Фрагмент для ознакомления
2
Также для любой компании на имидж влияет размещенная в сети Интернет информация об организации: на сайте самой организации, сайтах – «желтых страницах», на официальных сайтах государственных органов, сайтах средств массовой информации, социальных сетях, сайтах – отзовиках и пр.
Оценка содержания деловой репутации включает два направления:
- качественную оценку состояния или положения компании (оценку параметров основной деятельности);
- количественную меру стоимости компании как субъекта рыночных отношений.
С точки зрения инвестирования в качестве оценки деловой репутации могут выступать открытость и прозрачность компании, уровень корпоративного управления, динамика ее развития, возможность обеспечения требуемой доходности вложенных средств. С точки зрения потребителей информативным критерием оценки репутации является качество выпускаемой продукции, ее цена, доступность и ценовая стратегия компании. Для кредиторов деловая репутация компании заключена в ее кредитной истории; для сотрудников — в системе работы с персоналом, мотивации менеджмента; для государства — в уровне социальной ответственности, полноте выплаты налогов и т.д. Знание факторов влияния на деловую репутацию определяет оценку финансовой устойчивости компаний, позволяет фиксировать возникновение экономической опасности (банкротства, недружественного поглощения фирмы).
Существуют различные подходы к определению и оценке деловой репутации. Более урегулирован правом и поддающимся оценке является такая часть деловой репутации, как гудвилл (good will), количественная мера стоимости компании - актив, представляющий собой будущие экономические выгоды, являющиеся результатом других активов, приобретенных при объединении бизнесов, которые не идентифицируются и не признаются отдельно .
Представляется необходимым привести определения, используемые в бухгалтерском учете и при оценке бизнеса. Деловая репутация при учете нематериальных активов рассматривается как разница между покупной ценой, которая уплачивается продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).
Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» гудвилл, возникающий при объединении компаний, установлен как уплачиваемая покупателем сумма сверх рыночной стоимости покупки в ожидании будущих экономических выгод. Будущие экономические выгоды здесь могут возникнуть в результате эффекта синергии приобретенных идентифицируемых нематериальных активов или активов, которые по отдельности не подлежат признанию в финансовой отчетности, но являются частью стоимости покупки. Гудвилл — это превышение стоимости покупки над приобретенной долей в справедливой стоимости идентифицируемых приобретенных активов, которое неотделимо от приобретаемой компании.
Гудвилл как часть деловой репутации и рыночный индикатор финансового положения компании может быть положительной или отрицательной величиной. Положительное значение гудвилла означает, что определенный финансовый аналитик (или рынок в целом) полагает, что стоимость компании выше величины ее собственного капитала (чистых активов), отрицательное (bad will) — стоимость компании ниже суммарной стоимости активов и обязательств этой компании. Нулевая репутация обычно присуща компаниям, только что вышедшим на рынок, мнение о которых еще не успело сложиться.
Деловая репутация организации – особая категория в группе материальных благ, которая может быть передана в установленных случаях консолидации предпринимательской деятельности разных организаций и частично подлежит оценке. Поскольку деловая репутации организации имеет прямое свое отражение в финансовом результате организации, ее устойчивости в целом, а ее наличие – результат добросовестности организации в своей основной деятельности и ее целенаправленной работы по формированию репутации, необходимо не по остаточному принципу, а последовательное отражение законодателем в основном документе для участников гражданско-правовых отношений – ГК своей системной позиции в отношении деловой репутации организации как объекта гражданских прав.
1.2. Отдельные вопросы деловой репутации юридических лиц – государственных органов
Хотелось бы отметить и возможность и, более того, необходимость применения понятия деловой репутации и в отношении государственных органов, действующих в качестве юридических лиц и обладающих их правами. Среди федеральных государственных органов наиболее последовательно определяет свою идентичность, имидж, деловую репутацию Федеральная антимонопольная служба России. Так, она провозглашает в качестве:
- своей миссии - «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России»;
- своих целей:
Благоприятная конкурентная среда в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;
Равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности;
Прекращение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков, высокая эффективность бюджетных расходов при размещении государственного и муниципального заказа;
Эффективная реализация государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Девиз - Законность, равенство, справедливость
Ценности -Открытость, сотрудничество, эффективность .
Ценностная составляющая предпринимательской деятельности, государственного управления во многом выражается в отношении организации к коррупции, как масштабному явлению в политике, государственном управлении, бизнесе. Формирование отношения к ней произошло во второй половине XX века в международных документах, с принятием законодательства о противодействии коррупции в России и в развитие его Антикоррупционной хартии российского бизнеса, подписанной 21 сентября 2012 года Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской организацией «Деловая Россия», Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» . Хартией предусмотрено внедрение компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, которые коснутся не только ситуации внутри компаний, но также в отношениях с партнерами по бизнесу и с государством, закупок на основе открытых торгов, финансового контроля, обучения и работе с персоналом, содействия правоохранительным органам и т.д. Присоединение организации к Антикоррупционной хартии российского бизнеса осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Торгово-Промышленной палаты РФ от 28.11.2016 № 145 .
Имидж государства, государственных служащих формируют и закрепленные в законодательстве о государственной службе, противодействии коррупции требования к служебному поведению последних.
Очень важным представляется тот факт, что целеполагание государства, и его государственных органов, закрепленное в Конституции РФ, вышло в прошлом году на новый уровень. Так, указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждены национальные цели:
- обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);
- обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
- снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
- улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;
- ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» // Российская газета, № 32, 08.02.1992.
3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.
4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
5. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
6. Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 N 10975) // Российская газета, № 22, 02.02.2008.
7. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) (ред. от 22.01.2019) // Официальный сайт Минфина России http://www.minfin.ru.
8. Возмещение нематериального ущерба в пользу юридического лица в деле компании Комингерсоль против Португалии (решение Европейского суда по правам человека от 6 апреля 2000 г.) // Вестник ВАС РФ. 2001. № 2.
9. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 418-О «По жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2004.
10. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 декабря 1998 г. № 813/98 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1999 г., № 2
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 17 (ред. от 16.05.2017) «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 9, сентябрь, 2010.
13. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2005 г. по делу № КГ- А40/1052-05. // www.garant.ru.
14. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 августа 2014 г. по делу № А10-3958/2013. // Банк решений арбитражных судов // https://ras.arbitr.ru/.
15. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. № 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. № 11. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации Президиума Верховного Суда РФ от 16 марта 2016 г // СПС «КонсультантПлюс» (документ не опубликован).
16. Бычкова А.В. Особенности гражданско-правовой защиты деловой репутации юридических лиц// гуманитарные и юридические исследования. 2013. № 2. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-grazhdansko-pravovoy-zaschity-delovoy-reputatsii-yuridicheskih-lits.
17. Груздев В.В. Способы защиты гражданских прав: учебное пособие для вузов / В.В. Груздев. — 2-е изд.— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 350 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12729-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 27 — URL: https://urait.ru/bcode/448194/p.27 (дата обращения: 08.04.2020).
18. Защита деловой репутации в случаях ее диффамации или неправомерного использования (в сфере коммерческих отношений): научно-практическое пособие / Д. В. Афанасьев, А. С. Ворожевич, М. Е. Глазкова [и др.]; под общ. ред. М. А. Рожковой. М.: Статут, 2015.
19. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учебно-практический комментарий: (постатейный) / под ред. А. П. Сергеева. М.: Проспект, 2010 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикум для вузов / Э.М. Коротков [и др.]; под редакцией Э.М. Короткова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 429 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07332-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 248 — URL: https://urait.ru/bcode/450048/p.248 (дата обращения: 09.04.2020).
21. Невзгодина Е.Л., Парыгина Н.Н. Гражданско-правовой механизм защиты деловой репутации в России: панорамный обзор// Lex Russica. 2018. № 1 (134). URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-pravovoy-mehanizm-zaschity-delovoy-reputatsii-v-rossii-panoramnyy-obzor.
22. Смолина Л. В. Защита деловой репутации организации Дашков и Ко, БизнесВолга. - 2012. 160с.
23. Фомичева Н.В. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для вузов / Н.В. Фомичева, О.Г. Строкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 407 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10005-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 130 — URL: https://urait.ru/bcode/455917/p.130 (дата обращения: 08.04.2020).
24. Ширкин А.А., Мухлынин Д.Н. «О защите чести и достоинства, и деловой репутации юридического лица – органа государственной власти» // Закон и право. 2019. № 7. URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/o-zaschite-chesti-dostoinstva-i-delovoy-reputatsii-yuridicheskogo-litsa-organa-gosudarstvennoy-vlasti.
25. Антикоррупционная хартия российского бизнеса // http://ach.tpprf.ru/charter/.
26. Приказ Торгово-Промышленной палаты РФ от 28.11.2016 № 145 «О положении о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса»// http://ach.tpprf.ru/documents.
27. Миссия, цели, ценности ФАС //https://fas.gov.ru/pages/about/mission.html.