Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современное государство оказывает влияние на экономическую систему через налогообложение. При наличии правильно сбалансированного комплекса мер и грамотной финан-совой политики эффективность воздействия достаточно высока. Налоги используются для стимули-рования определенных областей производства и сферы услуг, обеспечения социальной и полити-ческой стабильности и развития предпринимательской деятельности, то есть для создания благо-приятной экономической ситуации.
Налоги являются безвозмездными и обязательными платежами, которые взимаются как с физиче-ских, так и с юридических лиц. Различные виды налогов устанавливаются органами власти по во-просам налогообложения с определением сроков уплаты и их размера.
Целью работы является изучение политики налогового манёвра как способа управления государ-ственными финансами.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить сущность налогов;
2) показать политику налогового манёвра как способа управления государственными финансами;
3) рассмотреть проблемы налоговой системы государства.
Объект исследования – система отношений, связанных с налогами и налоговой системой.
Предметом исследования являются особенности налогообложения в РФ.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отече-ственных и зарубежных ученых по вопросам сущности налогов и налоговой системы.
Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литерату-ры.
Глава 1. Место налоговой системы в структуре государственных финансов
1.1 Понятие и эволюция налоговых систем
Прототип системы государственных финансов появился в эпоху Древней Руси, в 9 веке. Сначала в качестве основной коллекции использовалась дань, затем она заменялась полем из каждой трубы и печи с дымом. Во время татаро-монгольского нашествия уровень обременения граждан достиг беспрецедентного уровня, поскольку, помимо решения внутригосударственных задач, необходи-мо было выделять значительные средства монгольским ханам. Зачастую платежи производились непосредственно натурой представителям татаро-монгольской аристократии [29, с. 84].
Многие нововведения в системе государственных финансов были введены Петром I. Именно во время его правления появились новые виды обязательных платежей, в том числе налог на душу населения и налог на бороду. Знаменательным событием стало появление института прибыли, ко-торый уже тогда взял на себя функции администрирования и контроля сбора денег в казначействе. Это был момент создания налоговых органов, что в конечном итоге привело к формированию це-лого отдельного института налоговых органов [32, с. 180].
Значительное осложнение налоговой системы произошло после отмены крепостного права в 1861 году. Основой для взимания сборов стали служить:
• земельные участки;
• доход от использования недвижимости.
Впервые появились акцизы на алкоголь и табак, и начали взиматься таможенные пошлины. Вся си-стема начала двигаться в сторону усложнения [8, с. 30].
В послереволюционный период, а именно после 1921 года, под лозунгами новой экономической политики все налоги, которые существовали при царе, были фактически возвращены. Дополни-тельная плата была установлена от процветающих хозяйств. В течение 1930-1932 гг. Акцизы были отменены, и большинство организаций начали платить налоги с доходов и прибыли. Уже тогда ос-новные направления будущего развития налоговой политики стали видны [29, с. 85].
Вторая мировая война потребовала огромной концентрации финансовых ресурсов в руках государ-ства, общая милитаризация экономики - использование дополнительных видов налоговых плате-жей. В частности, впервые появились сборы:
• от неженатых мужчин;
• граждане без семей.
В то же время цели преследовались вполне объяснимо: повысить рождаемость и решить демогра-фическую проблему в будущем. По сути, поставленные задачи, как вы знаете, в конечном итоге были решены. Тот факт, что не состоящим в браке мужчинам были предъявлены обвинения до 1990 года и только потом отменены, забавен.
Структура налоговой системы Российской Федерации начала приходить в современную форму только после событий 1990 года. Начало процесса ее формирования положило издание Закона Рос-сийской Федерации «Об основах Налоговая система Российской Федерации »от 27 декабря 1991 г. № 2118-I. Большинство обязательных платежей, которые сейчас стали нормой в работе бухгалтера, были впервые введены именно тогда:
• НДС;
• подоходный налог;
• акцизы и др. [13, с. 57]
В дальнейшем порядок их сбора был усовершенствован, но первые базовые принципы начисления и оплаты были заложены еще тогда [29, с. 86].
Позже в Налоговом кодексе Российской Федерации появились:
• его первая часть, в основном посвященная налоговому администрированию, правам и обязанно-стям плательщиков и инспекторов, в 1998 году;
• вторая часть, в которой содержались определения налогов, порядок исчисления базы для них, сроки и периодичность уплаты, в 2000 году [22, с. 3].
В последующие годы Налоговый кодекс неоднократно изменялся и дополнялся, некоторые эле-менты становились более сложными, а некоторые, наоборот, упрощались. Сейчас это основной законодательный акт, лежащий в основе налоговой системы Российской Федерации. Он регулирует практически все вопросы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, в том числе:
• тарифы;
• сроки;
• методы отчетности;
• сроки уплаты налогов [26, с. 31].
У налоговых органов также есть своя новая история:
• В 1990 году была сформирована Государственная налоговая инспекция, которая впоследствии ста-ла Государственной налоговой службой.
• Министерство по налогам и сборам родилось в 1998 году, но существовало только до 2004 года. Впоследствии его полномочия были переданы Министерству финансов России.
• В тот же период была создана Федеральная налоговая служба в том виде, в котором она действу-ет в настоящий момент. Именно она стала основным надзорным органом, который следит за вы-полнением налогоплательщиками своих обязанностей [29, с. 87].
Российская налоговая система в настоящее время включает следующее количество налогов на раз-личных уровнях:
• 14 федеральных;
• 3 региональных;
• 3 местный [13, с. 58].
Налоговая система представлена трехуровневой иерархией: федеральными, региональными, местными налогами, а также соответствующей законодательной базой на каждом уровне, которая не должна противоречить Налоговому кодексу и Конституции Российской Федерации. На феде-ральном уровне ведется постоянный поиск путей совершенствования налоговой политики.
Итак, налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Действующую налоговую систему следует рассматривать как единый комплекс взаимоотношений между плательщиками и налоговыми органами в сфере налоговых платежей бюджетов всех уров-ней. Ключевыми компонентами налоговой системы являются налоги, сборы, проверки, платель-щики, пакет законодательных актов в этой области.
1.2. Понятие налоговой системы РФ
Налоговая система Российской Федерации является основным инструментом создания централизо-ванных фондов, необходимых для последующего финансирования всех сфер государственной дея-тельности. Это позволяет аккумулировать достаточные ресурсы в федеральном, местном и регио-нальном бюджетах и использовать их для развития страны [4, с. 565].
Налоговая система Российской Федерации представляет собой комплекс отношений между фис-кальными органами и налогоплательщиками в области всех действующих налогов и сборов. Это подразумевает постоянные контакты всех составляющих и связанных с ними объектов:
• плательщики;
• законодательная база;
• надзорные органы;
• виды обязательных платежей.
Структура налоговой системы имеет 3-х уровневую структуру:
• федеральный уровень;
• региональный уровень;
• местный уровень [32, с. 181].
Каждый обязательный платеж предназначен для заполнения бюджета определенного уровня. Су-ществует список налогов, которые имеют единый процент по всей России, взимаются с базы и пол-ностью зачисляются в федеральный бюджет:
• подоходный налог;
• подоходный налог;
• НДС;
• акцизы;
• водный налог;
• налог на добычу полезных ископаемых;
• государственная пошлина.
Специальные налоговые режимы также должны быть включены здесь:
• единый налог на вмененный доход;
• единый сельскохозяйственный налог;
• упрощенная система налогообложения;
• система патентов [8, с. 31].
Налоги на региональном уровне, хотя и отражены в кодексе, по большей части регулируются мест-ными властями. Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает только самые общие па-раметры и границы, в пределах которых руководящим органам субъектов Российской Федерации предоставляется право их регулирования [22, с. 3].
Предположим, что в регионе они могут самостоятельно определять процент сбора, но он не дол-жен превышать максимальный уровень, указанный в коде. Например, конкретные условия приме-нения транспортного налога, налога на азартные игры и имущества утверждаются местными орга-нами власти путем публикации соответствующих законов и нормативных актов. Также региональ-ные администрации могут утверждать изменения в специальных налоговых режимах, но строго в пределах полномочий, установленных в кодексе [26, с. 31].
Местные налоги, как и другие элементы налоговой системы Российской Федерации, закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации. Местные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации // www.consultant.ru
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // www.consultant.ru
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // www.consultant.ru
4. Агирбова А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 15. - С. 565-569.
5. Антонова Е.А. Недостатки современной налоговой системы // Молодой ученый. - 2018. - № 14 (148). - С. 316-318.
6. Арцуев А.М., Башыбюйюк М.Э., Варнавский А.В. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования // E-Scio. - 2018. - № 4 (7). - С. 1-5.
7. Бадова Л.К., Исакова Ю.Р. Актуальные вопросы налоговой системы Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 4-2 (81). - С. 26-28.
8. Биткина О.Н., Маслова Е.Ю. Особенности налоговой системы Российской Федерации // Во-просы экономических наук. - 2018. - № 2 (84). - С. 30-31.
9. Болатаева А.А., Булкаева Р.А., Джагаева В.С. Налоговая система Российской Федерации: ак-туальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные Изве-стия. - 2018. - № 6. - С. 41-45.
10. Бондаренко Е.С. Роль федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации // NovaInfo.Ru. - 2018. - Т. 2. - № 59. - С. 193-196.
11. Борьянова В.А. Налоговая система России и пути ее совершенствования // Аллея науки. - 2019. - Т. 4. - № 5 (21). - С. 177-179.
12. Брызгалина А.В. Интересные факты о налогах и налогообложении // Молодой исследова-тель Дона. - 2019. - № 1 (10). - С. 21-27
13. Брякина А.В., Ремизов Д.Г. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой си-стемы // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2018. - № 3. - С. 57-61.
14. Быкова Н.Н., Лядов А.А. Налоговая система, её принципы и функции // Современные науч-ные исследования и инновации. - 2018. - № 1 (69). - С. 357-360.
15. Витязева Т.А., Абдуллаева К.Н. Налоговая система Российской Федерации и пути ее совер-шенствования // Молодой исследователь Дона. - 2019. - № 1 (10). - С. 113-115.
16. Гутиева К.Т., Фролов А.В. Сущность и виды налогов. Налоговая система РФ // NovaInfo.Ru. - 2018. - Т. 1. - № 65. - С. 213-218.
17. Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система России, основные направления её развития // Бенефициар. - 2018. - № 14. - С. 31-34.
18. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2017. - 480 с.
19. Зотиков Н.З., Савдерова А.Ф. Налоговая система России: проблемы и перспективы реформи-рования // Интернет-журнал Науковедение. - 2018. - Т. 9. - № 3. - С. 76.
20. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение. Конспект лекций. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 147 с.
21. Качур О.В. Налоги и налогообложение. - М.: Кнорус, 2017. - 304 с.
22. Ковалевич О.Г. Особенности налоговой системы Российской Федерации // Вестник Даль-рыбвтуза. - 2018. - № 9. - С. 3.
23. Кузнецов Л.Д. Структурные элементы налоговой системы России // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 2. - С. 56-61.
24. Молчанов С. Налоги за 14 дней. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс. Новое, 15-е изд., 2019. - 496 с.
25. Музафарова Т.Р., Путимцева К.Р. Налоговая система РФ: проблемы и пути совершенствова-ния // Вестник современных исследований. - 2019. - № 5.2 (20). - С. 266-269.
26. Огнева О.С., Бойко Н.Н. Налоговая система Российской Федерации // Colloquium-journal. - 2019. - Т. 2. - № 6 (17). - С. 31-33.
27. Полунин С.К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (180). - С. 239-241.
28. Радченко М.В., Матненко Н.Н. Принципы налогообложения и их реализация при построе-нии налоговой системы // Студенческий форум. - 2018. - № 1. - С. 31-37.
29. Трофимова Я.В. Эволюция налоговой системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2018. - № 2 (136). - С. 84-87.
30. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. - 424 с.
31. Черешнева Е.А. Принципы налоговой системы Российской Федерации // Символ науки. - 2018. - № 12. - С. 70-72.
32. Щеулова Е.И. Налоговая система РФ. Её современное состояние и проблемы // Аллея науки. - 2019. - Т. 4. - № 5 (21). - С. 180-183.
33. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»