Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Среди актуальных проблем детей дошкольного возраста, значимо акцентируется внимание на вопросе формирования коммуникативных навыков детей.
Изучением диалогической речи занимаются такие науки, как: психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Изучением данной темы с разной точки зрения занимались многие ученые: М.М. Бахтин, О.А. Капитовская, М.М. Лисина, М.Г Плохотнюк, Л.П. Якубинский и многие другие.
Условия становления диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи изучили А.Г Арушанова, В.П. Глухов, Р.Е. Левина,
Л.Ф. Спирова, Н.А. Стародубов, Т.Б.Филичева.
Проблему изучения связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы: В.К. Воробьева,
В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова,
Психолого-педагогические механизмы формирования речи детей раскрывают М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, Б.И. Яшина и др.
Актуальность развития речевой коммуникации обусловлена тем, что речь является основной и первоначальной коммуникативной функцией общения. Речь содействует общению, она может быть как поддержание социальных контактов, способствовать обмену информацией. Данные аспекты коммуникативной функции речи составляют жизнь детей дошкольного возраста и активно используются. Непосредственное развитие функций речи стимулирует детей к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к использованию диалогической речи. Основной моделью речевого общения выступает связная диалогическая речь.
У детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) невозможно увидеть динамику развития связной диалогической речи без специального изучения ее особенностей.
Объектом исследования является связная диалогическая речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предметом исследования являются особенности связной диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – теоретическое и практическое изучение особенностей связной диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня..
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ОНР III степени.
2. Рассмотреть теоретические основы развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста
3. Проанализировать особенности связной диалогической речи у детей с ОНР
4. Подобрать и апробировать диагностический инструментарий для изучения связной диалогической речи детей.
5. Проанализировать результаты проведенного эксперимента
База исследования: МБДОУ XX г. ХХХ. В эксперименте были задействованы 10 детей в возрасте 4-5 лет с ОНР III уровня.
Методы исследования: Анализ и изучение теоретических источников, изучение протоколов, беседа, наблюдение, эксперимент, анализ результатов.
1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Термин «общее недоразвитие речи» появился во второй половине XX века. Термин ввели в употребление основоположники дошкольной логопедии в России Роза Евгеньевна Левиной и коллективов научных сотрудников научно-исследовательского института дефектологии
Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Л. Ф. Спирова и др.
Общее недоразвитие речи у детей с интеллектом и сохраненным слухом проявляется как специфическая речевая аномалия, которая приводит к нарушениям или отклонениям от нормы развития основных компонентов речевой системы: лексики, фонетики, грамматики. К типичному отклонению относятся произносительная и смысловая стороны речи. Речевые отклонения у детей дошкольного возраста могут видоизменяться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с очевидными проявлениями фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. В соответствии с этим принято условно делить речь на уровни развития, в которых общим является выраженное отставание в активной речи, аграмматизмы, бедный словарный запас, недостаточное развитие и фонематического восприятия и звукопроизношения. При этом степень отклонений различна [21].
Общее недоразвитие речи у детей может проявляться в различной степени: это может быть полное отсутствие речи и незначительные отклонения в развитии. С учетом степени несформированности речи,
Р.Е. Левина выделила четыре уровня недоразвития речи: I, II, III, IV уровни [21].
Речевое недоразвитие III уровня характеризуется у детей тем, что разговорная речь у них имеет более развернутый характер, отсутствует грубое отклонение в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи. Эти нарушения речи детей затрагивают в основном сложные речевые единицы [21].
В общих чертах, в речи данной категории детей можно наблюдать замены слов, близких по значению, аграмматические фразы, искажение звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный и пассивный словари детей заметно увеличивается за счет существительных и глаголов. В процессе общения часто имеет место быть неточное применение слов, в следствие чего появляются замены слов на другие [21].
Дети третьего уровня речевого развития употребляют в речи простые предложения. При использовании сложных предложений, выражающие временные, пространственные, причинно-следственные отношения, присутствуют значительные нарушения [21].
Характерные ошибки, сделанные детьми этого уровня, проявляются в нарушении словоизменения. В речи детей наблюдаются еще больше ошибок согласования слов, их управления. Наиболее распространенными считаются ошибки в неправильном употреблении некоторых форм существительных, имеющих множественное число, смещение окончания существительного мужского и женского рода в косвенных падежах, замена окончания существительного среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода, склонение имени существительного среднего рода как существительного женского рода, неправильное падежное окончание слов женского рода с основой на мягкий согласный, ошибочное ударение в слове, нарушение различий типов глаголов, неверное согласование существительных и прилагательных, особенно в среднем роде [21].
На данном уровне речевого развития можно наблюдать нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование [23].
Произносительная сторона речи детей, находящиеся на данном уровне речевого развития, заметно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанное, размытое произношения простых звуков по артикуляции. Присутствуют нарушения произношения некоторых сложных звуков по артикуляции. Слоговая структура слов проговаривается правильно, однако имеет место быть искажениям звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных. Фонематическая сторона речи характеризуется отставанием и находит проявление в сложности овладения чтением и письмом [23].
Речь детей дошкольного возраста изучали достаточно долгие годы, что позволило установить, что можно выделять еще одну категорию детей, которая находится за пределами описанных ранее уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития (Т. Б. Филичева) – не резко выраженное недоразвитие речи [35].
У таких детей можно обнаружить небольшие нарушения всех компонентов языка. Часто они проявляются при детальном обследовании, выполняя специальные подобранные задания.
Эти дети производят впечатление нормально развивающегося ребенка, у них невыраженные нарушения звукопроизношения. Обычно, имеет место только недостаточная дифференциация звуков. Характерным своеобразным нарушением слоговой структуры является то, что при понимании значения слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ и, как правило, прослеживается искажение звуковой наполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии. В редких случаях – опускание слогов, добавление звуков и слогов [32].
Недостаточно внятная, выразительная, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление смазанной речи. Незаконченное развитие звуко-слоговой структуры, смешивание звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Данная особенность выступает одним из важных показателей еще не законченного процесса фонематического образования [32].
Вместе с недостатками фонетико-фонематической стороны речи у таких детей обнаружены и отдельные нарушения смысловой стороны речи. Обладая определенным запасом слов, которые обозначают разные профессии, дети затрудняются при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода. Затруднения также вызывают и образования слов с помощью суффиксов. Неизменяемыми остаются ошибки употребления: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами единичности, прилагательных, образованных от существительных, прилагательных с суффиксами, которые характеризуют эмоционально-волевое и физическое состояние объектов, притяжательных прилагательных [32].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений / М.М Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006. – 400 с.
2. Алексеева, М.М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] / М.М. Алексеева, О.С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2007. - С.27-43
3. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками[ Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 51.
4. . Валюсинская, З. В. Вопросы изучения диалога в работах современных лингвистов. [Текст] / З.В. Валюсинская // Синтаксис текста. - М., 1979. - 11 с.
5. Вершина, О. М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи [Текст] / О. М. Вершина. – М. : Просвещение, 2003. – 246 с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с
7. Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2006. – 420 с.
8. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] / под ред. О.Я. Гойхман. – М.: Инфа, 2006. – 272 с
9. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: Методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
10. Винокур, Т. Г., Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения [Текст] /Т.Г. Винокур. – М., 1993.–176 с.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск Ш. – М.: Учебно-методический центр «Психология», 2001. – С. 65-82.
12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1995. – 77 с.
13. Глухов, В. П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи [Текст] / В. П. Глухов. – М. : Союз, 2007. – 156 с.
14. Глухов, В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В. П. Глухов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 123 с.
15. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) [Текст] // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи: сб. науч. работ. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С.103-111
16. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург, 2006. – 316 с.
17. Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у детей [Текст] / Н. С. Жукова. – М. : Союз, 2008. – 142 с.
18. Капитовская, О.А.Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями : пособие для логопедов и воспитателей / О.А. Капитовская, М.Г. Плохотнюк. – Санкт-Петербург : КАРО, 2005. – 64 с
19. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше – М.: Книга по Требованию, 2013. – 192 с.
20. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: КАРО, 2004. – 160 с.
21. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М. : Просвещение, 2009. – 159 с.
22. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2004. – 268 с.
23. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1995. – 214 с.
24. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]: словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – 682 с.
25. Лисина, М. И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками [Текст] / М. И. Лисина, Р. А. Смирнова. – Минск, 1995. – 115 с.
26. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 144 с.
27. Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А. К. Маркова. – М. : Педагогика, 2004. – 300 с.
28. Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие подиагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 с
29. Павлова, О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР [Текст] / Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М. : Экономика, 2007. – 304 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
31. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Рузская. – СПб. : Питер, 2008. – 315 с.
32. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л. Ф. Спирова. – М. : Педагогика, 2000. – 192 с.
33. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во института психотерапии, – 2001. – 133 с.
34. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М. : Просвещение, —1977. — 240 с.
35. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.
36. Фролова, Т.П. Обучение иноязычной диалогической речи в вузе: психологические и лингвистические аспекты [Текст] / Т.П. Фролова // Психологическая наука и образование.2012. №2. С. 86-93
37. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] : учебное пособие / А. В. Чулкова. — М. : Феникс+, — 2008. — 221 с.
38. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1990. – 359 с.
39. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Воронеж. 2005. – 198 с.
40. Якубинский, Л. П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л. В. Щербы. – Спб., 2007. – 259 с.