Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Любые споры, конфликты и разногласия в демократическом государстве должны разрешаться цивилизованными способами, либо в результате применения соответствующих внесудебных процедур, либо в судебных органах, осуществляющих законное, обоснованное и справедливое правосудие. В настоящее время, когда судебная система России имеет в своей структуре избыточное количество судебных инстанций, зависима от позиций исполнительной власти и обладает низким уровнем доверия общества к суду, стране необходима система защиты прав человека, которая эффективно функционирует и позитивно влияет на развитие права и судебной системы.
Ключевую роль в решении этой задачи играют межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Их фундаментальное значение для граждан определяется осуществлением такой деятельности, которая обеспечивает не только разрешение споров, но и своевременное, полное исполнение решений и получение справедливой компенсации.
Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. С момента признания Российской Федерацией юрисдикции Европейского суда по правам человека он стал эффективным способом защиты прав и свобод для граждан России. Соответственно, каждый гражданин в Российской Федерации приобрел право на обращение за защитой своих прав и свобод в ЕСПЧ.
На сегодняшний день в России отсутствует четкое и комплексное правовое регулирование общественных отношений, которые связаны с действием решений Европейского суда в рамках российской правовой системы. Данные обстоятельства определяют актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования являются гражданские процессуальные правоотношения, возникающие в связи с осуществлением заинтересованным лицом своих прав на судебную защиту
Предметом исследования являются решения Европейского Суда в гражданском судопроизводстве.
Цель работы состоит в теоретическом и практическом исследовании влияния решений Европейского суда по правам человека на развитие гражданского судопроизводства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать европейскую систему защиты прав человека;
- рассмотреть решения ЕСПЧ в системе источников гражданского судопроизводства Российской Федерации;
- охарактеризовать обеспечение реализации решений ЕЧПС в Российской Федерации.
Теоретическую основа исследования. Проблематика имплементации решений Европейского Суда, его роли и правовых позиций в литературе исследовалась практикующими российскими юристами: В.Д. Зорькиным, В.М. Лебедевым, В.А. Тумановым, Д.И. Дедовым, А.И. Ковлером, О.С. Ореховым, М.А. Филатовой, Л.А. Лазутиным, А.О. Зайцевым А.О., Волошиным В.Л., Липкиной Н.Н. и другими деятелями права.
Методологическую основу исследования составили следующие общие и частные научные методы: логический, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие методы.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Европейский Суд по правам человека как механизм защиты прав человека
1.1 Европейская система защиты прав человека
Права человека в последнее время представляют собой самый динамично развивающийся институт международного права. Они стали не только универсальны в своём выражении, но и получили всемирное признание.
Особое внимание правам человека стало уделяться во второй половине ХХ века, когда государства осознали их ценность и необходимость нормативного закрепления. После принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. цивилизованные государства задумались о необходимости гарантировать и защищать права человека на региональном уровне, что привело к созданию региональных систем защиты прав человека. На сегодняшний день самыми известными являются европейская, межамериканская и африканская системы защиты прав человека. Они строятся по одному принципу: конвенции, закрепляющие права и свободы человека и контрольные механизмы, благодаря которым обеспечивается соблюдение норм конвенций.
Становление европейской системы защиты прав человека началось с учреждения 5 мая 1949 года Совета Европы (СЕ). На сегодняшний день членами данной межправительственной организации являются 47 государств. Совет Европы тесно сотрудничает с Европейским Союзом ОБСЕ и вместе с ними формирует европейскую систему защиты прав человека.
Уважение прав и свобод человека – один из базовых принципов существования Совета Европы, «общее достояние» европейских государств, в связи с чем согласно ст. 3 Устава СЕ государства – члены Организации обязаны признавать принцип, «в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами» .
На протяжении всего своего существования СЕ обращал особое внимание на значимость прав человека. Подтверждением данного утверждения можно считать то обстоятельство, что основной акт СЕ в области прав человека – Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) – был открыт для подписания менее чем через год после учреждения СЕ. Тема прав человека всегда затрагивалась на саммитах государств и правительств СЕ, а в 1997 году в Итоговом документе саммита глав государств и правительств государств – членов СЕ, права человека были выделены в качестве наиболее важной сферы деятельности СЕ.
В 2005 году была принята Варшавская декларация согласно которой вся деятельность Совета Европы должна быть направлена на обеспечение охраны и развития прав человека, демократии и верховенства права. Данная Декларация также отражала цели СЕ в названной сфере :
- Обеспечение справедливого доступа к социальным правам;
- Обеспечение безопасности для европейцев при полном соблюдении прав и основных свобод человека;
- Борьба с любыми формами дискриминации и нетерпимости .
За более чем шестидесятилетнюю историю Совета Европы было разработано и принято около 200 договоров, большая часть которых была так или иначе связана с защитой прав человека, создана сеть специальных органов, чья деятельность направлена на содействие защите прав человека в государствах-членах СЕ, создан наиболее эффективный и авторитетный наднациональный региональный суд – Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).
Деятельность СЕ по защите прав человека разделена на несколько блоков:
- Обеспечение прав человека – данный блок непосредственно связан с деятельностью ЕСПЧ и Европейского комитета по предотвращению пыток;
- Продвижение прав человека – данной задачей занимается Комиссар по правам человека СЕ;
- Обеспечение равенства, разнообразия и прав уязвимых групп- работа СЕ по защите прав национальных меньшинств, инвалидов, детей, женщин и других категорий населения, по противодействию дискриминации и насилию;
- Обеспечение социальных прав человека .
По мнению А. Азарова и Р. Войтер, Конвенция является наиболее совершенным и эффективным договором в сфере прав человека в мире, на что указывает ростом числа жалоб, поданных в ЕСПЧ. Если до 1985 г. регистрировалось лишь около 600 жалоб в год и только дважды это количество было превышено, то затем это число постоянно возрастало и достигло только в 2002 г. более 30 тысяч .
Хочется отметить, что Российская Федерация приняла решение о присоединении к Конвенции о защите прав человека и основных свобод только в тот момент, когда сочла это возможным. Этот момент наступил в период, когда законодательная и правовая база по объему предоставляемых прав и свобод стала позволять их исполнять. Это говорит нам о том, что мы без всяких уточнений и ограничений приняли на себя эти самые обязательства и взяли на себя ответственность за их исполнение и применение на территории Российской Федерации.
По нашему мнению, Европейский Суд по правам человека никоим образом не нарушает целостность правового поля России и уж тем более ее политические и иные интересы.
Во-первых, Европейский Суд по правам человека был создан в целях исполнения обязательств лишь тех сторон, которые взяли на себя эти обязательства («Высокие Договаривающиеся Стороны»). Указанные государства-участники, в силу статьи 46 этой Конвенции, приняли на себя обязанность исполнять постановления Европейского Суда по правам человека по абсолютно любому делу, в котором они являются одной из участвующих сторон. Таким образом, на наш взгляд, уже на этом этапе отпадает вопрос о юридической силе решений суда.
Во-вторых, Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях говорит только о возникновении конкретной ситуации, — которая выразилась в нарушении каких-либо положений вышеуказанной Конвенции.
Если рассматривать это дело как прецедент, то действие Европейского Суда по правам человека отнюдь не направлено на преследование каких-либо политических интересов. Ведь сущность его решений строго регламентирована Конвенцией, а также подтверждена Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. К тому же решения Европейского Суда по правам человека, являясь в полной мере прецедентом, выступают правовым
Фрагмент для ознакомления
3
1. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в 248 Вене 23.05.1969) // Международное публичное право. Сб. документов.— М.: БЕК, 1996.— Т. 1.— С. 67—87.
2. Варшавская декларация (Итоговая декларация саммита) (Вместе с Планом действий, Руководящими принципами отношений между Советом Европы и Европейским Союзом, Декларацией о сотрудничестве между Советом Европы и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе) (Принята в г. Варшаве 16.05.2005 - 17.05.2005)
3. "Устав Совета Европы" (ETS N 1) [рус., англ.] (Принят в г. Лондоне 05.05.1949) // Бюллетень международных договоров. 1997. N 5. С. 3 - 11.
4. Постановление ЕСПЧ от 25.10.2005 "Дело "Кутепов (Kutepov) и Аникеенко (Anikeyenko) против Российской Федерации" (жалоба N 68029/01)// "Бюллетень Европейского Суда по правам человека", 2006, N 5
5. Постановление ЕСПЧ от 15.01.2009 "Дело "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации" (N 2) (жалоба N 33509/04)// СПС «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
6. Постановление Европейского Суда по правам человека от 1 июля 2014 г. Дело "Герасимов и другие (Gerasimov and Others) против Российской Федерации" // СПС ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70858594/#ixzz5FvoDZhkf
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
8. Федеральный закон от 12.08.1995г. № 144-ФЗ Об оперативно-розыскной деятельности // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349; РГ. – 2016. - № 149
9. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ // СЗ РФ.— 1995.— № 29. — Ст. 2757.
10. Федеральный закон от 30. 03. 98 № 54-ФЗ О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней // СЗ РФ.- 1998. - № 14. – Ст. 1514.
11. Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" от 30.04.2010 N 68-ФЗ //СПС «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
12. Федеральный закон от 20.04.2015 № 103-ФЗ О внесении изменений в ст.14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации // СЗ РФ. – 2015. - № 17 (часть 4). – Ст. 2478
13. Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 О мониторинге правоприменения в Российской Федерации (вместе с Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации) // Собрание законодательства РФ. 23.05.2011. № 21. Ст. 2930.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12.
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» [Электронный ресурс] // (сайт). - 2017. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12033638/
17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №21 О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2013. - № 8
18. Определение ВС РФ КАС 11-442 от 16 августа 2011 года, [Электронный ресурс] // (сайт). - 2017. URL: http://online.lexpro.ru/document/20713218
19. По делу о проверке конституционности ряда положений ст. 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 УПК РФ в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева: постановление Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 N 13-П // СЗ РФ. – 2007. - № 48 (часть 2). – Ст. 6030
20. Андрианова В.В. Конституционная защита прав человека в России// Российская юстиция. – 2011. - №5. – С. 5- 7
21. Абашидзе, А. Х. Защита прав человека в ЕСПЧ : практ. пособие / А. Х. Абашидзе, Е. С. Алисиевич ; под ред. А. Х. Абашидзе. — М. : Издательство Юрайт, 2018. С. 33.
22. Бочков П.В., Пономарев Н.А. Внутринациональный международный механизм защиты прав и свобод человека: практика работы ЕСПЧ// Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2013. № 2. С. 46.
23. Голубкова М. Вопросы понимания / М. Голубкова // РГ.— 2015.— 22 с.
24. Глазкова М.Е. Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе: монография. - М.: АНКИЛ. – 2012. – 166 с.
25. Егоров С. Е. Европейский механизм защиты прав человека и особенности его применения в уголовном судопроизводстве России // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-mehanizm-zaschity-prav-cheloveka-i-osobennosti-ego-primeneniya-v-ugolovnom-sudoproizvodstve-rossii (дата обращения: 09.04.2020).
26. Зорькин В.Д. Конституционный Суд на переходном этапе исторического развития России / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия.— 2016.— № 4 (52).— С. 1—7.
27. Исаева Д. М. Европейская система защиты прав человека // Евразийский юридический журнал. №5. 2016. С. 58.
28. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость / К.М. Худолей // Вестник Пермского университета. Юридические науки.— 2013. — № 2. — С. 93—101.
29. Ковалев А.А. Дело Маркина. Европейский Суд по правам человека и Конституционный Суд Российской Федерации: диалог или конфронтация? / А.А. Ковалев, А.С. Исполинов // Российское правосудие. — 2011.— № 5 (61). — С. 4—14.
30. Официальный сайт ЕСПЧ// URL: http://www.echr.ru/documents/doc/new/004.htm (дата обращения 18.05.2018)
31. Региональные системы защиты прав человека : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе [и др.] ; под ред. А. Х. Абашидзе. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. С.125.
32. Сошникова Т.А. Международная защита прав человека и государственный суверенитет// Материалы конференции «Международная защита прав человека и государственный суверенитет». Москва. 2015. С.330.
33. Судебная практика ЕСПЧ. http://www.echr.ru/documents/decisions.htm - (дата обращения 09.04.2020).
34. Филатова В.В. Пилотные постановления ЕСПЧ: проблемы исполнения//ЭЖ-юрист, № 23, 2016 г., Консультант Плюс.
35. Хышиктуев О.В. Проблемы исполнения решений Европейского суда по правам человека // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2019. №14. С. 241-248.
36. Чертов А.А. Европейский Суд по правам человека и развитие международного права прав человека : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.10 / Чертов Антон Андреевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московская государственная юридическая академия"].- Москва, 2008.С.79.