Фрагмент для ознакомления
2
После одобрения Центральной экспертной комиссией (ЦЭК) (или экс-пертной комиссией (ЭК)) предприятия номенклатура дел отправляется на со-гласование с экспертно-проверочной комиссией архива. После того, как но-менклатура была утверждена, все подразделения получают подписанные вы-писки из нее.
Таким образом, составление сегодня номенклатуры дел является обяза-тельным нормативным требованием. Номенклатура дел дает возможность группировать документы в дела и обеспечивает оперативность поиска и со-хранности документного фонда.
Номенклатура дел объединяет основные делопроизводственные про-цессы: регистрацию, учет документов, экспертизу ценности документов и важнейшим документом в процессе отбора дел для сдачи их в архив органи-зации, где служит основой для составления описей дел постоянного и долго-временного хранения, в том числе по личному составу, актов на уничтожение документов.
1.2. Порядок составления номенклатуры дел кадровой службы
Номенклатура дел составляется секретарем совместно с начальниками структурных подразделений. Независимо от наличия типовой или пример-ной номенклатуры дел каждое учреждение должно иметь индивидуальную номенклатуру дел. Сводная индивидуальная номенклатура дел учреждения состоит, как правило, из номенклатур дел отдельных структурных подразде-лений и первичных общественных организаций, действующих в учрежде-нии.
Требования к составлению и оформлению номенклатур дел закрепле-ны в:
Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Росархива от 06 февраля 2002 г. (раздел 3.4) ;
Методические рекомендации по разработке инструкций по дело-производству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных приказом Росархива от 29 декабря 2009 г. № 76 (раздел 3.5).
При составлении номенклатуры дел изучается структура организации, ее документооборота, проводится опрос сотрудников, производится агита-ционная работа с начальством – обосновывается необходимость создания данного документа.
Номенклатура дел составляется на основе изучения состава и содержа-ния документов, образующихся в деятельности организации. При составле-нии номенклатуры учитываются:
Устав организации;
Положением об организации;
Учредительный договор организации;
Положения о структурных подразделениях;
Штатное расписание;
Структура и штатная численность;
Номенклатура дел за прошлый год;
Опись дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения,
Регистрационные формы,
Ведомственные и типовые перечни документов с указанием сро-ков их хранения,
типовые и примерные номенклатуры дел.
В номенклатуру дел вносятся заголовки дел для группировки докумен-тов, отражающие все документируемые участки и вопросы деятельности ор-ганизации, а также заголовки дел временно действующих органов.
Последние необходимы для подтверждения полномочий организации или прекращения ее деятельности (например, дела ликвидационной комиссии организации включаются в номенклатуру дел ликвидируемой организации).
Номенклатура дел составляется по следующей унифицированной фор-ме (таблица 1.1)
Таблица 1.1
Форма номенклатуры дел
Индекс дела Заголовок дела (тома, части) Кол-во ед. хр. Срок хране-ния и № ста-тей по переч-ню Примечание
1 2 3 4 5
Основа структуры номенклатуры дел - структура (штатное расписание) организации.
Разделами, подразделами и другими делениями номенклатуры дел яв-ляются названия подразделений (например: канцелярия, бухгалтерия, отдел кадров и т.п.).
Проведем анализ граф номенклатуры дел организации:
Графа 1 «Индекс дела» содержит индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного в организации циф-рового обозначения структурного подразделения и порядкового номера за-головка дела по номенклатуре дел в пределах структурного подразделения. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами. Например: 02-03, где 02 – индекс структурного подразделения, 03 – порядковый номер заголовка дела по номенклатуре дел. При этом в номенклатуре дел рекомендуется сохранять одинаковые индексы для однородных дел разных структурных подразделе-ний (направлений деятельности), например, «Приказы по основной деятель-ности» (02-03, 03-03, 04-03 и т.д.);
Графа 2 «Заголовок дела» содержит заголовки дел (томов, частей). Порядок расположения заголовков дел внутри разделов и подразделов но-менклатуры дел определяется степенью важности документов, составляющих дела, и их взаимосвязью. Вначале располагаются заголовки дел, содержа-щих организационно-распорядительную документацию. При этом заголовки дел, содержащих постановления и приказы вышестоящих организаций, рас-полагаются перед заголовками дел с приказами руководителя организации. Далее располагаются заголовки дел, содержащих плановые и отчетные до-кументы. Заголовки дел, заведенных по географическому и по корреспон-дентскому признакам, вносятся в номенклатуру дел по алфавиту географиче-ских названий или корреспондентов;
Графа 3 «Кол-во ед. хр.» фиксирует количество дел (томов, частей). Она заполняется по окончании календарного года;
Графа 4 «Срок хранения и № статей по перечню» содержит срок хра-нения дела, номера статей по перечню (типовому, ведомственному), а при его отсутствии – по типовой или примерной номенклатуре дел. При включении в номенклатуру заголовков, документов, срок хранения которых не преду-смотрен типовым или ведомственным перечнями документов, срок их хране-ния устанавливается экспертно-проверочной комиссией соответствующего архивного учреждения по представлению архива организации и централь-ной экспертной комиссией (экспертной комиссией) организации;
В графе 5 «Примечание» указываются отметки о заведении дел, о пере-ходящих делах, о выделении дел к уничтожению, о передаче дел в другую организацию для продолжения и др.
В конце года заполняется итоговая запись о количестве заведенных дел (томов), отдельно постоянного и временного хранения. Сведения, содержа-щиеся в итоговой записи номенклатуры дел организации, в обязательном порядке сообщаются архивному учреждению, о чем в номенклатуре дел проставляется отметка с указанием должности лица, сделавшего отметку, и расшифровки его подписи.
Форма итоговой записи к номенклатуре дел организации приводится в приложении 7 Основных правил работы архивов организаций.
В процессе составления номенклатуры дел необходимо помнить, что качественная номенклатура дел может обеспечить правильное хранение и быстрый поиск документов.
Рассмотрим процедуру хранения документов, как функцию, исполне-ние которой обеспечивается с помощью номенклатуры дел.
В понятие делопроизводство кроме документирования информации и организации документооборота также входит хранение и использование до-кументов в текущей деятельности предприятия.
Данный вид хранения называют оперативным (или текущим), при этом оперативное хранение можно подразделить на два подвида:
хранение документов в процессе их исполнения;
хранение исполненных документов.
Другими словами, под оперативным хранением понимается процесс, осуществляемый в течение практического использования документов до про-ведения экспертизы ценности и передачи документов на архивное хранение.
Документы во время их исполнения хранят в структурном подразделе-нии, для чего заводятся специальные папки с надписями типа:
«На исполнении»;
«Срочно»;
«Для коллегии»;
«На отправку»;
«На согласование»;
«На подпись» и т.п.
На каждой папке указывают фамилию исполнителя и его телефон. По-сле окончания рабочего дня папки убирают в сейф, шкаф или стол. После окончания работы с документом он передается для помещения в дело. 3
Исполненные документы формируются в дела согласно номенклатуре дел. При этом дела с момента их заведения и до передачи в архив организа-ции должны храниться по месту их формирования.
Номенклатура дел разрабатывается для того, чтобы:
вести учет дел, заведенных в течение года в фирме и в ее струк-турных подразделениях;
формировать дела (обеспечивать порядок при подшивке доку-ментов в дела);
вести индексацию дел;
составлять описи при сдаче в архив документов постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения;
вести учет в архиве документов временного хранения (до 10 лет).
Также, классификация документов имеет значение не только для хране-ния и уничтожения документов.
1.3. Внедрение номенклатуры дел
Номенклатура дел утверждается и тиражируется в количестве необхо-димом для деятельности предприятия. Готовится минимум 4 экземпляра но-менклатуры дел для следующих подразделений:
кадровая служба в качестве документа постоянного хранения;
кадровая служба в качестве рабочего экземпляра документа;
архив – в качестве учетного документа;
государственный архив.
Все структурные подразделения получают выписку из номенклатуры дел для формирования документов подразделения в дела.
Номенклатура дел разрабатывается и утверждается в организации каждый год и начинает действовать с первого января каждого года. Ответ-ственное подразделение за разработку номенклатуры дел – отдел ДОУ, де-лопроизводства, секретариат или канцелярия, общий отдел. Этапы и сроки приведены на рисунке 1.1.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Ю.А., Лутиков А.С. Номенклатура дел негосудар-ственного медицинского учреждения // Медицинская сестра. 2009. № 2. С. 36-37.
2. Балаганская В.С., Петряева В.С. Роль кадрового делопроизвод-ства в управлении персоналом // В сборнике: экономика, бизнес, финансы: актуальные вопросы и современные аспекты сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 11-13.
3. Беленькая О.Н. Внутренний аудит как способ управления доку-ментами образовательной организации // В сборнике: Наука. Культура. Ис-кусство: актуальные проблемы теории и практики сборник докладов Всерос-сийской научно-практической конференции: в 4-х томах. 2016. С. 25-29.
4. Бондарь А. Регистрация документов – первый шаг к наведению порядка в документообороте // Кадровик. 2013. № 4. С. 142-147.
5. Боровлева З.А. Формирование документального фонда органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Сыктывкар, 2008.
6. Братейко М. Как правильно хранить документы // Кадровик. 2014. № 1. С. 167-178.
7. Бурова Е.М. Некоторые особенности составления и оформления номенклатуры дел // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2013. № 2. С. 38-46.
8. Быкова Т.А. Хранение документов в акционерных обществах // Акционерное общество: Вопросы корпоративного управления. 2008. № 8. С. 35-45.
9. Быстренина И.Е. Применение конфигурации «1с:предприятие 8» в решении задач управления делопроизводством хозяйствующего субъекта // В сборнике: Новые информационные технологии в образовании Сборник научных трудов 20-й международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Д.В. Чистова. 2020. С. 313-315.
10. Вавилова Е. Организуем архивную работу в отделе кадров // Кадровик. 2012. № 11. С. 170-186.
11. Габитова В.В., Савина Л.С. Опыт составления номенклатуры дел в СЭД «САДД ТУ» // В сборнике: Актуальные проблемы и основные пути развития управления документацией и архивным делом: региональный ас-пект Сборник научных статей III Всероссийской научно-практической кон-ференции, посвященной 100-летию Государственной архивной службы Рос-сийской Федерации. Ответственный редактор Б.В. Бурангулов. 2018. С. 112-118.
12. Горюнова П.А. Организация и регулирование кадрового дело-производства // В сборнике: юриспруденция в теории и на практике: акту-альные вопросы и современные аспекты сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2020. С. 172-174.
13. Гулиева С.Г. Архив администрации президента и правительства Чеченской республики: прошлое и настоящее (1990-2000-е гг.) // Вестник РГГУ. Серия: Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность. 2017. № 4 (10). С. 44-52.
14. Деловые коммуникации / Хозяинов М.С., Лузина Л.В., Ковалева Е.В. Учебное пособие / Министерство образования Московской обл, Госу-дарственный университет «Дубна», Факультет экономики и управления, ка-федра управления проектами. Дубна, 2015. Том Часть 1 Делопроизводство.
15. Документационное обеспечение управления персоналом / Масло-ва В.М., Абуладзе Д.Г., Выпряжкина И.Б. Учебник и практикум / Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (1-е изд.).
16. Дрыгина Н.Н. Роль экспертной комиссии в формировании архив-ного фонда астраханского государственного медицинского университета // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 3 (70). С. 110-116.
17. Дудукалов Е.В. Автоматизированная система управления персо-налом в высших учебных заведениях и научных организациях «академкадр» (hrms «academkadr») / Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2020613680, 19.03.2020. Заявка № 2020612603 от 03.03.2020.
18. Емышева Е.М. Значение номенклатуры дел в формировании ар-хивного фонда Российской Федерации // В сборнике: Архивный фонд РФ: феномен, мифы и реальность Российский государственный гуманитарный университет, Историко-архивный институт; ответственный редактор Е. В. Старостин; составители: Е. В. Старостин, Т. Г. Архипова, А. Б. Безбородов, В. П. Козлов, Е. М. Бурова, Т. В. Кузнецова, В. М. Магидов; ответственный секретарь С. Д. Воронов. 2001. С. 145-146.
19. Емышева Е.М. Методика составления номенклатуры дел // Секре-тарское дело. 1996. № 3. С. 31-34.
20. Кукис О.Н. Особенности составления сводной номенклатуры дел коммерческой организации на примере ООО «БНГРЭ» // Научные исследо-вания. 2017. № 5 (16). С. 29-30.
21. Куракова Т.В., Чернявская К.А. Первичные учётные формы в кадровом делопроизводстве // В сборнике: Молодежная наука Сборник лучших научных работ молодых ученых. Краснодар, 2020. С. 237-240.
22. Латышева Н. Номенклатура дел в суде // Мировой судья. 2009. № 3. С. 7-12.
23. Лоскутникова Е.Н. Особенности работы государственного архива Хабаровского края с организациями -источниками комплектования феде-ральной формы собственности // Вестник архивиста. 2009. № 4. С. 3-5.
24. Лукашева Н.Н. Некоторые вопросы организации делопроизвод-ства // Научный вестник Крыма. 2017. № 5 (10). С. 22.
25. Лукина Л.И. Номенклатура дел и приказы в ДОУ: Л. И. Лукина. Москва, 2005. Сер. Приложение к журналу «Управление ДОУ».
26. Матросов Н.А. Ведение кадрового делопроизводства от а до я // Теория и практика современной науки. 2020. № 1 (55). С. 283-285.
27. Милых Ю.В. Мероприятия по совершенствованию документаци-онной деятельности гостиничного предприятия // В сборнике: Документаци-онное обеспечение организационной и производственной деятельности Сборник материалов Региональной научно-практической конференции. От-ветственный редактор Н.Н. Коротеева . 2018. С. 39-43.
28. Мурыгина О.С., Ильина Н.М. Новые правила нотариального де-лопроизводства: некоторые проблемы применения // Нотариальный вест-никъ. 2014. № 10. С. 39-49.
29. Осипов Д.А., Шалягин Д.Д. Факторы эффективности аудита кад-рового делопроизводства // В сборнике: нормативно-правовые основы фор-мирования и развития информационного общества сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 10-14.
30. Патентная политика университета: разработка локальных норма-тивных документов / Видякина О., Тюкавкин-плотников А. // Интеллектуаль-ная собственность. Промышленная собственность. 2010. № 6. С. 34-42.
31. Полтавченко А.А. Анализ состояния кадрового делопроизводства в государственном учреждении // Студенческий вестник. 2020. № 5-3 (103). С. 68-71.
32. Просвирина Н.В. Учет направлений деятельности по управлению персоналом и его особенности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1-2. С. 83-89.
33. Рогожин М.Ю. Типичные ошибки кадрового делопроизводства / Справочное издание / Изображение на обложке VERSUSstudio/Shutterstock.com. Москва, 2020.
34. Романченко Е.В. Построение системы хранения документов в условиях финансового холдинга // Вестник архивиста. 2011. № 4. С. 32-45.
35. Сичкарева М.М. Проект номенклатуры дел юридического отдела (службы) организации // Право и экономика. 2015. № 10 (332). С. 38-40.
36. Тищенко Н.И., Пироцкий Б.Ю. Нормативное обеспечение органи-зации делопроизводства в учреждениях культуры // Молодий вчений. 2015. № 2-6 (17). С. 564-567.
37. Управление персоналом: теория и практика. Делопроизводство в кадровой службе / Ловчева М.В., Галкина Е.Н., Гурова Е.В.: Учебно-практическое пособие / Под ред. А. Я. Кибанова. Москва, 2020.
38. Управление персоналом: теория и практика. Делопроизводство в кадровой службе / Ловчева М.В., Галкина Е.Н., Гурова Е.В. / Учебно-практическое пособие / Под ред. А. Я. Кибанова. Москва, 2020.
39. Фомина Л.Б. Номенклатура дел в аптеке // Новая аптека. Норма-тивные документы. 2008. № 8. С. 35-41.
40. Фомина Л.Б. Номенклатура дел в аптечном предприятии (окон-чание) // Новая аптека. Нормативные документы. 2008. № 9. С. 36-39.
41. Шапиро С.А., Филимонова И.В. Практикум по дисциплине «управление человеческими ресурсами». Москва-Берлин, 2020.
42. Шатина Н.В. Составление номенклатуры дел // Секретарское де-ло. 2000. № 1. С. 18-23.
43. erbebank.com