411]. Не только в праздники, но и в повседневном быту к хлебу относились как к священному, божественному существу [3, с. 121, 123; 8, с. 99-100]. Наряду с хлебом и подобными ему мучными изделиями особым почитанием пользовалось и служащее для их приготовления зерно. Оно также являлось, согласно народным представлениям, средоточием вегетативной силы, символом плодородия, бессмертия, вечного обновления, здоровья, наделялось продуцирующей и защитной семантикой [5, с. 324]. Использование зерна для приготовления ритуальных блюд, в частности поминальной кутьи, объяснялось учеными порождаемыми этим плодом хлебных злаков ассоциативными связями: «...семя - зерно - семя составляет известный круговорот, который свидетельствует о нескончаемости жизни» [4, с. 18].
Наличие научных трудов, в которых в той или иной мере освещается вопрос о том, как и при каких обстоятельствах хлебные изделия, а также служащее для их изготовления зерно используются в повседневном быту или обрядовой практике жителей различных областей России, свидетельствует не столько о завершенности исследований, сколько об их перспективности. Народная культура поливариантна по своей сути, что делает практически невозможным исчерпывающее описание ее отдельных составляющих с учетом различных временных срезов и специфических проявлений в различных местностях. Актуальность предпринятого исследования обусловливается использованием региональных материалов, ранее не попадавших в поле зрения ученых, и реализуемой авторами установкой на то, чтобы выявить и описать фрагменты традиционной культуры кубанского субэтноса в ее современном состоянии.
Данная статья продолжает ряд работ, посвященных изучению быта и обычаев населения Краснодарского края. В 2010-2018 годах появились публикации, в которых хлеб рассматривается как одно из основных ритуальных блюд и символов кубанских семейных обрядов и праздников, олицетворяющих благополучие и счастье. Это исследования О. С. Финько «Концепт “хлеб” в традиционном свадебном обряде Кубани (на материале станицы Черноерковской)» [9], «Растительная символика в кубанской свадьбе» [10], Н. С. Балаценко «Каравайный обряд - основа подготовительного этапа свадьбы на Кубани» [1], «Хлеб в семейной обрядовой культуре Кубани» [2].
Исследование базируется на материалах, собранных в 2017-2019 годах в ходе этнолингвистических экспедиций в населенные пункты Краснодарского края, в число которых вошли: станица Гривенская Калининского района, станицы Старотитаровская, Вышестеблиевская, поселок Красноармейский Темрюкского района, хутор Прикубанский Славянского района.
Записи в основном были сделаны в местностях, заселенных потомками переселенцев с Украины. Там имеет достаточно широкое распространение так называемая «балачка» или «балакачка» - диалект, сложившийся в результате ассимиляции украинского языка и южнорусских говоров, носителями которого являлось большинство людей, опрошенных в ходе обследования вышеперечисленных населенных пунктов.
Большинство народных праздников приурочено к зимнему и весеннему периодам календаря, поэтому они упоминаются информантами чаще всего.
Согласно справедливому замечанию авторов этнолингвистического словаря «Славянские древности», в основе народного календаря лежит церковный календарь, определяющий состав, порядок праздников, в значительной мере и их терминологию. Но «интерпретация праздников, периодов и сезонов, а также их ритуальное "оснащение”, т.е. приуроченные к ним обряды, обычаи, запреты, предписания в целом не выводимы из христианского учения и являются органическим компонентом народной традиции» [6, с. 442]. Существование таких традиций на Кубани может быть подтверждено ссылками на высказывания информантов.
Говорящими отмечалось, что хлеб обязательно присутствовал в обрядах и ритуалах Святочного цикла: от Вечери до Крещения. Без обилия различного рода продуктов из зерновых культур не обходились обрядовые действа накануне Рождества. Так, на Вечерю обязательно готовили кутью - сладкую кашу из пшеницы: А як жэ, на Вичерю варылы кутю з пшэныци. Пэрэбралы зэрно, пэрэмылы, на ничь залылы вадою, апосля варылы, довгэнько так варылы, шоб ажразварылася, и мэдом полывалы (х. Прикубанский, 2019).
По словам информантов, в настоящее время в связи с распространением в регионе новых зерновых культур наряду с пшеницей используется и выращиваемый на Кубани рис: Оцэ ж сичас варят рис на Вичерю, а раньшэ уси варылы пшэныцю, да мы и щас йийи варымо. Обычно для приготовления кутьи использовали мед или заливали ее узваром, то есть концентрированным компотом из сухофруктов.
Кутья отличается от постного сочива в сочельник и от кануна за поминальным столом тем, что это, согласно определению информантов, богата каша, то есть сытная. Богата каша - это тоже кутья, но из разного зерна и крупы; наряду с пшеницей в нее добавлялись гречка, пшено и т.п. По
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Абдуллаева Н. Календари страны гор //www. opendag.ru/artide.php?id=26&nid=11
2. Авдюнина Л. Веселые Святки// Народное творчество.- 2014.- № 1.- С 4447.
3. Авдюшин Л. Троицкие гулянья //Народное творчество.- 2013.- № 1.- С. 2023.
4. Ассман Ян. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2014.
5. Афанасьев, А.Н. Народные праздники / Древо жизни. – М., 1982.
6. Балаценко Н. С. Каравайный обряд - основа подготовительного этапа свадьбы на Кубани (по материалам фольклорной экспедиции) // Актуальные проблемы регионоведения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (27-28 апреля 2013 г.). Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2013. С. 188-192.
7. Балаценко Н. С. Хлеб в семейной обрядовой культуре Кубани // Ресурсы региона: духовная составляющая жизни общества: сборник трудов Всерос. науч.-практ. конференции (21-23 сентября 2018 г.). Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2019. С. 44-51.
8. Баранова, О.Г. Русский праздник / О.Г. Баранова, Т.А. Зимина // СПБ: Искусство, 2011. – С.-3-12.
9. Болотов А.Т. Памятник претекших времян, или Краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах // Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма. М., 1990.
10. Бондаренко, Э.О. Праздники христианской Руси. – Калининград, 1995.
11. Булатова А.Г. Сельскохозяйственные календари и календарные обычаи и обряды народов Дагестана. СПб, 1999. 288с.
12. Гилярова Н.Н. Да что вынется, да что сбудется// Народное творчество- 1997.- № 1.- С. 4.
13. Гилярова Н.Н. Кузьма-Демьян, «курятники», «кашники», работники// Народное творчество.- № 11.- 1990.- С. 26-29.
14. Гратис К. Темные силы против Масленицы// Народное творчество.- 2014.- № 1.- С. 6-7.
15. Жуковская, Н.Л. Праздники народов России / М.: РОСМЭН, 2012. – С. 5-18.
16. Забылин М.М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.- Москва: «Книга Принтшоп», 1990.
17. Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия . – М., 1992. 53
18. Запорожец В. Суженый- ряженый - приди ко мне! Святочные гадания// Народное творчество.- 2014.- № 6.- С. 5-7.
19. Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян// Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор.- Л.: Наука, 1974.- С. 147-154.
20. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен.- М.: Музыка, 1975.
21. Зориктуев Б.Р. Прибайкалье в середине VI-VIII вв. - Улан-Удэ, 1996.
22. Ищук, В.В. Народные праздники. / Ярославль, 2010. – С.3-16. 17. Климишин, И.А. Календарь и хронология. / М.: Наука, 1990.
23. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси.- Москва: «Эксмо», 2018.
24. Климишин И.А. Календарь и хронология.- М.: Наука, 1990.
25. Колесникова С.Ю. Универсальная модель календаря в традиционных культурах народов мира ||www. dissercat. com /content/ universalnaya-model...
26. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. - М.: Правда, 1991. - С. 5-16, 412-484.
27. Кулешов А. Знаки весны// Народное творчество.- 2013.- № 4.- С. 10-11.
28. Мехова, Т. Роль народной игры в формировании характера ребёнка. // Воспитание школьников , 2011 – №3
29. Миронов В.А. Народный календарь. Месяцеслов.- М.: АСТ Астрель, 2015.
30. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О.А.Пашина.- СПб.: Композитор, 2015. - С. 94-168.
31. Народное музыкальное творчество: Хрестоматия / Отв. ред. О.А.Пашина.- СПб.: Композитор, 2017. - С. 19-99.
32. Неклюдов С.Ю. К вопросу о фольклоре и обряде// Миф, символ, ритуал. Народы Сибири. [Сб. статей в честь Е.С. Новик].- М.: РГГУ. 2018.- С. 1122.
33. Некрылова, А.Ф. Круглый год /Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991.
34. Некрылова, А.Ф. Русские народные праздники, увеселения зрелища. / Л., 1984. 26. Островский, А.Б. Русский праздник. / СПБ, 2012.
35. Нюдюрмагомедов А.Н., Джамалова Б.Б. Специфика ориентации образования на этнокультурные ценности // Вестник ДГУ. 2012. № 4. С. 140-146.
36. отебня А.А. Символ и миф в народной культуре.- М.: Лабиринт, 2017.
37. Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре / сост., подг. текстов и коммент. А. Л. Топоркова. М.: Лабиринт, 2010. 480 с.
38. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. (Опыт историко-этнографического исследования).- М.: Лабиринт, 2010.
39. Рожнова, П. Радоница / Русский народный календарь // Москва, 1992.
40. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия/ Авт.: О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. - СПб.: Искусство, 2012.
41. Симоненко Г. Щедрый вечер, добрый вечер// Народное творчество.- 2011.- № 6.- С. 33-34.
42. Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5-ти т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2. Д - К (Крошки). 704 с.
43. Слепцов А.М., Клименко В.В. Обобщение палеоклиматических данных и реконструкция климата Восточной Европы за последние 2010 лет // История и современность. М., 2015. № Литература
44. Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / М., 1990 г.
45. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси.- М.: Российский раритет, 1992.
46. Степанов, Н.П. Народные праздники на Святой Руси. / М.: Российский раритет,1992
47. Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов: избранные труды. М.: Восточная литература, 1996. 298 с.
48. Традиционные зимние увеселения взрослой молодежи в районах среднего Приобья// Русская традиционная культура: Альманах.- 1996.- № 1, 2.- 160 с.
49. Финько О. С. Концепт «хлеб» в традиционном свадебном обряде Кубани (на материале станицы Черноерковской) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2011. № 3. С. 86-89.
50. Финько О. С. Растительная символика в кубанской свадьбе // Особенности функционирования и преподавания русского языка в полиэтническом регионе Северного Кавказа: материалы Международной конференции-семинара (г. Ставрополь, 21-25 сентября 2010 г.) / под ред. В. М. Грязновой. Ставрополь: Изд-во Ставр. гос. ун-та, 2010. С. 275-281.
51. Фурсова Е. Ф. Традиции проведения сельских престольных праздников в Приобье (конец XIX - начало XX вв.) // Вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской области. Новосибирск, 1997.
52. Шангина И.И. Русские традиционные праздники: путеводитель.- СПб.: Искусство, 2010.