Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Таможенные органы имеют огромные полномочия в регулировании внешнеэкономической деятельности. Одно из направлений деятельности этих органов это валютный контроль. Валютный контроль необходимо производить потому, что через таможенную границу РФ перевозят определённую категорию товаров как валютные ценности и валюта. Денежные средства могут перевозиться физ.лицами, например, туристами, вывозиться для расчетов по импортным контрактам, поступать на счета в кредитных компаниях в виде оплаты за поставку экспортного товара. В любом из вариантов движение валюты должно происходить в соответствии с установленным действующим законодательством.
С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма трудно контролируемыми и важными вопросами стал не возврат в РФ валютной выручки от экспорта услуг и товаров отечественными организациями и предприятиями, в том числе сделки по фиктивным импортным контрактам и бестоварный перевод ими валюты. В итоге на счетах в иностранных банках накопилось большое количество денежных средств, которые принадлежали отечественным организациям и предприятиям, тем самым нанося колосальный ущерб экономической безопасности страны.
В связи с этим была острая необходимость создать в России всеохватывающую систему валютного контроля за проводимыми отечественными организациями и предприятиями импортными, экспортными и иными внешнеэкономическими операциями. Актуальность выбранной темы в том, что она имеет особый интерес к теоретической разработке предложений по совершенствованию валютного контроля, который осуществляют таможенные органы.
Возможность выхода на внешний рынок для любого хозяйствующего субъекта, рост экспортно-импортных операций, открытие валютного рынка для физических лиц и возможность распоряжаться средствами в иностранной валюте - привело к потребности оперативного правового регулирования отношений, возникающих по итогам использования валютных ценностей во внешнеторговом обороте. Итог этого процесса и есть нормативно-правовые акты валютного регулирования и валютного контроля.
Валютный контроль - это метод валютного регулирования за проведением юр. и физ. лицами валютных операций, цель которых контроль за соблюдением валютного законодательства.
Объект исследования - анализ реализации валютного контроля таможенными органами.
Предмет исследования - новые технологии и методы по совершенствованию валютного контроля, который реализуют таможенные органы.
Цель исследования - разработка новых рекомендаций и методов для совершенствования валютного контроля, который реализуют таможенные органы.
Цель определила задачи, которые имеют научно-практическое значение:
1) Выявить основные недостатки в реализации валютного контроля таможенными органами;
2) Изучить сущность, понятие и виды валютного контроля;
3) Познакомиться с таможенными органами реализуемыми валютный контроль;
4) Исследовать правовую базу валютного контроля;
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили публикации и статьи, труды ведущих ученых, которые посвящены внедрению, разработке и будущему совершенствованию валютного контроля, который реализуют таможенные органы, в том числе при написании курсовой работы использовалась информация в Интернете и нормативно-правовая база.
Глава 1 Правовая основа осуществления валютного контроля в неторговом обороте
1.1. Понятие валютного контроля в неторговом обороте и агенты валютного контроля
Валютный контроль — это совокупность действий, которые принимают государственные органы для соблюдения законодательства, которое в свою очередь, регулирует процесс обращения валюты иностранных государств, расчетов по международным сделкам и иных операций в РФ. Валютный контроль в области таможенного дела это некая деятельность целенаправленно уполномоченных субъектов в области использования и распределения валютных фондов страны и образования, которая направлена на то, чтобы соблюдалось валютное законодательство РФ когда совершаются валютные операции. Главными в валютном контроле таможенного дела являются таможенные банки и органы, которые уполномочены на реализацию государством такой деятельности.
Цель валютного контроля товаров это остановить сокрытие выручки при экспорте товара денежных средств в валюте РФ или в иностранной валюте, которые подлежат или переведены переводом для экспортера импортером-нерезидентом в виде оплаты за экспортируемые товары по контракту. На основании этого, главной составляющей валютного контроля является зачисление валютной выручки от экспорта товаров субъектом внешнеэкономической деятельности в уполномоченном банке на свой валютный счет.
Основные направления валютного контроля:
- Выявить соответствия действующему законодательству производимых валютных операций и наличия необходимых на них разрешений и лицензий;
- Проверить выполнение участниками обязательств в иностранной валюте перед государством, и в том числе обязательств по продаже валюты на внутреннем рынке РФ;
- Проверить обоснованность платежей в иностранной валюте;
- Проверить объективность и полноту отчетности и учета по валютным операциям, в том числе по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Методы валютного контроля – это способы и приемы его реализации. Методы валютного контроля бывают проверка, наблюдение, обследование, ревизия и анализ.
При проверке, обычно, специальные вопросы деятельности объекта, которые исследуются на базе документов на предмет нахождения нарушений законодательства РФ.
При наблюдении необходимо ознакомиться с областью деятельности объекта контроля не применяя сложные приемы оценки и получения информации.
При обследовании рассматриваются отдельные стороны финансовой области деятельности с привлечением большого списка источников информации, носящих документальный характер, опросов или анкетирования.
При ревизии изучаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности на базе проверки фактических и документальных данных.
При произведении анализа описывается обработка документальной информации с использованием конкретных математических и аналитических приемов. Метод может иметь применение и как дополнительный.
Формой валютного контроля является способ определённой организации и выражения контрольных действий. В зависимости от времени произведения контрольных действий, выделяют 3-и формы контроля – текущий, завершающий и предварительный.
Выделяют и такие виды валютного контроля в таможенной сфере, которые находятся в зависимости от форм их реализации:
1) Аалютный контроль за экспорт товаров;
2) Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импорт товаров;
3) Валютный контроль за другими внешнеэкономическими операциями.
Механизм валютного контроля при экспорте товаров подразумевает активное взаимодействие 3-х категорий субъектов:
1) Экспортеров – юр.лица;
2) Уполномоченного банка;
3) Таможенного органа.
Срок поступления денежной выручки от экспорта товаров составляет 90 дней с даты фактического их вывоза. Таможенный орган дает подтверждение на дату фактического вывоза товаров за границу. Если этот срок притока денежной выручки, который установлен во внешнеторговом контракте, более 90 дней, то экспортеру необходимо получить соответствующее разрешение. Денежная выручка в полноценном объеме должна быть перечислена на денежный счет организации-экспортера. После этого в течение 7-и календарных дней до 30% иностранной валюты подлежит обязательной продаже на внутреннем рынке. Та часть, что осталась, выводится на текущий денежный счет, а рублевая масса, что образовалась выводится на расчетный счет организации.
В соответствии с ч.3 ст.22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» .
Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своих должностных полномочий имеют право на:
1) Проведение проверок на соблюдение участниками и неучастниками валютного законодательства РФ и нормативно-правовых актов органов валютного регулирования;
2) Проведение проверок на достоверность и полноту отчетности и учета по валютным операциям участников и неучастников;
3) Делать запросы и получать информацию и документы, связанные с проведением валютных операций, ведением и открытием счетов. Обязательный срок для подачи документов по запросу агентов валютного контроля не может быть менее 7-и рабочих дней со дня подачи запроса.
Центральный банк РФ заведует валютными операциями, выдает разрешения на открытие счетов за границей, выдает коммерческим банкам
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ввоз и вывоз валюты [Электронный ресурс]: http://www.tks.ru/nat/0040000001
2) Гусева, Е. В. О необходимости совершенствования системы валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности / Е. В. Гусева // Вестник российской таможенной академии, - 2015. - № 3. - С. 161 - 165.
3) Зыбина, Е. В. Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий / Е. В. Зыбина // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA, - 2015, - № 2, - С. 48 - 52.
4) Зыбина, Е. В. Проблемы и перспективы валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации в современных условиях / Е. В. Зыбина // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA, - 2015, - № 3, - С. 89 - 93.
5) Зыбина, Е. В. Совершенствование технологий валютного контроля / Е. В. Зыбина // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA, - 2015, - № 2, - С. 110 - 113.
6) Крашенников, В. М. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник / под ред. В. М. Крашенинникова. - М.: Экономист, 2005. - 400 с.
7) Общие положения о ввозе и вывозе валюты, дорожных чеков, ценных бумаг [Электронный ресурс]: http://customsexpert.ru/practicum/individuals/o-vvoze-i-vyvoze-valyuty.htm
8) Переверзева, Е. С. Актуальные вопросы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации / Е. С. Переверзева // FUNDAMENTAL RESEARCH, - 2014, - № 9, - С. 1816-1819.
9) Статья: «ФТС России эффективно осуществляет валютный контроль в соответствии с возложенными функциями» [Электронный ресурс]: http://www.tks.ru/news/nearby/2018/02/15/0006
10) Хусаинов, З. Ф. Администрирование валютного регулирования и валютного контроля: эффективность правоприменения / З. Ф. Хусаинов // Вестник удмуртского университета, - 2013. - № 3. - С. 204 - 206.