Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы
Развитие современных технологий дало толчок развитию средств массовой информации. В современных реалиях, практически невозможно человеку представить себя в отрыве он них. Так или иначе средства массовой информации оказывают огромное влияние не только на личность, но и на общество в целом.
Технический прогресс, как инструмент эволюции, практически стер границы между государствами и народами, появилось единое информационное поле, которое постоянно подпитывается информацией. В наше время уже не нужно покупать газеты, бежать куда-то, узнавать что-то, достаточно просто включить компьютер, телевизор, телефон и др.
Огромные потоки информации проходят через людские умы, оставаясь в них, формируя особое отношение относительно ее направленности. Не секрет, что век глобальных войн и катастроф миновал, но это всеобщее заблуждение, произошло видоизменение, трансформация конфликтов людей, и именно средства массовой информации являются инструментом воздействия на психологическое состояние современного человека. Люди просто не могут остаться в стороне от происходящих событий, информационное поле может служить как цели их объединения, так и целям дробления, разобщения, в зависимости от поставленных задач.
С учетом особенностей современного общества, наибольшей популярностью и востребованностью, пользуется у людей средней возрастной категории и молодежи. Информация, которая находит моментальный эмоциональный отклик наиболее востребована.
Для определения возможностей дальнейшего развития средств массовой информации важно мнение именно целевой аудитории, в противном случае они остановятся в развитии, перестанут быть актуальными, что непременно приведет к краху отдельных элементов информационного пространства.
Объект и предмет работы.
Объект исследования – Средства массовой информации, как элемент отображения «картины мира».
Предмет работы – Роль средств массовой информации в процессе формирования действующей «картины мира» у учащихся МГУ им.
Н.П. Огарева.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - выявление особенностей видения современного мира глазами учащихся, формируемого посредством воздействия СМИ.
Задачи исследования:
- определение источников получения информации студентами МГУ им. Н.П. Огарева;
- анализ взглядов студентов МГУ им. Н.П. Огарева относительно современной «картины мира».
Методы исследования.
В своей работе мы будем использовать теоретический метод исследования.
Практическая значимость.
Опыт, который мы получим позволит нам определить современное состояние научной «картины мира» в студенческой среде, и молодежи в целом.
Глава I. «Картина мира». Термины. Понятия.
1.1. Общие особенности «картины мира»
Понятие «картина мира», как таковое, появилось достаточно давно, с тех самых пор, как человек начал ощущать себя как центр системы всего сущего, это восходит к временам Галилея и Декарта. Таким образом, размышления об общей «картине мира» носят глубокий философский характер и опираются на множество сопутствующих факторов.
Формирование ее складывалось вокруг естественно-научных представлений, которые в современное время обладают такими чертами как вариативность, множественность, фрагментаризация. С течением времени само понятие утратило свой универсальный смысл, причинами этому стали:
- способность отражать лишь отдельный элемент действительности;
- наличие определенного «ракурсного» взгляда на этот элемент действительности.
В связи с этим, любая «картина мира» способна объяснить только для определенный фрагмент действительности, при использовании определенного ракурса восприятия этой действительности, что непременно приведет к сюжетной незаконченности, незавершённости семиотико-виртуального изображения. В данном случае, подлежит детальному рассмотрению «информационная картина мира», которая является достаточно широко интерпретируемой. Но даже она, в современных условиях не выполняет универсальной функции. Современные исследования показывают, что влияние научных теорий на формирование картин мира, продуцируемых средствами массовой информации и искусством, все больше ослабевает. Функции науки в данном процессе все в большей степени выполняет повседневность. Как таковые, новые «картины мира» не появляются, они лишь расширяют свои границы, при этом они приобретают относительно равнозначный статус, дополняя друг друга. В этой ситуации интегративную функцию выполняет жизненный мир, содержащий совокупность значений и смыслов, общих для всех представителей данной культуры.
Границы различных «картин мира» выстраиваются исходя из изучения знаний и представлений индивида об окружающем его мире. Если жизненный мир – это человек и среда взаимодействия людей, то картина мира – это семиотико-ментальный результат переработки информации о среде и человеке.
Так, например, в языкознании – это представление о главной роли языковых факторов в формировании его пластов, т.е. для каждого носителя языка его структуры будут определять его жизнь, его быт, его мировоззрение. Соответственно четкое построение «картины мира», будет производиться опираясь на ключевые понятия того или иного языка, или культуры.
В антропологии принято считать, что она не является статичной и одинаково присущей всем носителям культуры, так как народ каждого государства неоднороден, а значит в нем присутствует несколько обособленных друг от друга «картин мира».
В психологии же она рассматривается как своеобразная сеть различных интерпретаций, которые накладываются на существующую реальность и опосредуют всякое взаимодействие с ней. Таким образом она обуславливает многоуровневость образований, множество схем восприятия и действия, таких как: индивидуальные теории психики индивидов, города, когнитивные карты стран, да в конце концов само представление человека о себе. В последнее время Российские исследователи реконструируют «картину мира» посредством использования методов экспериментальной психосемантики.
С точки зрения истории и методологии науки, «картина мира» представляется как единая система представлений о природе, которые сложились в «Новое время» путем объединения концепций разных естественных наук.
Человек постоянно развивается, стремится расширить границы своего познания окружающей действительности, стремясь понять смысл происходящих процессов. Именно это стремление открывает широкие горизонты и пространства его деятельности.
1.2. «Картина мира», как объект исследования
Со времен Платона многое изменилось, цивилизация шагнула далеко вперед, общечеловеческие ценности приняли новые формы, наука развивается поступательно, границы понятий расширяются и подвергаются более детальному, более глубокому исследованию.
Лингвист В.В. Красных, в своих трудах, отобразил картину мира как «идеальное, концептуальное образование, имеющее двойственную природу: необъективированное – как элемент сознания, воли и жизнедеятельности, и объективированное – в виде различных следов сознания, воли и жизнедеятельности, в частности – в виде знаковых образований, текстов» [1]. В тоже время, если отталкиваться от гносеологической точки зрения, то
исследователи И.А. Стернин и З.Д. Попова предлагают разграничить картины мира на:
- непосредственную и опосредованную;
- когнитивную и языковую;
- национальную [2].
Когнитивную «картину мира» принято интерпретировать, как результат познания человеком окружающей его действительности путем использования собственных органов чувств и абстрактного мышления.
Эта модель является первичной и включает в себя:
- концептуальную совокупность знаний о мире, которые приобретаются в деятельности человека, способы и механизмы интерпретации новых знаний;
- совокупность ментальных стереотипов, определяющих восприятие тех или иных явлений действительности.
В современной научно-теоретической парадигме картина мира, исследователи, интерпретируют ее в трех основных параметрах:
а) как глобальный образ мира;
б) как инструмент познания;
в) как теоретический конструкт-модель. [3]
В первом случае ее рассматривают как глобальный образ мира, характеризующийся наличием интроспективного взгляда на саму сущность этого понятия, который можно представить, как картину мира, изначально
Фрагмент для ознакомления
3
1. Красных В.В. «Свой» среди «чужих» : миф или реальность? / В.В. Красных. – М. : Гнозис, 2003. – С. 17.
2. Попова З.Д. Концептосфера и картина мира // Язык и национальное сознание / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – Воронеж : Изд-во Воронежского государственного ун-та, 2002. – Вып. 3. – С. 4-8.
3. Казыдуб Н.Н. Дискурсивное пространство как фрагмент языковой картины мира (теоретическая модель) : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Н.Н. Казыдуб. – Иркутск, 2006. – 34 с.
4. Жидков В.С. Искусство и картина мира / В.С. Жидков, К.Б. Соколов. – СПб. : Алетейя, 2003. – С. 62.
5. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг. – Екатеринбург : УрО РАН, 1999. – 130 с.
6. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. – Барнаул : Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. – 236 с.
7. Луков М.В. Телевидение : Телевизионная картина мира // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение», 2008. – (http://www.zpujournal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_TV_World-view). – [12.12.2009].
8. Рогозина И.В. Медиа-картина мира : когнитивно-семиотический аспект : дис. … д-ра филол. наук / И.В. Рогозина. – Барнаул, 2003. – 430 с.
9. Кириллова Н.Б. Медиакультура : от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. – М. : Академический проект, 2005. – С. 187.
10. Тулупов В.В. Газета : маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет / В.В. Тулупов. – Воронеж : Кварта, 2001. – С. 167-168.
11.https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-politicheskoy- informirovannosti- studentov-sgu/viewer.
12. Н.Лясников, Ю.Лясникова. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. http://libgumer/narod.ru/bibliotek_Buks/Socoilog/Ljasn_DuhMol_index/htm/гл.2.1.3
13. Социальная сеть «ВКонтакте».
14. Социальная сеть «Одноклассники».
15. Социальная сеть «Инстаграмм».