Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Чтение является достаточно сложным психофизическим процессом, в котором участвуют такие анализаторы, как речеслуховой, зрительный, речедвигательный. Б. Г. Ананьев писал, что основу чтения составляют механизмы подразумевающие взаимодействие анализаторов и временных связей двух сигнальных систем [18]. В соответствии с психофизическими механизмами чтение более сложный процесс, чем устная речь, но его нельзя рассматривать вне единства устной и письменной речи.
Нарушения чтения – наиболее распространенные дефекты речи, характерные для детей младшего школьного возраста. Нарушения чтения отрицательно влияют на процесс обучения ребенка в начальных классах, на его речевое и психическое развитие. Своевременное выявление этих нарушений, признаков и механизмов крайне важны для разработки впоследствии системы логопедической работы, направленной на коррекцию и предупреждение этих нарушений. Особое место в решении проблем нарушений чтения занимает устранение фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР). Отставание младшего школьника в фонематическом развитии затрудняет усвоение им программного материала по письму и по чтению, его практические знания о звуковом составе слова недостаточно сформированы. Это определяется тем, что в общеобразовательных школах в последние годы количество учеников, которые имеют нарушения письма и чтения на фоне недостаточного развития фонематических процессов, увеличилось. Поэтому проблема раннего выявления нарушений чтения у детей младшего школьного возраста является актуальной
Авторы Р. Е. Левина, Г. А. Каше, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева,
Н. И. Садовникова, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и др. исследовали речевую деятельность детей с отклонениями. Большинство публикаций посвящено тому, как нескорректированные стороны устной речи влияют на письмо. В нашей работе мы рассмотрим проблему как фонетико-фонематические нарушения влияют на чтение младших школьников?
Поэтому целью нашего исследования являлось изучение особенностей навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ФФНР.
Объект исследования: навык чтения у младших школьников с нормальным речевым развитием и с ФФНР.
Предмет исследования: особенности навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ФФНР.
Гипотеза исследования: у младших школьников с ФФНР навык чтения будет отличаться качественным своеобразием, проявляющимся в развитии способа чтения, темпа чтения, правильности чтения и понимания текста.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить закономерности овладения навыком чтения детьми с нормальным и нарушенным развитием.
3. Экспериментальным путем выявить особенности навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ФФНР.
4. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
5. Оформить результаты исследования в виде курсовой работы.
Методологическую основу исследования составили: идеи Л. С. Выготского о единстве развития речи и психических функций; принципы анализа речевых патологий, разработанные Р. Е. Левиной; работа А. Н. Корнева о нарушениях чтения и письма.
В процессе работы были использованы методы: теоретический (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования); эмпирический (проведение психолого-педагогического эксперимента); методы количественного и качественного анализа результатов эксперимента; интерпретационные методы.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Озерно-Кузнецовская средняя образовательная школа. В исследовании принимали участие 10 детей младшего школьного возраста с ФФНР и 10 младших школьников с нормальным речевым развитием. Все дети обучались в 1 классе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы учителями-логопедами и педагогами, работающими с младшими школьниками с ФФНР.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и Приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией, акустико- фонематической формы [18].
Образованию фонематического восприятия, то есть способности усваивать и дифференцировать звуки речи (фонемы) большую роль выделяют такие авторы как Р.Е. Левина[19], Н.А. Никашина [23], Р.М. Боскис [3], Г.А. Каше [12].
На формирование слоговой структуры слов и всей фонетической стороны речи, по мнению Т.А. Ткаченко, хорошо воздействует совершенствование фонематического восприятия [32].
Формирование и развитие фонематических представлений тесно взаимосвязано с лексико-грамматическими представлениями.
Логопедическая работа, связанная с развитием фонематического слуха, дает хорошие результаты. Дети начинают хорошо понимать и дифференцировать приставки в однокоренных словах, окончания слов, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Звуковой анализ, как высшая ступень, появляется только при хорошо развитом фонетическом восприятии.
Звуковой анализ – это выявление фонем в слове в определенном порядке и их описание (мягкий - твердый; звонкий - глухой; гласный - согласный) [30].
Р. Е. Левина говорит о том, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ» [19, c. 125].
Дети, у которых смешивается нарушение звукопроизношения и понимание фонем, как правило наблюдается незавершенность процессов восприятия звуков, имеющие акустико-артикуляционные признаки и формирование артикулирования [19].
При недостатке произношения звука, которого мы слышим, становится хуже восприятие этого звука. Так считают Р.М. Боскис [3], Р.Е. Левина [19], А.Р. Лурия [22], Л.Ф. Чистович [37], Н.Х. Швачкин [39].
На освоение звукового анализа оказывает влияние уровень развития фонематического слуха. Бывают разные степени недоразвития фонематического восприятия. Отмечают следующие уровни:
На первичном уровне фонематическое восприятие нарушено первично. Условия к освоению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа развиты слабо.
На вторичном уровне фонематическое восприятие нарушено вторично. Из-за повреждений органов речи, как правило двигательных и анатомических, выявляются несформированность речевых кинестезий. Не сформирован главный механизм формирования произношения слухопроизносительное взаимодействие [2].
Л.А. Зайцева выделяет несколько трудностей у детей с ФФНР:
– из-за нарушенного звукопроизношения ребенок плохо анализирует эти звуки;
– даже при правильном произношении, ребенок не дифференцирует звуки, которые относятся к разным фонетическим группам;
– ребенок не может назвать наличие звука в слове или последовательность звуков в слове [9].
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи присутствуют своя специфика в состоянии звукопроизношения:
В речи таких детей нет некоторых звуков либо они замещают их. Сложные для произношения звуки замещаются простыми для произношения, например, вместо [с], [ш]- [ф], вместо [р], [л]- [л’], [J’], вместо звонких – глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) замещаются звуками [т], [т’], [д], [д’].
Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребенка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме.
Звуки, которые неправильно воспроизводятся ребенком или не верно применяются доходят до числа 16-20 звуков. Как правило, нарушены такие как свистящие и шипящие ([c]-[c’], [з]-[з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); взрывные звуки [т’] и [д’]; сонорные звуки [л], [р], [р’]; Звонкие звуки заменяются парными глухими; слабо противопоставлены Пары мягких и твердых звуков; нет согласного [J’], гласный [ы].
Замещаются группы звуков смешанного произношения. Говорится средний звук, вместо нескольких артикуляционно близких звуков, слабо различимый звук, вместо [ш] и [с] – мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] – нечто вроде смягченного [ч].
Это происходит из-за плохо развитого или нарушенного фонематического слуха. Фонематические нарушение, это такие нарушение, где звуки заменяют друг друга, из-за за этого смысл слова изменяется.
Звуки речи произносятся нестабильно правильно. Ребенок отдельные звуки говорит верно, но в речи они нарушаются или замещаются другими звуками. Бывает, что ребенок одинаковое слово в различных предложениях или при повторении говорит по-разному. Звуки у ребенка одной фонетической группы замещаются или искажаются. Эти нарушения называются фонетико- фонематическими.
Нарушено воспроизведение одного или нескольких звуков. Иногда дети могут неправильно говорить 2-4 звука или произносить правильно, при этом на слух не дифференцирует звуки разных групп. На слух правильное произношение как правило скрывает недоразвитие фонематических процессов. Нарушение артикуляционной моторики или слабое ее развитие вызывает нарушение звукопроизношения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.
Понимание форм не правильного произношения способствует применению нужной методики работы с детьми. При фонетических нарушениях особое значение направлено на отработку артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях – развитию фонематического слуха.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, З. И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З. И. Агранович. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 48 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.
3. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст] : Кн. для учителя /. М. Боскис. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988– 128 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 1996. – 416 с.
5. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения чтению. [Текст] /
Т. Г. Егоров.– М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 57 с.
6. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] /
Т. Г. Егоров М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 31 с.
7. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. – М. : Издательство Академии педагогических наук, 1958. – 370 с.
8. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева ; под ред. Н. С. Жуковой – Екатеринбург : Анталекс, 2002. – 59 с.
9. Зайцева, Л. А. Обследование детей с речевой патологией: методические рекомендации [Текст] / Л. А. Зайцева. – Мн. : НМ Центр, 1994. – 20 с.
10. Иваненко, С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников. [Текст] / С. Ф. Иваненко // Дефектология. – 1994. – № 1 – С.52-55.
11. Иншакова, О. Б. Некоторые приѐмы коррекции специфических ошибок чтения и письма [Текст] / О. Б. Иншакова. – СПб. : Гном, 2007. – 142 с.
12. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : Пособие для логопеда [Текст] / Г. А. Каше. – М. : Просвещение, 1985. – 207 с.
13. Климанова, Л. Обучение чтению в начальных классах [Текст] /
Л. Климанова // Школа. - 2003. - №18. С. 21 - 23. .
14. Кобзарева, Л. Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция[Текст] / Л. Г. Кобзарева, Е. В. Кузьмина. – Воронеж, 2000. – 96 с. .
15. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] /
А. Н. Корнев.– СПб. : ИД «М и М», 1997. – 286 с.
16. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] : учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева,
Л. В. Венедиктова. – СПб. : Союз, 2003. – 224 с.
17. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева – М. : Просвещение, 1983. – 136 с.
18. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и письма, их коррекция у младших школьников [Текст] / Р. И. Лалаева. – СПб. : Союз, 1999 – 201 с.
19. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей [Текст] /
Р. Е. Левина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 219 с.
20. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] /
А. А. Леонтьев. - М.Изд-во «Просвещение», 2005 – 214 стр.
21. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
22. Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма [Текст] /
А. Р. Лурия. – М. : Учпедгиз, 1956. – 625 с.
23. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников [Текст] / Н. А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р. Е. Левиной– М.: Просвещение, 1965. – С. 46-66
24. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / сост. Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
25. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / сост. Т. В. Волосовец. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
26. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / сост. Г. В. Чиркина. – М. : АРКТИ, 2005.– 240 с.
27. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968.
28. Репина, З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / З.А. Репина – Екатеринбург, 1999. – 90 с.
29. Русецкая, М. Н. Нарушение чтения у младших школьников [Текст]: Анализ речевых и зрительных причин / М. Н.Русецкая. – СПб. : КАРО, 2007.– 192 с.
30. Савка, Л. И. К вопросу о фонетико-фонематическом недоразвитии речи у учащихся начальных классов [Текст] / Л. И. Савка // Дефектология. – 2007. –№ 3. – С.20-27.
31. Спирова, Л. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] / Л. Ф. Спирова. – М. : Сфера, 2003. – 336 с.
32. Ткаченко, Т. А. Логопед у вас дома [Текст] /Т. А. Ткаченко. – М.: Эксмодетство, 2011.–288с.
33. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] : учебно-методическое пособие / Н.М. Трубникова. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998. – 51 с.
34. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание с обучение [Текст] : учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : «Издательство Гном и Д», 2000. – 128 с.
35. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. – М., 1999. – 260 с.
36. Хуснутдинова, Г. С. Особенности развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи [Текст] / Г. С. Хуснутдинова. // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – Т. 0. – Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. – С. 219-221.
37. Чистович, Л.А. Физиология речи. Восприятие речи человеком [Текст] /Л.А. Чистович. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 386 с.
38. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина [Текст] : книга для учителя / сост. Н. Г. Агаркова. – М. : Просвещение, 1993. – 407 с.
39. Швачкин, Н. Х. Развитие речевых форм у младшего школьника [Текст] / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии ребѐнка младшего школьного возраста. – М-Л. : АПН РСФСР., 1948. – С.101-133
40. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1956. – № 5. – С.39.
41. Эльконин, Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин // Доклады АПН РСФСР. – 1957. – № 1. – С.107-110.
42. Эльконин, Д. Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Знание, 1976. – 64 с.