Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время актуальным и значимым направлением исследований в социологии является изучение ландшафта города с различных точек зрения. Важная роль отводится изучению граффити, отражающих особенности культуры, менталитета и субкультуры города. Это направление становится все более актуальным и востребованным, так как является социально ориентированным. По особенностям распространения граффити можно судить о культурологических, прагматических, социально-психологических аспектах развития города. Изучив граффити того или иного города, можно получить достаточное количество информации о социальном строе общества, об особенностях и специфике города, о тенденциях его развития, особенностях жизни общества в этом городе. Особую значимость эти исследования приобретают в условиях полиэтничности общества, при развитой межкультурной коммуникации, на фоне усиления личностного начала, динамизации, спонтанности общения. Необходимость исследований в этой сфере подтверждается активным взаимопроникновением культур, вариативностью, изменчивостью и либерализацией общества, стремлением к формированию субкультур, и в первую очередь, подростковых субкультур, при помощи которых подростки могут выразить свое психологическое состояние, протест [1].
Получив определенные представления о граффити города, можно получить ответ на вопрос о том, какие средства и способы самовыражения применяет подросток в условиях этого города, каким образом определенные результаты самовыражения, достижения и неудачи фиксируются в городском пространстве.
Граффити является важной частью культуры города, важной частью языка города, и всегда были объектом пристального внимания исследователей. В настоящее время интерес к этим объектам только усиливается, что можно объяснить также обилием практического материала, доступными способами анализа, возможностью изучения данного материала в различных аспектах и с различных точек зрения. Особый интерес сегодня вызывают граффити как феномен, в котором проявляется психологическая защита в среде подростков [5].
Степень разработанности тематики. Исследования, изучающие проблемы городских граффити, уже давно привлекают внимание многих исследователей. Есть предположения о том, что граффити являются проявлением подростковой субкультуры, средством самовыражения, протеста и даже психологической защиты в подростковой среде. Тем не менее, анализ литературных источников, Интернет-ресурсов, позволяет нам сформулировать вывод о том, что граффити в городах все еще недостаточно изучены. В литературе преобладают сведения о граффити, как средстве самовыражения, протеста подростков. Тем не менее, нами не было выявлено ни одного исследования, в котором граффити рассматривалось бы как средство психологической защиты подростков [3; 4; 6; 12; 17].
Проблема исследования. Граффити в городе являются недостаточно изученными как на территории РФ, так и в мировой культуре в целом. Безусловно, граффити является проявлением групповой субкультуры, и свойственно, прежде всего, подросткам. В России довольно мало городов, для которых существует полноценное описание и исследование граффити. Вместе с тем, граффити выступают в качестве важного объекта исследования, который может многое рассказать о культуре города, его культурных особенностях, специфике [2]. Отмечаются некоторые сложности изучения граффити, в частности, для них характерна высокая динамичность, сложность самого исследуемого материала, недостаточная разработанность методов и средств проведения анализа [3]. Однако важным вопросом остается необходимость комплексного многоаспектного изучения данного пласта культуры [5]. Важно определить специфику, выявить тенденции и причины предпочтения в выборе той или иной тематики, их роль в развитии инфраструктурных объектов города, самовыражении авторов [4]. Сложности обусловлены и тем, что практический материал является сложным и многозначным, четкая структура данного материала отсутствует, тематика и проблематика отличается многозначностью и вариабельностью.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что исследование граффити города имеет важную роль для понимания особенностей психологической защиты подростков.
Объект исследования – граффити в городе.
Предмет исследования – граффити в городе как проявление психологической защиты в среде подростков.
Цель исследования – изучить специфику граффити в городе и определить его роль в проявлении психологической защиты в среде подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «граффити» и степень его разработанности в психологической литературе;
2. Охарактеризовать особенности граффити в групповой подростковой субкультуре.
3. Изучить специфику граффити в городе и определить его роль в проявлении психологической защиты в среде подростков.
4. Обобщить результаты исследования и сформулировать выводы.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников, классификация, обобщение, систематизация), практические (описательный метод с приёмами наблюдения социально-психологических явлений; приём систематизации и классификации социальных явлений, метод сплошной выборки, контент-анализ).
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для расширения представлений о роли граффити в изучении культур и субкультур города.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны психологам, социальным работникам, социологам.
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей функционирования граффити в пространстве города
1.1. Граффити: сущность, характеристика
Современное состояние проблемы граффити в литературе по психологии можно охарактеризовать как переходное, при котором осуществляется переход от описательных и объяснительных исследований и гипотез и единичных эмпирических исследований к созданию комплексных атрибутивных моделей и типологий исследуемого вопроса. Под граффити при этом подразумевают систему надписей и рисунков, выполненных от руки. При этом данные рисунки должны носить неинституциолизированный характер.
Интерес к граффити возник давно. Впервые интерес к ним появился в рамках археологических и исторических раскопок, которые проводились на территории существования древних цивилизаций и средневековых государств. В частности, граффити были выявлены при проведении раскопок на территории Древнего Египта, на территории античных городов и государств, таких, как Древняя Греция, Древний Египет, Италия, Северное Причерноморье [6].
Граффити классифицировали по различным признакам. Широко прижилась классификация по топографическим и смысловым характеристикам. При этом на основе данных исследований можно выявить различные типы социальных практик использования граффити. Первые граффити, имеющие социальное значение, носили магический, прагматический характер. То есть, прежде всего, граффити и рисунки, изображаемые преимущественно на стенах, следовало рассматривать как ритуальные знаки и символы, необходимые для совершения различных магических обрядов. Данные значки были направлены преимущественно на обозначение различных предметов и событий. Они выступали в большинстве случаев, средством воздействия [8].
Граффити выступают в качестве важного компонента пейзажа современных городов. Чаще всего их можно встретить на внутренней стороне зданий общественного назначения. Также довольно большое количество граффити встречается на стенах домов, на заборах, скамейках, в транспорте, в лифтах, в туалетах, на партах и столах. Для создания граффити применяются различные средства: ручки, карандаши, фломастеры, мел, и даже специальная краска. В некоторых случаях граффити выцарапывают, выжигают. Для создания граффити могут использоваться различные цвета.
При проведении анализа историко-психологического материала на тему граффити, можно отметить, что большинство из них представляет собой имена собственные, автографы, символы, сообщения, признания в любви, стихи, посвящения, политические лозунги, оценки, портретные изображения, различные рисунки [7].
При анализе ряда археологических и исторических исследований на тему граффити, нами было установлено, что они выполняют ряд функций в обществе. Прежде всего стоит отметить такие функции:
- идентификационная;
- религиозно-магическая;
- прагматическая;
- коммуникативная;
- протестная.
Первые попытки систематизировать материалы граффити, были проведены в 1731 году. Англичанин Трумбо опубликовал антологию собранных им граффити. Они были собраны из различных источников: стены общественных зданий, общественные места Лондона. При этом он разделил все материалы на следующие темы: любовь, брак, пьянство, трезвость, кандалы, политика, игры и проповеди [6]. Автор исследовал преимущественно социальное значение граффити.
Исследование граффити с точки зрения психологии впервые были проведены в 1935 году американским исследователем Ридом. Он анализировал особенности изменения значения слов в сознании населения га основе надписей, собранных на стенах общественных мест из различных штатов США. Большая часть исследований в этом направлении отводится преимущественно зарубежным авторам. Отечественных исследований в этом направлении мало [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арсамов С. А. Субкультура граффити: социальная организация и перспективы интеграции // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 7. - С. 68–70.
2. Болотин, Ю. Е. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте / Ю. Е. Болотин, К. А. Чугунова, Е. В. Якунина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 688-690. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38284/ (дата обращения: 13.04.2020).
3. Бхаскаран Анатомия дизайна. Реклама, книги, газеты, журналы / Бхаскаран, Лакшми. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
4. Бхаскаран Дизайн и время / Бхаскаран, Лакшми. - М.: Арт-Родник, 2012. - 256 c.
5. Вильковский М. Б. Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», - 2010. - 592 с.
6. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. — 266 с.
7. Граффити Петербурга / Graffiti of St.-Petersburg. - Москва: СИНТЕГ, 2013. - 275 c.
8. Егоров, Роман Боди-арт и граффити / Роман Егоров. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 144 c.
9. Карпунькина Т.Н. Душа подростка. Фрагменты из реальной жизни. Новосибирск: Сибтехнорезерв, 2016. - 288 с.
10. Клименкова Е.Н. Качество привязанности и способность к эмпатии в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Т. 26. - № 4. - С. 119—131.
11. Клименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических ис¬следований // Консультативная психология и психотерапия.- 2016. - Т. 24. - № 4. - С. 126—137.
12. Кортасар, Хулио Граффити / Хулио Кортасар. - М.: Кристалл, 2015. - 192 c.
13. Красило Т.А., Кежватова Е.А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у студентов // Социальная психология и общество. 2017. - Том 8. - № 2. - С. 85—100.
14. Курбатова Т.Н., Васильева Р.С. Граффити: субкультура или вандализм // Психология и право. - 2013. – Т. 3. - № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61020.shtml (дата обращения: 13.04.2020)
15. Лоренц Дизайн выставок / Лоренц и др. - М.: АСТ, 2013. - 256 c.
16. Лукьянов О.В. Экзистенциально-феноменологическое исследование в социальной психологии. Проблема современности и ответственности // Сибирский психологический журнал. - 2018. - №29. - С. 41–46.
17. Лукьянов О.В., Карпунькина Т.Н. Современность – культура одиночества // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 286. - С. 97–104.
18. Семке В.Я., Корнетов Н.А. Депрессивные расстройства – «Неинфекционная эпидемия» XXI века // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2013. -№ 2 (28). - С. 14.
19. Флерова, В. Е. Граффити Хазарии / В.Е. Флерова. - М.: Либроком, 2013. - 174 c.
20. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под редакцией И.В.Дубровиной. М.: «Педагогика». – 2013. - 254 с.
21. Холмогорова А.Б. Комплексный анализ идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. - 2015. - Том 11. - № 5. - С. 25—43.
22. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - Т. 22. - № 4. - С. 8—29.
23. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы со-циального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11. - № 3. С. 25—43.
24. Холмогорова, А. Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра [Текст] / А. Б. Холмогорова. – М.: Изд. «МЕДПРАКТИКАМ», 2011. – 480 С.
25. Целуйко А. А. Граффити: формы бытования и специфика экспонирования // Художественный журнал. - Moscow Art Magazine. - 2007. - № 64.
26. Целуйко А.А. Граффити: субкультура или вандализм // Психология и право. - 2013. – Т. – 3. - № 2. - С. 12-18.
27. Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии // Культурно-историческая психология. - 2017. - Т. 13. - № 2. - С. 13—23.
28. Delitz H. Architektur als Medium des Sozialen. Ein Vorschlag zur Neubegriindung der Architektursoziologie // Sociologia Internationalis. - 2006. - № 1.
29. Jesse, Russell Граффити / Jesse Russell. - М.: VSD, 2012. - 180 c.
30. Meltzoff A. ‘Like me’: a foundation for social cognition // Developmental Science. - 2017. – V. 10. - № 1. - P. 126—134.