Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Необходимо отметить, что данная тема всегда будет актуальна, поскольку в настоящее время с учетом разнообразия форм государства различных стран вопрос об изучении форм таких государства становится более востребованным. В условиях активного политического взаимодействия между государствами важным является вопрос выделения отличительных особенностей той или иной формы государства от иных форм государства.
Вместе с тем необходимо отметить, что анализ форм различных государств необходимо проводить с учетом взглядов в теории государства и права на указанный вопрос, так как в теории государства и права также наблюдается плюрализм в данном вопросе.
Также в работе проводится анализ не только типичных форм государства, но также исследуются и специфические, смешанные формы, сформировавшиеся с учетом различных причин.
В данной курсовой работе проводится комплексный анализ нормативно-правовых актов, работ ученых в области конституционного права зарубежных стран, а также работ ученых в области теории государства и права, в результате чего складывается представление о форме государства, её характерных чертах и особенностях в разных странах.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что современном мире функционирует большое число государств, активно взаимодействующих друг с другом.
Научная разработанность. В данный период есть много научных публикаций разных современных авторов-правоведов, которые исследуют тему форм государства. Допустим, такие авторы как: Б.Т. Базылева, А.Б. Венгерова, Ю.Ю. Ветютнева, Н.М. Колосова, Д.А. Липинского, В. Лукьянова, Н. Борисова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко и ряд других.
Объект данной курсовой работы – это общественные отношения, возникающие в процессе функционирования государств.
Предмет данной курсовой работы характеристика различных форм государства.
Целью написания данной курсовой работы является изучение понятия формы государства, характерные черты и особенности элементов форм государства.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы государства.
2. Изучить элементы формы государства.
3. Проанализировать соотношение типа и формы государства.
Основные методы исследования в данной работе являются описательный (для общей характеристики понятия формы государства), сравнительный (при описании особенностей элементов формы государства), структурно-аналитический (для изучения соотношения типа и формы государства).
Теоретической основой работы являются положения и выводы, разработанные юридической наукой, в первую очередь теорией государства и права учебные пособия, научные статьи и монографии.
Структура работы. Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из 1. Понятие формы государства
Одним из главных аспектов в изучении такой дисциплины как теория государства и права является исследование формы государства, поскольку форму государства определяют как комплекс организации государственной власти и территориальную организацию населения, т.е. строение государства.
Возникновение и развитие государства определяет его форму, на которую впоследствии оказывает влияние сущность государства и его исторический тип. Кроме того, на форму государства оказывает влияние взаимосвязь политических сил, в частности в период его возникновения, а впоследствии и развития.
При рассмотрении форм государства следует принимать во внимание их динамическую изменчивость и острую реакцию на перемены, которые происходят в различных структурах общества: экономической, социальной, политической и др. Также на форму государства оказывает непосредственное воздействие его национальная структура, традиции, размер страны и т.д .
Форма государства представляет собой непосредственное выражение его сущности и содержания.
Формы государства, его сущность и содержание являются изменяемыми величинами, которые претерпевают преобразования под влиянием множества различных факторов: политических, социальных, экономических и т.д. Так же как меняется и представление о них.
К примеру, в Древнем Риме, Цицерон выделял три основные формы государства: монархию, аристократию, демократию, а также их смешанную форму.
Чтобы избежать вырождения и искажения этих простых форм государства, римский государствовед и оратор предлагал использование смешанной формы, которая складывалась из смешения положительных черт трех простых форм государства.
По мнению Платона - величайшего мыслителя античности - идеальная форма правления в «идеальном государстве» является аристократия – «законная власть немногих». Помимо этого, он выделял и рассматривал «законную монархию», т.е. царскую власть и «незаконную» - олигархию.
Появление частной земельной собственности и обращение свободных граждан в рабов, причиной чему аристократия, может привести к, так называемой Платоном, тимократии, которая представляет собой режим, при котором государственная власть сосредоточена в руках привилегированного меньшинства, которые обладают высоким имущественным цензом и может постепенно перерастать в олигархию. Последняя же, как система, построенная на имущественном цензе и сосредоточении власти в руках богатого меньшинства, - в демократию. А уже демократия, в основе которой стоит метод коллективного принятия государственных решений, может превратиться в свою полную противоположность - тиранию, при которой вокруг царят бесправие широких людских масс, произвол и насилие. Тиран захватывает государственную власть от имени народа .
Аристотель - ученик Платона и его критик - также представлял свои взгляды о различии форм государства. Он рассматривал форму государства в качестве системы верховной власти в государстве и определял ее как монархию или политию-демократию. Аристотель считал данные формы единственно верными, поскольку в них обозначалась общая польза властвующих. Эти «правильные» формы могли преобразовываться в «неправильные» - тиранию, олигархию, охлократию. Последние, по мнению Аристотеля могли использоваться правителями категорически в личных целях.
Для отечественного государствоведения и правоведения в 1960-1970х гг., традиционным был взгляд о форме государства как институте, который складывается из формы государственного устройства и формы правления. Позднее, и по наше время, научная литература приняла следующее мнение: форма государства включает в себя государственный режим, форму государственного строения и форму правления. Это актуально не только для отечественных государствоведов, но и зарубежных.
Рабовладельческие государства являясь целостными по своей сущности, содержанию и значению, тем не менее имели ряд различий в многообразии методов управления и форм.
Основные формы рабовладельческих государств:
монархия, которая представляет собой жесткая централизацию и концентрация всей власти государства - законодательной, исполнительной и судебной - у наследственного монарха;
аристократическая республика, которая имела место быть в Риме в VI-I вв. до н.э., данный период подразделяют на: период становления республики (VI-IV вв. до н.э.) и период расцвета и упадка республики (III-I вв. до н.э.). Государственная власть была сосредоточена в руках народных собраний;
демократическая республика, в качестве примера которой можно назвать Афинское государство, в формировании государственных органов которой участвовали и члены класса рабовладельцев, и свободные граждане.
Феодальное государство, в существовании которого основную роль играет форма, последняя делится на: форму правления, форму государственного строения и политический режим.
Форма правления, как часть феодального государства, представляется наиболее важной. Основными ее направлениями являются:
монархия, которая подразделялась на: раннефеодальную (VI-IX в.), в числе особенностей которой можно назвать: слабость королевской власти, независимость крупных феодалов от органов центральной государственной власти, сословно-представительную (X-XV в.), характерной чертой которой была сильная государственная власть и абсолютную (X-XV в.), которая отличалась чрезмерной силой единоличного властвования и утратой сил сословно-представительных органов;
аристократическая республика, которая представляла собой власть вече и Советов феодальной аристократии, последние состояли из представителей духовенства, купечества, бояр и зажиточных ремесленников.
Капиталистические государства имеют различные формы правления, государственного строения и государственные режимы.
Данной форме государства свойственны следующие формы правления:
конституционная монархия, т.е. усовершенствованная версия абсолютной монархии, где вся власть сосредоточена в руках царя;
буржуазная республика, т.е. более демократическая и прогрессивная форма правления, которая подразделяется на: парламентарную, понятие которой заключает в себе: верховенство парламента, вынуждает правительство отвечать и отчитываться за свою деятельность перед парламентом, но не перед президентом, формирование состава правительства из числа лидеров политических партий, избрание президента парламентом или же специальной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенов И.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие / И.В. Аксенов. – Томск, Томский политехнический университет, 2011. - 144 с.
2. Авдеев, Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации / Д.А. Авдеев // Современное право. - 2011. - № 4. - С. 12-14.
3. Авдеев, Д.А. Особенности российской модели формы правления / Д. А. Авдеев // Государство и право. – 2010. - №12. – С. 14-21.
4. Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5. С. 3 - 6.
5. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2011. - 416с.
6. Вельяминов, Г. М. Соотношение принципов народов и территориальной целостности, а также проблемы признания / Г.М. Вельяминов // Государство и право. – 2010. - № 10. – С.101-104.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – М., Омега-Л, 2014. – 586с.
8. Голубцов, В. Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности / В. Г. Голубцов // Журнал российского права. – 2010. - №10. – С 61-77.
9. Завьялов, Ю. С. Тоталитаризм как разновидность политического режима / Ю. С. Завьялов // Государство и право. -2010. -№ 5. -С. 76-80.
10. Ишанова М.В., Грушко Е.И., Кутелева Е.Н. Форма государства: понятийные интерпретации // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-1 (39). С. 85-88.
11. Керимова А.Д., Куксина И.Н. Сильное государство как определяющий фактор общественного прогресса. - М.: Норма: Инфра-М, 2017. - 96 с.
12. Миряшева, Е.В. Развитие субъектов федерации как важнейший фундамент ее устойчивости: историко-правовые аспекты / Е.В. Миряшева // Юридический мир. – 2010. - №11. - С. 46-47.
13. Пушкарев, С.В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления / С.В. Пушкарев // Современное право. - 2011. - № 7. - С. 17-20.
14. Проценко Е.Д., Бредихин А.Л. Форма государства и государственный режим // Академический юридический журнал.- 2015.- № 2 (60).
15. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф УМО, 2013. – 618с.
16. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф МО, 2013. – 759с.
17. Попов, В. Сущность демократии. Плюсы и минусы./ В. Попов, И. Крайнюченко // Общество и экономика. - 2010. - №3-4.- С. 145-152.
18. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2013. – 473с.
19. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. - 464 с.
20. Романов, О.А. Государство в современном мире: основные тенденции / О.А. Романов // Проблемы управления. - 2009. - №1. - С. 163-168.
21. Соколов В.В. Российская либеральная юриспруденция о типологии государственного строя России и титуле монарха в начале XX в. // История государства и права. 2013. N 5. С. 23 - 26.
22. Чиркин В.Е. Современное государство / В.Е. Чиркин.- М.: Международные отношения, 2001.- 416 с.
23. Шилов В.Н.: Политическая система России. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011. – 162с.
24. Якушик В.М. Многообразие форм правления // Философская и социальная мысль. - М., 2010. – С. 69-72.