Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Концертная деятельность является одной из важнейших в жизни творческого коллектива и имеет очень важное значение для творческого роста самого коллектива и его участников. Концерт – это результат и смысл деятельности коллектива, его признание. Также концерт является самой популярной и общедоступной формой культурно-просветительной работы, которая отличается большим воспитательным потенциалом. Одной из главных функций концерта считают формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного. Удачный концерт – это и положительные эмоции, и заряд энергии, и возможность выразить свои чувства или их передать…
На практике организаторам концертов приходится сталкиваться с решением большого количества задач:
- проследить высокую идейность исполняемого репертуара;
- выразить художественную полноценность концерта;
- представить жанровое разнообразие концертных номеров;
- обеспечить высокое качество исполнения номеров и эпизодов и др.
Необходимо подчеркнуть, что с течением времени и само понятие концерт и вид деятельности претерпели много изменений. Так, само понятие «концерт» от соревновательного смысла во времена Древней Греции и Рима (эпоха античности) перешло к форме «согласия» и «гармонии». Буквально с XVIII столетия концерт развивается, формируется под влиянием духовных запросов людей, их интересов и потребностей. В современном мире концерт является неотделимой частью нашей жизни. Посетить концерт известного исполнителя сегодня считается модным, популярным, престижным.
Как показывает практика, ни в коем случае не следует спешить с первым концертным выступлением, поскольку от его успеха зависит дальнейшая жизнь ансамбля – в случае неудачного выступления у участников навсегда может пропасть интерес к музыцированию и как результат – авторитет руководителя будет подорван.
Итак, к первому выступлению нужно тщательно готовиться. Хорошие знания и прочные навыки могут гарантировать успех в выполнении. Вместе с тем нельзя все время откладывать на неопределенный срок концертное выступление. Всегда следует помнить, что вокальное пение как форма музыкального искусства может развиваться только при условии постоянной концертной деятельности.
Актуальность темы заключается в том, что концертная деятельность содержит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания человека. Концертная деятельность является для руководителя любительского эстрадно-джазового коллектива мощным инструментом, который воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному у учащихся, способствует многостороннему развитию личности и дает возможность заявить о своем коллективе, представить обществу результаты своего совместного с учениками труда. Концерт – это самая простая форма, в которой творческий коллектив может заявить о себе, но в тоже время она является и самой трудной, так как требует больших сил и ресурсов, чтобы он получил положительный отклик у публики.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике.
Можно выделить несколько подходов в теоретическом осмыслении данной темы:
1. Исследования по определению «концерта», «концертной деятельности» (Е.В. Дуков, В.М. Коновалов, В.Е. Новаторов и др.);
2. Исследования в области классификации концертной деятельности (В.Е. Новаторов, А.Д. Жарков, С.С. Клитин и др.);
3. Исследования, в которых раскрываются составляющие концерта (Ю. Дмитриев, О.И. Марков, И.М. Туманов и др.).
Объект исследования: концертная деятельность любительского эстрадно-джазового ансамбля.
Предмет исследования: специфика организации концертной деятельности любительского эстрадно-джазового коллектива.
Цель исследования: изучить методику подготовки вокального ансамбля к концертной деятельности.
Для достижения поставленной задачи необходимо решить такие задачи:
- раскрыть сущность, цели и задачи концертной деятельности;
- охарактеризовать концертный номер как основа создания концертной программы;
- определить особенности подбора репертуара;
- рассмотреть концертную деятельность эстрадно-джазового коллектива;
- выявить психологические проблемы общения в эстрадно-джазовом коллективе;
- определить особенности преодоления волнения на сцене.
Методы исследования. Методология исследования, ставшая базой для формирования адекватного исследовательского подхода, имеет логико-гносеологический, научно-содержательный и методический уровни.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем исследования: 33 страницы печатного текста.
ГЛАВА 1. Концерт как особая организационно-художественная форма
1.1. Сущность, цели и задачи концертной деятельности
Один из исследователей концертной деятельности Л.Б. Дмитриев справедливо утверждает, что вряд ли «можно найти столь неопределенных и странных тем, как теория концерта». По его мнению, понятие «концерт», не совсем определённо и требует ответов на огромное количество вопросов: о каком концерте идет речь – эстрадном, филармоническом, сольном, ансамблевом?» [8, c. 32].
С автором невозможно не согласиться, что «в истории художественной культуры не было явления, столь же изменчивого и в то же время всем понятного, как концерт». Если посмотреть на этимологический первоисточник термина «концерт» (латинское «concerto»), отмечает Т.Н. Левая, то увидим, что вариации его значений достаточно однородны: значения связаны с темой состязания, конкуренции, спора. Но с течением времени в романской же языковой группе его значение меняется на прямо противоположное – концерт связывается уже с представлениями о «согласии», «гармонии» [12, c. 443].
Так, в английском языке «cosort» обозначает ансамбль инструментов, играющих вместе, как и «cocert» - согласие, соглашение. В немецком – это слово означает «совместное выступление нескольких держав».
«Первоначально слово «концерт» («консорт») означало скорее состав исполнителей (например, «консорт виол»), а не процесс исполнения, и в таком смысле употреблялось вплоть до XVII века».
В XVIII веке публичные концерты появляются и получают распространение в музыкальной жизни Европы и Америки. Постепенно музыкальный концерт становится не только публичным, но и платным исполнением музыки по программе, объявленной заранее, одним или несколькими исполнителями в специально оборудованном помещении.
В методических рекомендациях Л.В. Малацай представлено два современных толкования понятия «концерт» [14, c. 47-48]. Первое – это музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже, для двух-трех солирующих инструментов и оркестра, написанное обычно в сонатной циклической форме. Второе – публичное исполнение музыкальных произведений по определенной, заранее составленной программе». Концертом в музыкальном искусстве называют произведение в исполнении солиста и оркестра. «Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра. В концерте обычно несколько частей». Мы рассмотрим другое значению слова «концерт», которое означает публичное исполнение музыкальных произведений.
Несмотря на то, что при исполнении музыкальных произведений по радио и телевидению не всегда присутствует публика, исследователи такие передачи так же относят к концертам. «Кроме того, концерт – это одна из сценических форм существования искусства. Можно подойти к концерту и с позиций теории коммуникации, оценивая его как распространенный способ непосредственного общения артиста и публики, а в более общем плане – как область контакта исторически и географически различных пластов культуры».
Главная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного. Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, — это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю» [10, c. 90].
Концерт – это всегда специально организованное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе, осуществляемое различными исполнительскими составами, в специальном помещении [13, c. 43]. Рассмотрим еще несколько точек зрения на это определение.
Концерт - представление, которое предполагает демонстрацию художественных номеров выступающими для зрителей (песня, танец, театральная миниатюра и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев-Яковлев, А.Я. Музыкальные фестивали / А.Я. Алексеев-Яковлев. − М.: Веха, 2006. – 129 с.
2. Алиев, Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре // Музы-кальное воспитание в школе. – М.: Музыка, 1975. – № 10. С. 135 – 148.
3. Батюк, И. В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп./ И. В. Батюк. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2015. – 216 с.
4. Блох, О.А. Психология и педагогика музыкального творчества: учебное пособие для ву-зов. – М.: МГУКИ, 2013. – 192 с.
5. Болдовская, Е.Н. Особенности исполнительства в вокальном ансамбле [Текст]: лекция / Е. Н. Болдовская. – Орёл: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2007. – 22 с.
6. Бурдюжа, Е.А. Концертно-творческая деятельность коллективов в вузе культуры и искус-ств / Е. А. Бурдюжа // Культура: управление, экономика, право. − 2010. − №1. − С. 28-32.
7. Васильев, В. А. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в Рос-сии: учеб. пособие по хоровой педагогике / В. А. Васильев; рец. Т. Г. Томашевская [и др.]; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 120 с.
8. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики: [учебник] / Л. Б. Дмитриев. − М.: Музыка, 2012. − 366 [1] c.
9. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич под ред. И.А. Зязюна]. – М.: Просвещение, 1989. – 303 с.
10. Костарев, В. П. Вокальное произведение как синтез искусств: учебное пособие по анали-зу вокальных произведений для вузов / В. П. Костарев; Уральская государственная консервато-рия им. М. И. Мусоргского. - Екатеринбург; 2005. – 309 с.
11. Левая, Т.Н. История отечественной музыки второй половины XX века: монография [Текст] / Т.Н. Левая. – СПб.: Композитор, 2010. – 556 с.
12. Макеева, Ж. Р. Очерки по истории и теории хорового искусства: учеб. пособие / ред. Л. Л. Равикович. – Красноярск: Красноярская государственная академия музыки и театра, 2006. – 132 с.
13. Малацай, Л.В. Формирование творческой индивидуальности в процессе работы с учеб-ным вокальным ансамблем специализации «академический хор» в вузе // Модернизация про-цесса дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки. – Таганрог: ТГПУ, 2005. – С. 45–48
14. Морозов, В. П. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоро-вое пение, сценическая речь: [учеб. пособие] / В. П. Морозов; Морозов В. П. – М.: Когито-Центр, 2013. – 435 c.
15. Опарина, Е. В. Вокальное искусство и методика обучения пению: исторический аспект: учебное пособие (Е. В. Опарина; Пермский государственный институт искусства и культуры. – Пермь: ПГИИК, 2019. – 20 с.
16. Рудин, Л. Б. Основы голосоведения: учебное пособие для студентов вокальных, актёр-ских и дирижёрско-хорового факультетов / Л. Б. Рудин. – М.: 2009. – 100 с.
17. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства – 4-е изд., испр. / В. Н. Холопова. – СПб.: «Лань», «Планета музыки», 2014. – 320 с.
18. Чистякова, И. А. Система Станиславского в подготовке современного вокалиста / Испол-нительская интерпретация и современный учебный процесс: материалы IV Всеукр. научн.-практ. Конф. – Луганск: ЛГИКИ, 2012. – 340 с.