Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономическая безопасность занимает особенное место в структуре национальной безопасности, представляющей собой весьма сложное социально-государственное явление.
Будучи элементом системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно с этим составляет базу для формирования и функционирования всех других её структурных составляющих: военной, технологической, продовольственной, экологической безопасности и др.
Период развития Российской Федерации на современном этапе – это поиск максимально устойчивого социально-экономического положения страны в условиях внешнего экономического давления. Это влечет за собой необходимость решения двух весьма сложных и местами противоречивых задач. С одной стороны Россия стремится максимально интегрироваться в глобальное экономической пространство, достичь инвестиционной привлекательности для крупных международных акторов мировой экономики. С другой стороны, наоборот, в условиях непрекращающихся политических нападок и расширяющегося списка санкций, Федерация вынуждена направить огромные силы на достижение самодостаточности народнохозяйственного комплекса. Безусловно, последний пункт не может не вызывать положительных откликов, более того, реальная политика протекционизма, которая направлена на поддержку и защиту отечественного производителя, давно ждала своего часа. Но тут, важно понимать, что в результате вынужденности и срочности необходимых преобразований, неизбежны фундаментальные ошибки, которые могут дать о себе знать в необозримом будущем. И вместо независимого, процветающего и привлекательного экономического пространства, Россия останется на окраине глобальных экономических процессов.
Обеспечение экономической безопасности – это и есть гарантия достижение вышеперечисленных задач, а также условие стабильной и эффективной жизнедеятельности общества.
Важность обеспечения экономической безопасности на региональном уровне в системе национальной безопасности обусловлено федеративной формой государственного устройства нашего государства. Россия – это объединение экономик, поэтому возможность отдельного региона быть динамично развивающейся и стабильной территорией, эффективно противостоять, а по возможности и предотвращать, экономические угрозы, является важным элементом системы обеспечения экономической безопасности страны в целом.
Необходимость изучения обозначенной проблематики подтверждается результатами теоретических разработок и фундаментальных исследований авторов, которые легли в основу методик оценки состояния системы обеспечения экономической безопасности государства, в целом и региона, в частности: Л.И. Абалкин, И.Я. Богданов, Е.М. Бухвальд, Н.Г. Головацкая, С.Ю. Глазьев, Б.В. Губин, А.А. Куклин, А. Логвина, Р.С. Лунев, Ю. Любимцев, В.К. Сенчагов, В.И. Сигов, А.И. Татаркин, Т.Ю. Феофилова и др.
На протяжении последний нескольких лет Правительством Российской Федерации велась активная законотворческая деятельность для систематизация, унификации и усиления обеспечения экономической безопасности регионов страны: разработка перечня показателей и методики оценки эффективности работы органов исполнительной власти.
Основным нормативно-правовым актом, на основе которого будет осуществляться анализ показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, а именно Ленинградской области, является Постановление Правительства от 19 апреля 2018 г. № 472. Именно этот документ содержит интересующие нас положения:
перечень показателей, информацию о значениях которых для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют федеральные органы исполнительной власти и организации;
Методики по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов России в повышении уровня социально-экономического развития региона и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов страны в достижении высокого темпа экономического потенциала территории.
Актуальность темы заключается в том, что экономическая безопасность она предопределяет все без исключения жизненно важные интересы личности, общества и государства, даже не носящие, на первый взгляд, экономического характера.
Объект работы – экономическая безопасность.
Предмет работы – система внешнеэкономической экономической безопасности РФ.
Цель работы – комплексный анализ основ формирования и обеспечения внешнеэкономической экономической безопасности России.
В связи с целью ставятся задачи:
- рассмотреть сущность экономической безопасности,
- выделить основные элементы системы экономической безопасности,
- проанализировать современное состояние и регулирование внешнеэкономической экономической безопасности России,
- определить угрозы экономической безопасности,
- предложить меры по повышению экономической безопасности России.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Для раскрытия темы были использованы монографии И.И. Лукинова, В.Н. Свободина, Д.А. Черникова, О.В. Козловой, Л.С. Сосненко, Л.Ш. Лозовского, А.А. Костылева.
1.Экономическая безопасность и ее обеспечение во внешнеэкономической сфере
1.1.Понятие экономической безопасности в трудах отечественных и зарубежных экономистов
Экономическая безопасность - это состояние защищенности экономики страны от внешних и внутренних угроз.
Цель экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны для удовлетворения социальных и экономических потребностей населения с учетом оптимальных затрат труда и эффективном использовании ресурсов [14, c.55].
В качестве главного объекта экономической безопасности выступает экономическая система страны. Рассмотрим данное понятие более подробно.
Любая система представляет собой упорядоченную форму взаимосвязанных элементов, которые влияют друг на друга в рамках этого множества и находятся в постоянном тесном взаимодействии. Она имеет определенную структуру и подчиняется определенным законам.
Таким образом, экономическую систему можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих экономических категорий, которые определяют экономическую структуру общества. Главным образом, любая экономическая система отражает некоторые экономические процессы, на которых основано все функционирование общества, к которым относятся:
производство
распределение
обмен
потребление.
Эти экономические процессы протекают между основными хозяйствующими субъектами, которые, по сути, являются микро - экономическими системами: домашние хозяйства и предприятия.
К определению экономической системы можно подходить с учетом разных подходов. Экономическую систему можно рассмотреть и как:
единство людей на определенной территории, объединенных общими экономическими интересами;
исторически определенный способ производства;
все экономические процессы, которые функционируют на основе отношений собственности и под влиянием организационно-правовых норм и законов.
В научной отечественной литературе экономическая безопасность, которая рассматривается как составной неотъемлемый элемент национальной безопасности [12, c.112].
Наиболее полным выступает понимание экономической безопасности у зарубежных авторов как состояние экономической системы, характеризующееся её стабильностью и устойчивостью к внутренним и внешним угрозам, способностью самостоятельно определять направления и формы своего развития, постоянно находиться в состоянии готовности для создания разных систем и механизмов защиты её национальных интересов [3].
Необходимость обеспечения экономической безопасности национальной системы связана с тем, что экономическая система осуществляет [2, c.128]:
1. производство материальных и нематериальных благ
2. взаимодействие общества и природы, которая выступает часто объектом экономической деятельности
3. регулирование социальной жизни.
В связи с этим функциями перед экономической системой стоит ряд основополагающих задач:
обеспечение жизнедеятельности экономики и ее работоспособности
координация всех видов экономической деятельности
реализация социальных целей на благо общества.
Согласно диалектическому закону, наличие таких противоречивых свойств, как стабильность и изменчивость, и дает возможность любой системе развиваться.
Экономическая безопасность страны подвержена влиянию многих факторов, среди которых встречаются хозяйственные, информационные и административные факторы.
К хозяйственным факторам относится состояние материально – технической базы общества, использующей и преобразующей ограниченные ресурсы в конечные продукты и услуги.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авагян Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Инфра-М, 2016. – 491 с.
2. Булатов А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Кнорус, 2017. – 602 с.
3. Дж. Мэнвилл Хэррис. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-18/
4. Елкина О.С. Проблемы инвестиций в инновации // Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 4 (25). С. 35-40.
5. Исаев Р.А. Инновационная экономика: проблемы управления // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 9. С. 137-141.
6. Кирсанов М.Ю. Экономическое развитие и инновационная экономика: совершенствование государственного и муниципального управления // Научное мнение. 2015. № 2-3. С. 150-153.
7. Корецкая Л.К. Исследование процесса управления инновационным развитием в экономике / Л.К. Корецкая, А.М. Губернаторов. – М.: Русайнс, 2015. – 276 с.
8. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения. – М.: Юрайт, 2016. – 283 с.
9. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: НИЦ Инфра-М, 2017. – 447 с.
10. Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и К, 2016. – 503 с.
11. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. – М.: Кнорус, 2015. – 237 с.
12. Торкунов А.В. История международных отношений. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 552 с.
13. Торкунов А.В. Современные международные отношения. – М: Аспект-Пресс, 2016. – 268 с.
14. Федякина Л.Н. Международные финансы [Электронный ресурс]. URL: http://nashol.com/
15. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: НИЦ Инфра-М, 2017. – 558 с.
16. Хасбулатов Р.И. Международные финансы. – М.: Юрайт, 2014. – 567 с.
17. Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М.: Юрайт, 2016. – 690 с.
18. Цыганов П.А. Международные отношения и мировая политика. – М.: Юрайт, 2016. – 462 с.
19. Чеботарев Н.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и К, 2016. – 421 с.
20. Чукреева К.Н. Инновационная экономика: содержание и основные направления развития // Молодежь и наука. 2014. № 1. С. 19.
21. Шилова Т.Я., Большакова Д.С.Экономика знаний и инновационное развитие России // В сборнике: Наука XXI века сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 184-187.
22. Шмидт А.Н., Гибелев И.В., Томилина Н.С. Стратегическое планирование и инновационная экономика России: причины неудач // Инновационная наука. 2016. № 2-2 (14). С. 154-160.
23. Юрченко Т.В. Инвестиции в инновации - антикризисная стратегия // Научное обозрение: теория и практика. 2016. № 9. С. 29-37.
24. Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/
25. Федеральная служба государственной статистики. URL: gks.ru
26. Международный валютный фонд. URL: imf.org
27. Всемирная торговая организация. URL: wto.org
28. Конференция ООН по торговле и развитию. URL: unctad.org
29. Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/
30. Федеральная таможенная служба РФ. URL: http://www.customs.ru/