Фрагмент для ознакомления
2
ЕАЭС, в который помимо 3 стран входят еще и Киргизия с Арменией, сталкивались с рядом проблем в области международных правоотношений.
На сегодняшний день становится актуальным вопрос необходимости присоединения всех стран ЕАЭС к международным конвенциям, к которым имеет отношение хотя бы одна страна союза
Особенно важным на сегодняшний день представляется присоединение всех стран Евразийского союза к Стамбульской конвенции, посвященной временному ввозу, так как урегулирование порядка проведения данной таможенной процедуры имеет ряд сложностей.
В ст. 1 Стамбульской конвенции временный ввоз определен как таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений или ограничений на импорт экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без изменений, за исключением естественного износа в результате их использования. В определении, данном в Стамбульской конвенции, содержится важное уточнение к требованию стабильности товара, помещенного под таможенную процедуру временного ввоза: такой товар может быть изменен только на величину его естественного износа, образовавшегося вследствие использования товара.
В отличие от многих таможенных процедур, предусмотренных действующим таможенным законодательством и появившихся в таможенном праве в постсоветский период, таможенный режим временного ввоза использовался еще в советском таможенном законодательстве.
Особенностью нормативно-правового регулирования таможенной процедуры временного ввоза является то, что основные параметры этой процедуры установлены на международно-правовом уровне: в Киотской и Стамбульской конвенциях и Конвенции ATA.
Регулирование процедуры временного ввоза на территории ЕАЭС, на мой взгляд, является одной из слабых сторон нынешнего законодательства стран Таможенного союза. Рассмотрим одно из главных международных соглашений в этой области.
Стамбульская конвенция, содержащая в себе основные важные направления таможенной политики, была принята под эгидой Совета таможенного сотрудничества в Стамбуле 26 июня 1990 г. и вступила в силу 27 ноября 1993 г. Данная конвенция принята с целью обеспечения временного ввоза товаров, включая транспортные средства.
2.2. Правовые основы применения таможенной пошлины при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза
Порядок перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», а также Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 311.
Пунктом 2 статьи 358 ТК ТС предусмотрена возможность временного ввоза иностранным физическим лицом на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, для личного пользования на срок своего временного пребывания с освобождением от уплаты таможенных платежей.
При этом пунктом 5 статьи 358 ТК ТС установлено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Из положений статьи 14 Соглашения следует, что с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, у декларанта (физического лица) возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, перемещенных через таможенную границу для личного пользования.
Из самого правового содержания процедуры временного ввоза товаров для личного пользования следует, что на физическое лицо, перемещающее транспортное средство через таможенную границу Таможенного союза и претендующее на получение льгот по уплате таможенных платежей, с момента регистрации таможенной декларации и, соответственно, ввоза транспортного средства возлагаются определенные обязанности, предусматривающие определенную степень заботливости и осмотрительности.
Обязанность по уплате таможенных платежей прекращается у декларанта в случаях, предусмотренных статьей 13 Соглашения.
При этом, в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории Таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы (пункт 6 статьи 358 ТК ТС).
Аналогичные положения закреплены в статье 14 Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г. (далее – Конвенция), к которой Российская Федерация присоединилась 18 апреля 1996 г. Так, пунктом 3 статьи 14 Конвенции предусмотрено, что действие режима временного ввоза может быть прекращено по просьбе заинтересованного лица, если это лицо приведет таможенным органам удовлетворительное доказательство полного уничтожения или утраты товаров (включая транспортные средства) вследствие аварии или действия непреодолимой силы. В этом случае лицо, пользующееся льготами, связанными с временным ввозом, будет освобождено от уплаты ввозных таможенных пошлин и сборов.
Основой для расчета таможенных платежей служит таможенная стоимость (п. 2 ст. 75 ТК ТС). В общем случае это стоимость сделки при условии, что стороны не взаимозависимы (ч. 1 ст. 2 соглашения между государствами - членами ТС от 25.01.08 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»). Соответственно, чем ниже удастся заявить таможенную стоимость, тем меньше платежей придется платить таможне за ввоз.
Ныне действующий Таможенный кодекс, в отличие от предшествовавшего, больше не предусматривает, что при завершении процедуры временного ввоза процедурой выпуска для внутреннего потребления таможенная стоимость определяется на день подачи декларации о временном ввозе (ст. 284 ТК ТС). То есть день определения таможенной стоимости ввезенного имущества при завершении процедуры не регламентируется.
Данная процедура выгодна компаниям, которые ввозят имущество по договору аренды или лизинга. Например, оборудование, задействованное в каком- либо краткосрочном проекте, строительстве, или любые виды транспорта. При этом, если необходимый срок использования превышает два года, соответствующий договор с иностранной компанией можно регулярно продлевать. Правда, для этого раз в два года имущество придется реэкспортировать и получать обратно в процедуре временного ввоза. Поэтому рассматривать такой вариант оптимизации целесообразно, если приобретаемая выгода покроет транспортные расходы.
Российская компания арендовала у иностранной строительную технику сроком на один год. Техника таможенной процедуры временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и НДС на весь срок аренды. Таможенная стоимость имущества на дату ввоза - 15 млн рублей, ставка таможенной пошлины - 10 процентов («Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)», утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.09 № 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.09 № 130).
Сумма таможенных пошлин и НДС, которые необходимо уплатить при выпуске в свободное обращение, равна 4,47 млн рублей:
таможенная пошлина (10%) = 1,5 млн руб.
(15 млн руб. х 10%);
НДС (18%) = 2,97 млн руб. ((15 млн руб. +
+ 1,5 млн руб.) х 18%).
В ситуации, когда российская компания ввозит имущество с применением процедуры временного ввоза, общая сумма платежей таможне за весь срок аренды составит 1,61 млн рублей:
3 процента от суммы таможенной пошлины =
= 0,54 млн руб. (1,5 млн руб. х 3% х 12 мес.);
3 процента от суммы НДС = 1,07 млн руб.
(2,97 млн руб. х 3% х 12 мес.).
При этом никакой платы за такую рассрочку не взимается. Но только в том случае, если товар, в конечном счете, действительно вывозится с территории Таможенного союза.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 16 апреля 2010 г.).
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014) //Официальный правовой портал Евразийского экономического союза https://docs.eaeunion.org
3. Договор от 10.10.2014. О присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года //Официальный правовой портал Евразийского экономического союза https://docs.eaeunion.org
4. Договор от 23.12.2014. О присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года //Официальный правовой портал Евразийского экономического союза https://docs.eaeunion.org
5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» //Правовая система «Гарант» Режим доступа: URL: http://www.garant.ru
6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» //Правовая система «Гарант» Режим доступа: URL: http://www.garant.ru
7. Постановление Правительства РФ № 429 от 21.08.2004 «Вопросы Федеральной таможенной службы» //Правовая система «Гарант». Режим доступа: URL: http://www.garant.ru
8. Постановление Правительства РФ № 994 от 29.09.2012 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» //Правовая система «Гарант». Режим доступа: URL: http://www.garant.ru
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» //Правовая система «Гарант». – Режим доступа: URL: http://www.garant.ru
10. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации». http://www.garant.ru
11. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 (ред. от 1 октября 2013 г.) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций». http://www.garant.ru
12. Решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа». http://www.garant.ru
13. Бондарев С.А. и другие. Разработка модели устойчивого развития в условиях преодоления глобального финансово-экономического кризиса: монография / Российский гос. торгово-экономический ун-т. – М., 2010.
14. Бондарев С.А., Макарова И.Г. Экономическая безопасность в условиях Евразийского экономического союза // Актуальные проблемы таможенного дела и евразийской интеграции. – М.: Изд-во ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016. – С. 61-66.
15. Макарова И.Г., Положенцева А.Д. Влияние введѐнных Российской Федерацией санкций на таможенную политику страны // Актуальные проблемы таможенного дела и евразийской интеграции. – М. Изд-во ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. – С. 125-133.
16. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль в Российской Федерации: монография / С.В.Сенотрусова, В.Г. Свинухов, О.В.Шишкина. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. – 163 с.