Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В разнообразной палитре музыкальных жанров, наиболее отвечающих задаче установления контакта с массовой аудиторией, важное место занимает музыка крупного плана, связанная с текстом, например, ораториально-кантатная, хоровая и оперная. Однако не менее важное зна-чение в деле музыкального воспитания широкого круга слушателей, в его приобщении к пре-красному миру искусства принадлежит камерно-вокальным жанрам: как сольным, так и ансам-блевым с инструментальным сопровождением или без сопровождения.
Реальное практическое значение вокального ансамбля и его распространение как на професси-ональной сцене, так и в художественной самодеятельности объясняет настоятельную необхо-димость изучения процесса становления и бытования этого вида отечественного искусства с са-мых различных позиций (жанровых, исполнительских, певческо-стилевых и т. д.).
Практически в любые времена понятие «музыкант» предполагало наличие универсальных навыков, характерных для данной профессии. Кроме того, музыкант – это тот, кто обладает об-щим и специализированным кругозором в своей работе.
Ансамбль раскрывает большие возможности для развития способностей, талантов и потенциала учеников.
Ансамбль представляет собой группу исполнителей (двое или более), выступающих совместно. Само понятие «ансамбля» встречается во всех сферах искусства. Говоря об ансамбле, мы обяза-тельно имеем в виду гармоничное сочетание разных частей и элементов в единое целое. Ис-полнители в ансамбле создают в своем творчестве нечто новое, с точки зрения искусства, когда исполняют музыкальное произведение.
Исполнение в ансамбле – благодатная почва для рождения коллективного продукта в атмосфе-ре сотрудничества. Оно восполняет недостаток индивидуального обучения, а ансамблевое му-зицирование, в процессе которого происходит совместное создание образа, и есть путь для ре-шения данной проблемы.
Целью данной работы является рассмотрение типов вокальных ансамблей и признаков из клас-сификации.
Задачи:
1) Рассмотрение особенностей вокальных ансамблей, специфики вокальной музыки.
2) Изучение видов вокальных ансамблей, рассмотрение бэк-вокала.
Объектом исследования являются типы вокальных ансамблей. Предметом исследования явля-ются специфика разных видов вокальных ансамблей.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что само исполнение музыкального произ-ведения несколькими участниками – это не просто пение или игра, а согласованная, выдержан-ная и последовательно выстроенная миссия. Поэтому очень важно придерживаться определен-ных методов, чтобы исполнение было определенного уровня. Условно говоря, если исполните-ли применяют методы и придерживаются их, произведение музыкального творчества будет звучать слаженно, слушатель увидит и почувствует то, что в услышанном есть единство и дого-воренность творческих намерений участников. Поэтому и существует понятие «чувство ансам-бля». Последнее может быть хорошо или плохо развитым. Хорошо развитое чувство ансамбля – это способность ансамблиста к совместному исполнению музыкального произведения и приме-нение специфических навыков ансамблевого исполнения.
Глава I. Теоретические основы особенностей вокальных ансамблей
1.1 Определение вокального ансамбля
Творческая деятельность музыкантов, занимающихся вокально-ансамблевой музыкой, утвер-ждается как отдельный музыкальный жанр, развивающийся в русле ведущих художественных течений эпохи и национальных традиций, что проявилось в профессиональном ансамблевом творчестве через композиционную простоту формы и ясность мелодико-гармонического языка, что и обеспечило вокальному ансамблю стойкий успех среди самых широких кругов слушате-лей.
Понятие «ансамбль» неизменно связано с идейным содружеством, полной согласованностью художественных намерений и интересов участников данного коллектива, приводящих к един-ству и соразмерности звучания его «вокально-составных» частей. И естественно, что в процессе исторически складывавшейся классификации вокально-ансамблевых жанров учитывался целый ряд многих факторов: сам жанр (в той или иной его разновидности), состав исполнителей, усло-вия исполнения (концертное выступление или театрально-сценическое действие, включая ора-ториально-кантатный и оперно-хоровой вокально-ансамблевый жанры), вид исполнения (a cappellа или с инструментальным сопровождением), содержание и характер вокально-ансамблевого произведения, масштаб сочинения и его структура (вокально-ансамблевая миниа-тюра, крупная форма, циклическая форма и т. д.), особенности и степень творческого участия композитора в создании ансамбля (оригинальное произведение, обработка, переложение), а также иные, «многовариантные» признаки ансамбля .
Коллектив от трех до восьми — десяти человек следует считать вокальным ансамблем. В таком составе ясно прослушиваются сольные голоса. От десяти до, примерно, сорока человек (грани-цы, понятно, условны) — это уже камерный хор. Голоса певцов сливаются в хоровую партию, суммарная мощность звука может быть достаточно большой. При этом интонационная и ритми-ческая неопределенность тона, которая неизбежно появляется при соединении нескольких го-лосов, или инструментов в унисон, еще невелика, что позволяет использовать фактуру и верти-каль почти любой сложности .
Еще одной важной особенностью вокальной музыки является натуральный строй. Следует все-гда помнить, что соль диез, например, выше, чем ля-бемоль, поэтому сочетание в одной верти-кали диезов и бемолей гарантированно звучит фальшиво.
Немногочисленные случаи использования вокальных ансамблях энгармонической модуляции также звучат очень сомнительно, особенно a capella. Более или менее успешно энгармониче-ская замена звуков возможна на достаточно длинной ноте, когда есть время переосмыслить ее и подстроится к новому строю. Логичные и осмысленные линии голосов также способствуют чи-стоте интонации.
Несколько слов необходимо сказать об акустических особенностях вокального ансамбля. Чело-веческий голос, даже голос одного солиста, никогда не может иметь точности интонирования сравнимой с фортепиано. Так устроен наш голосовой аппарат, он всегда выдает некоторый набор близких частот, это даже если не учитывать проблему владения голосом и координацию со слухом. Кроме того, существует еще и естественное вибрато. Тембр голоса очень богат обер-тонами, которые определяют силу, красоту, «полетность» голоса. Даже в нюансе «пиано» вто-рой натуральный звук обертонового ряда оказывается сильнее первого, особенно в мужских го-лосах. При усилении динамики сила и количество обертонов (гармоник, формант) резко возрас-тает, причем нелинейно. Так, при усилении силы звука, например, в два раза, сила обертонов увеличивается не в два раза, а в четыре — шесть раз .
При сложении многих голосов в партию этот эффект увеличивается многократно.
Аналогичный эффект происходит и при соединении инструментов, скажем, скрипок в группу.
Однако в ансамбле он проявляется гораздо сильнее. Даже простой унисон на форте звучит гар-монически полно. В аккордах гармоники «перепутываются» до такой степени, что могут сделать неузнаваемыми даже простые аккорды. Например, минорное трезвучие в нюансе форте — фор-тиссимо звучит грязновато из-за конфликта терций (малой в аккорде и большой в натуральном ряду основного тона), а нонаккорд уже звучит почти как кластер. Поэтому — чем больше по со-ставу вокальный ансамбль и/или чем выше динамика, тем проще должна быть вертикаль. Часто в вокальном ансамбле употребляются неполные аккорды, которые, из-за изложенных выше причин, звучат как полные.
Все голоса имеют два основных регистра — грудной (вокальный) и головной (инструменталь-ный). Головной регистр занимает верхнюю квинту или сексту общего диапазона. На границе между регистрами находятся так называемые «переходные ноты». Для сопрано, например, это будут ноты «ми» — «фа» второй октавы. Из-за неустойчивой позиции всего голосового аппарата эти ноты требуют от певца повышенного внимания, поэтому они не очень удобны и их трудно спеть качественно. Естественно, это не означает, что их не следует употреблять, но надо пом-нить, что долго находиться на переходных нотах певцу тяжело .
Динамический диапазон грудного регистра от пианиссимо до меццо форте, в верхней части — до форта. Петь в грудном регистре легко и удобно, он естественен для человека. В нем хорошо и разборчиво звучат слова. Всякого рода интонационные и ритмические сложности также проще преодолевать в грудном регистре. Исключение составляют самые низкие ноты, особенно у аль-тов и басов, где ритмическая подвижность ограничена. Характер звука — спокойный и не очень яркий — это регистр разговора.
Головной регистр отличается гораздо более ярким и сильным звуком. Его динамический диапа-зон от меццо форте до фортиссимо. Самые высокие ноты возможны только на форте — фортис-симо. Для того, чтобы сделать текст разборчивым, надо прилагать очень большие усилия. Обыч-но это получается только у хороших солистов. Это регистр крика, а не разговора. Связано это с тем, что большинство согласных звуков нельзя спеть, их можно только говорить, их сила звука (амплитуда) невелика и они пропадают на фоне громких гласных. Но и сами гласные также име-ют большое значение. Самые верхние ноты диапазона возможны только на открытых гласных, предпочтительно на «а», хуже «и», «е».
Спеть очень высокую ноту на гласную «у» и похожие на нее вообще невозможно. Настоящий композитор, понимающий проблемы вокала, обязательно об этом думает. Интонационные и ритмические возможности голоса в головном регистре несколько затруднены, по сравнению с грудным.
1.2 Особенности вокальной музыки
Важнейшей чертой, отличающей вокальную музыку от всей остальной, является наличие текста. Слово имеет важное значение для генезиса основ европейской музыки, на которых она суще-ствует и по сей день — примат интонации, характерные структуры изложения музыкального ма-териала, да и само понимание музыки как речи, языка. Восприятие музыки как «метаслова», «метатекста» изменилось, начиная с эпохи барокко, текст стал на весьма продолжительное время всего лишь указателем на определенный аффект и перестал быть содержанием музыки. Музыка стала инструментальной. Лишь время от времени текст в форме символа вторгался в му-зыкальную ткань, например, в виде анаграммы «b, a, c, h».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аджемов К. Х. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М, Музыка, 1979. — с. 5–32.
2. Белянин В. С. Специфика и психологические аспекты ансамблевого исполнитель-ства//Вопросы музыкальной педагогики: сборник научно-методических статей/ Тольяттинский институт искусств. — Тольятти, 2008. — с.63–89.
3. Верменич Ю.Т. Джаз. История. Стили. Мастера. – СПб.: Планета музыки, 2007
4. Гаврилин, В. А. Слушая сердцем / В. А. Гаврилин. – СПб. : Композитор «Санкт-Петербург», 2005. – 456 с
5. Воронина Т. И. // О мастерстве ансамблиста: сборник научных трудов., Л., 1986. –с. 6.
6. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М.: Музыка, 1980.
7. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология [Текст] / А. Л. Готсдинер. – М.: NBМагистр, 1993. – 109 с.
8. Дурандина Н. В. Хоровое пение: примерная программа к базисному учебному плану для ДШИ Санкт-Петербурга. — Санкт-Петербург: Композитор Санкт-Петербург, 2009. — 68 с.
9. Кинус Ю.Г. «Из истории джазового исполнительства». Феникс, 2009 – С. 96, 98-99
10. Митропольский М. «Краткая история джаза» Блюз. Театр менестрелей. Рэгтайм. Москва, 2004.
11. Музыка [Текст] // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. –М.: Большая Российская энциклопедия,1998. – 671 с.
12. Панасье Ю. История подлинного джаза / Пер. с фр. Л. Никольской. Под ред. члена корре-спондента РАО А. А.Реана. – СПб.: «прайм- ЕВРО-ЗНАК», 2003 – С. 235
13. Пигров К. К. Руководство хором: учебное пособие для музыкальных училищ и высших музыкальных учебных заведений. — М.: Музыка, 1964. — 220 с.
14. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. – М.: Сов. композитор, 1979.
15. Ровнер В. Е. Вокальный ансамбль: Методика работы с самодеятельным коллективом: Учеб. пособие. — Ленинград: Типография им. Урицкого, 1984. — 58 с.
16. Современный словарь-справочник по искусству. /Под ред. А.А. Мелик-Пашаева. – М.: Олимп-Аст, 2000. – С. 546
17. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. – М.: Музыка, 1988.
18. Тимакин Е. Воспитание пианиста. –М.: Сов. композитор, 1989.
19. Фирсова А. В., Иванова Н. А. Организация работы камерного ансамбля//Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 46-49.
20. Ярославцева, Л. К. Зарубежные вокальные школы [Текст] / Л. К. Ярославцева. –М.: Изд-во ГМПИ, 1981. – 90 с.