Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внедрение технологий во все сферы человеческой жизни усилило процесс информатизации общества и способствовало возрастанию роли средств массовой информации. В современном информационном и массово-коммуникационном обществе поведение людей, их мнение, картина мира, в котором они живут, во многом зависят от СМИ и транслируемого ими контента. Однако теперь информационное пространство превратилось в серую, проблемную зону, где истина и ложь существуют на равных условиях и порой быстро дифференцировать их сложно.
Сегодня, в условиях, когда каждая новость оказывает значительное влияние, важно понимать, что ложные новости – не шутка, а мощное оружие формирования общественного мнения и, соответственно, направления социальных действий людей.
Объектом исследования – феномен манипуляции.
Предмет исследования – методы манипуляции массовым сознанием аудитории.
Цель курсовой работы – рассмотреть манипулирование массовым сознанием на телевидение.
Задачи:
- определить манипуляция массовым сознанием.
- выявить манипуляции и формирование мнения посредством СМИ.
- исследовать основные средства манипуляции в СМИ.
- проанализировать фальшивые новости с доминантной целью пропаганды.
- рассмотреть особенности проявления манипулятивных технологий в системе журналистских жанров.
Степень научной разработанности проблемы. Важный вклад в исследование воздействия СМИ на формирование общественного мнения внесли российские социологи С.Г. Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием». Е.Д. Павлова в книге «Средства массовой информации - инструмент скрытого воздействия на сознание», С.И. Троицкая в книге «Информационный террор – воспринимать или жить?», а также научные труды Ю.П. Беленькой, А.В. Веснина, А.Э. Геворгяна.
Помимо этого, особую роль в разработке проблемы сыграли статьи исследователей фейковых новостей С.Н. Ильченко, А.В. Белоедовой, С.В. Богданова, Ю.М. Ершова, Д.А. Клинковой и А.П. Суходолова.
Научная новизна работы заключается в выявлении практики применения ложных (фейковых) новостей в современной медиасфере.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили такие Интернет-проекты, как «Лапшеснималочная» Алексея Ковалева (https://noodleremover.news), рубрика «Антифейк» на The Insider (https://theins.ru/category/antifake), сайт для проверки фактов и опровержения фейков об Украине «StopFake» (https://www.stopfake.org), а также материалы Интернет-издания и агрегатора новостей «TJournal» (https://tjournal.ru). Тексты публикаций, опубликованных в период с января 2017 г. по октябрь 2018 г. в популярном массовом издании «Московский комсомолец».
Положения, выносимые на защиту:
1. Манипулирование сознанием в современных условиях предстаёт как системное явление, которое проявляется во многих видах и формах, и находит своё отражение в комплексе средств манипулятивного воздействия.
2. Манипулирование общественным сознанием имеет специфику проявления в различных сферах жизни общества и различается по целям, способам и характеру воздействия.
3. В процессе манипулирования задействованы механизмы индивидуальной и общественной памяти. Они выполняют функции получения, кодирования, переработки, хранения, расшифровки и передачи информации.
Практическая значимость исследования. Работа представляет конкретные случаи создания и применения ложных новостей для создания определенных социальных эффектов и может служить предостережением и средством противодействия для практикующих журналистов и тех, кто принимает важные для общества решения.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
В первой главе показана роль средств массовой информации в манипуляции общественным сознанием. Рассмотрены теоретические вопросы манипуляции и формирование мнения посредством СМИ, основные средства манипуляции в СМИ .
Во второй главе эмпирическое исследование методов манипулирования массовым сознанием в СМИ , проанализированы фальшивых новостей с доминантной целью пропаганды и особенности проявления манипулятивных технологий в системе журналистских жанров.
Глава 1. Роль средств массовой информации в манипуляции общественным сознанием
1.1. Манипуляция массовым сознанием
На протяжении всей истории человечества манипуляция общественным сознанием является актуальной темой исследований и особенно активно обсуждается в наше время представителями широкой общественности. Понятие общественного сознания рассматривалось в научных трудах философами, социологами. Наиболее объемно данный феномен изучали Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс, а философские корни уходят к Гегелю.
Общественное сознание – это, прежде всего представления субъекта об общественной жизни. В процессе исторического развития сознание общества меняется, но оно также может меняться и под воздействием человеческой природы с помощью манипуляции им, тем самым меняя и жизнь человека. Манипуляция является формой психологического воздействия, другими словами – скрытого психологического насилия. «Мишень действий манипулятора – это психика человеческой личности, ее ценности, картина мира, убеждения, представления и стереотипы мышления и поведения» .
Российский ученый С.Г. Кара-Мурза, работа которого «Манипуляция сознанием» включается в учебные курсы российский вузов по социологии, говорит о манипуляции как «о программировании устремлений и мнений масс, их психического состояния и настроения с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем людям, кто владеет техниками манипуляции» .
Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные сотрудники, владеющие этой технологией. Возникают все новые и новые формы манипуляции. К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, которые не имеют права выбора.
Манипуляция – это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или приятеля. Манипуляторы для управления большим количеством людей используют их культурные, социальные, религиозные и этнические предпочтения и убеждения, которые служат основой общей самоидентификации группы.
Манипуляция основывается на подмене истинных причин событий ложными, которые дезориентируют человека в нужном для манипулятора направлении. Данная задача выполняется при помощи средств массовой информации, неформальных каналов информации, при помощи интернет-пространства .
Манипулятивные техники имеют свою давнюю историю и основываются на древнегреческом понятии «стратагема» – уловка или хитрость, которая необходима для введения противника в заблуждение, не прибегая к битве, для достижения победы. Уже две тысячи лет китайский трактат «Тридцать шесть стратагем» остается классическим собранием основных манипулятивных техник.
В центре манипуляции всегда лежит скрытое послание, приказ человеку, необходимый для изменения его поведения, и получение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтунян, А. Г. Анализ политических текстов: Учебное пособие/ А.Г. Алтунян. М.: Университетская книга; Логос, 2016. 384 с.
2. Баринов, Д. Н. Медиановости как источник социальных страхов / Д. Н. Баринов // Язык и социальная коммуникация: сб. науч. тр. Смоленск, 2017. Вып. 1. С. 32-38.
3. Бейненсон, А. В. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности / В. А. Бейненсон // Журналистика в системе альтернативных источников информации: сб. материалов науч. конф. кафедры журналистики. Нижний Новгород, 2017. С. 79-89.
4. Богданов, С. В. «Мерцающие» события: особенности фейковых новостей и их место в стратегических коммуникациях / С. В. Богданов // Век информации. 2017. Т. 2, № 2. С. 231-232.
5. В «Сокольниках» чествовали натуралов//Московский комсомолец. №26855 от 10 июля 2015. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: ttp://www.mk.ru/editions/daily/2015/07/09/v-sokolnikakh-chestvovali-naturalov.html (дата обращения:07.04.2020).
6. Веснин, А. В. Технологии формирования общественного мнения / А. В. Веснин // Власть. 2016. № 6. С. 70-74.
7. Госдеп США оправдал нарушение Киевом перемирия на Донбассе//Московский комсомолец. № 26887 от 17 августа 2015. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/2015/08/17/gosdep-ssha-opravdal-narushenie-kievom-peremiriya-na-donbasse.html (дата обращения:07.04.2020).
8. Гуржий, Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 991-993.
9. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. М.: МГУ, 2007. 344 с.
10. Елизавета II попала в ирландскую тюрьму// Московский комсомолец. №26555 от 25 июня 2014. // [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.mk.ru/editions/daily/2014/06/24/elizaveta-ii-popala-v-irlandskuyu-tyurmu.html (дата обращения:09.04.2020).
11. Завтрак Обамы и Меркель признан вредным// Московский комсомолец. №26830 от 9 июня 2015. // [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.mk.ru/editions/daily/2015/06/08/zavtrak-obamy-i-merkel-priznan-vrednym.html (дата обращения:07.04.2020).
12. Зелинский, С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание / С.А. Зелинский. СПб.: Скифия, 2008. 416 с.
13. Зелинский, С.А. Манипуляции массами и психоанализ: манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик / С.А. Зелинский. СПб.: Скифия, 2008. 248 с.
14. Ильченко, С. Н. Фейк как политический формат в современной медиасреде / С. Н. Ильченко // Гуманитарный вектор. 2015. № 3 (43). С. 98-101.
15. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. М.: Эксмо, 2004. 528 с.
16. Клинкова, Д. А. «Фейковые новости» в социальных сетях: проблемы и решения / Д. А. Клинкова // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 1. Пенза, 2017. С. 233-235.
17. Лукашенко поможет Украине нефтью// Московский комсомолец. №26590 от 5 августа 2014. // [Электронный ресурс].Режим доступа:http://www.mk.ru/editions/daily/2014/08/04/lukashenko-pomozhet-ukraine-neftyu.html (дата обращения:07.04.2020).
18. Перевозкина М. Минская капитуляция// Московский комсомолец. №26618 от 8 сентября 2014. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/2014/09/07/minskaya-kapitulyaciya.html (дата обращения:07.04.2020).
19. Попова, Е. С. Факторы формирования общественного мнения / Е. С. Попова, А. В. Захарова // Студенческая наука XXI века: материалы V Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 мая 2015 г.). Чебоксары, 2015. С. 189-191.
20. Руденко, А.М. Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор дестабилизации информационной безопасности современного российского общества / А.М. Руденко, Ю.А. Шестаков // Молодой ученый. 2015. №14. С. 635–638.
21. Свешникова Л.М., Торгованова О.Н. Манипуляция общественным сознанием // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 33-36.
22. Франкл В. О поисках смысла жизни. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://weekend.rambler.ru/read/viktor-emil-frankl-o-poiskah-smysla-zhizni-2017- 08-23/ (дата обращения: 07.04.2020).
23. Шпак, Е. А. Поведение пользователей интернет-источников массовой коммуникации / Е. А. Шпак // Информационное общество. 2016. № 2. С. 19-25.